В повседневной суете бесконечных «дней сурка» как-то не замечаешь многих моментов, потому что нужно остановиться, приглядеться, сравнить и, подумав, понять. Есть ли на это время, силы, желание и возможности? Не у всех звезды сходятся в нужном месте и в нужное время.
Совместный с коллегами труд над анализом итогов «развития» нашего многострадального образования заставил в очередной раз остановиться и понять, что пришли мы точно не туда. Стало очень не по себе.
Говорят, что революция – это двигатель прогресса. История это не раз подтвердила. Есть страны, которые это поняли и адаптировались к новым условиям, а есть страны, которые канули в лету, как не справившиеся с новыми вызовами.
Все мы стали свидетелями цифровой революции, что настигла человечество второй половине XX века. Уже в 2016 году машина обыграла чемпиона мира по игре ГО, доказав, что может мыслить стратегически. Компьютеры стали самообучаемыми и человечество получило в актив IV промышленную революцию, т.н. Индустрию 4.0. Это привело к внедрению киберфизических систем в производство.
Уже стираются границы между физической, биологической, цифровой системами – они связываются в единую сеть. Происходит прямое общение между людьми и устройствами, убыстряются процессы принятия решений, происходит мгновенная модернизация, адаптация, коррекция ошибок, снижаются объемы потерь.
Чтобы нормально интегрироваться в производственные отношения сегодня, надо обладать знаниями завтрашнего дня! У нас же шел обратный процесс, который чиновниками искусно, со знанием дела маскировался и прятался за второстепенными индикаторами, а если этого не получалось, то просто проводилась т.н. «перезагрузка» программы.
Так в программе развития образования на 2011-2020 годы ставилась цель улучшить результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях.
В международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Казахстан должен был выйти на 40-45 место. Это и есть базовый показатель, поскольку он оценивает, по сути, фундаментальную подготовку учеников – в математике, естествознании, читательской грамотности. В итоге закончилось все досрочным прекращением действия госпрограммы. Вместо нее была принята новая, рассчитанная на 2016-2019 годы. Из нее данные целевые индикаторы просто исчезли.
Сейчас же, по итогам последнего рейтинга, мы имеем серьезное ухудшение результатов. Казахстан по математике на 54-м месте из 78 стран, по естествознанию и по читательской грамотности – на 69-м месте.
На последних местах мы по уровню информационной и компьютерной грамотности школьников (ICILS), по показателю грамотности взрослого населения (PIAAC).
С такими удручающими показателями смогут ли наши производительные силы соответствовать новым производственным отношениям – это уже НЕ риторический вопрос. Однозначно нет!
Последствиями Индустрии 4.0, как показывает опыт развитых стран, стали проблемы сокращения рабочих мест и с трудоустройством молодых людей. Роботизация выгодна собственникам тем, что не нужно создавать условия для работников, исключается человеческий фактор, исключается риск неизбежного конфликта между производственными силами и производственными отношениями.
Человек освободится от рутинного и тяжелого труда, но вот именно здесь и кроется самая большая проблема именно для человека, потому что приведет к безработице. Пример – США, где проблему общества решили за счет политики количественного смягчения. То есть Правительство США выпускает долговые бумаги, обменивает их на доллары Федерального резерва и направляет их на поддержание должного уровня жизни и другие проекты, но это тоже временная мера. Жить в долг страна может, но это доступно не всем странам: что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Вести «независимую» денежно-кредитную политику сегодня в мире могут только Великобритания, Евросоюз, КНР, США и Япония. Остальные страны, в том числе и Казахстан, должны сами зарабатывать для пополнения своих бюджетов или, если не хватает, то занимать средства за рубежом.
В рамках социальных реформ увеличены гранты на технические специальности – сегодня у нас молодые люди бесплатно учатся в средних специальных учебных заведениях. Это хорошо и именно поэтому сегодня государство должно озаботиться вопросом – куда будут направлены выпускники ВУЗов и высвободившиеся в результате внедрения плодов промышленной революции 4.0 у нас работники. Растить и содержать пополняющуюся армию безработных очень опасно и тяжело для бюджета. Надеяться на программы индустриализации пока не приходится, потому что загрузка большинства предприятий не полная и перспективы развития довольно туманны по причине слабых экспортных возможностей этих производств. Сельское хозяйство рекрутирует на постоянной основе очень мало, а введение в АПК новых технологий уменьшит количество работников в разы.
В городской сфере люди будут вытесняться роботами и программными комплексами из разных сфер: водители, журналисты, нотариусы, официанты, охранники, продавцы, юристы и список можно продолжать. Даже психолога довольно удачно в пилотном проекте заменил чат-бот!
Судя по всему, выход из ситуации Правительство до сих пор видит в развитии массового предпринимательства, индустриализацию в рамках переноса промышленных предприятий из КНР, которые уже ориентированы на внешний рынок, развитие крупных кластерных проектов в АПК, временное вовлечение в строительство инфраструктуры.
Некоторые шаги правильные, некоторые спорные, и многое зависит от качества исполнения. Как признали в Правительстве, новые и переобученные за счет бюджета кадры оказались невостребованными на рынке труда, поэтому было принято решение «привязать» обучающихся к работодателю. Но устроит ли работодателя качество подготовки кадров? Если молодой человек не имеет базовых знаний со средней школы, то как он может стать специалистом в узкой сфере, где цена ошибки – это, как минимум, дорогостоящее оборудование, а максимум – жизнь работника и свобода директора?
Несмотря на постоянный формальный рост расходов на образование и науку, мы движемся к положению страны с преобладанием дешевой и низкоквалифицированной рабочей силы. Фактически, откатываемся в группу отстающих развивающихся стран, вместо того, чтобы двигаться в тридцатку. Это очень тревожная тенденция, которую нельзя переломить технической программой.
Есть понимание, что новому министру разгрести «авгиевы конюшни» предыдущих реформаторов можно только радикальным методом. Но решится ли он на это – покажет время. Пока же для ободренной педагогической общественности и обеспокоенных родителей принят Закон «О статусе педагога».
Но легче от этого многим не становится, потому что в памяти те прошлые «титанические усилия» чиновников от Министерства образования по углублению, расширению и цифровизации системы. Доверия нет. И пока наши космические корабли бороздят просторы, акимы на лэнд-крузерах бескрайние степи, а детишки учатся по учебникам с ошибками в 3 смены и в классах по 45 человек на устаревших компьютерах, то мы все хорошо справляемся с задачей на оглупление. Нам всем за это – «5».