В октябре в Алматы торжественно открылась первая цифровая заправка под брендом Qazaq Oil. На ней можно залить бензин или дизтопливо без прямого контакта с человеком и без очереди на кассе. Достаточно нескольких касаний на экране и оплаты с помощью кредитной карты.
Примечательно, что бренд Qazaq Oil для Казахстана – не новый. Именно так называлась первая национальная нефтегазовая компания, созданная в марте 1998 года по указу президента Нурсултана Назарбаева. Правда, тогда название ее писалось на кириллице.
Отцом-основателем компании был легендарный нефтяник Нурлан Балгимбаев. Представитель влиятельной атырауской династии, в советское время работавший в министерстве нефтяной и газовой промышленности СССР, а после распада Союза быстро вписавшийся в новые рыночные реалии. После учебы в Массачусетском университете и стажировки в штаб-квартире американской корпорации «Шеврон» в Сан-Рамоне он вернулся в Казахстан, где был назначен в 1994 году первым министром нефти и газа независимого Казахстана.
Министром Балгимбаев был амбициозным и своенравным, и решительно строил отрасль по западным лекалам. Многие руководители крупных компаний, ходившие по коридорам правительства, как у себя дома, зачастую вынуждены были часами просиживать в его приемной в высотке на Богенбай батыра в Алматы.
Планам Нурлана Утебовича по формированию мощной отраслевой структуры не суждено было сбыться – в ходе начавшейся в 1996 году широкомасштабной приватизации лучшие добывающие и перерабатывающие компании с серьезными активами ушли под обещание будущих инвестиций в руки «индонезийских», «японских», «американских» компаний, о которых на родине никто не слышал. Фактически «КазахОйл» создавался на ошметках отрасли – на базе «Эмбамунайгаза» и «Озенмунайгаза», которые не успели продать в силу того, что это самые старые предприятия, себестоимость добычи на которых высока, а ресурсная база истощена.
Хотя планку для «КазахОйла» Нурлан Балгимбаев как ее первый руководитель, задал высокую – достаточно сказать, что стратегию ее развития приглашенные консультанты писали, используя пример и опыт норвежской национальной нефтегазовой компании «Статойл», ставшей за 16 лет одним из лидеров мирового рынка. Но стратегия столкнулась с реальностью. А потом был «Казахгейт». И Балгимбаеву по указанию с самого верха пришлось срочно уйти в тень. Вместе с компанией, которая фигурировала в файлах американской фемиды. В 2002 году «КазахОйл» был упразднен, и на его базе создана нацкомпания «КазМунайГаз», в которой Балгимбаеву места больше не нашлось.
И вот, спустя почти два десятилетия «КазахОйл» возвращается. В ином обличии – в течение трех ближайших лет вывески Qazaq Oil появятся на всех автозаправочных комплексах бывшей сети АЗС «КазМунайГаз». Как известно, в прошлом году нацкомпания в рамках программы приватизации непрофильных активов продала все свои 334 автозаправочных станции вместе с нефтебазами частному ТОО «Petro-retail» за 60,5 млрд тенге. Думаю, если бы где-нибудь в Америке или Европе нефтяникам сказали, что генерирующая основную прибыль розничная сеть продаж является «непрофильным активом» для вертикально-интегрированной нефтегазовой компании, они бы долго и громко смеялись.
Но ведь это только алхимики безуспешно искали философский камень, позволяющий превращать металлы в золото. А в наших условиях в умелых руках, а особенно – в кого надо руках! – профильные активы с легкостью превращаются в непрофильные, и наоборот. И никакой алхимии!