Отсутствие каких-либо упоминаний о Национальном фонде в выступлении главы государства на заключительном заседании Госкомиссии по ЧП ясно обозначило намерение властей Казахстана поставить хотя бы временную точку в разгоревшихся дебатах о дальнейшей судьбе этого виртуального хранилища нефтедолларов.
А дебаты эти идут давно с тех пор, как во время глобального финансового кризиса 2007-2008 годов из Нацфонда, созданного изначального для накопления средств на благо будущих поколений казахстанцев, было выделено $10 млрд. правительству на антикризисные меры. С тех пор использование средств фонда на такие цели стало делом привычным, что вызвало естественную критику со стороны ряда экспертов, говоривших о неминуемом истощении его активов в течение 5-7 ближайших лет. А после того, как с введением режима ЧП для борьбы с пандемией коронавируса был резко – на 2 трлн. тенге до 4,8 трлн. тенге – увеличен размер гарантированного трансферта из Нацфонда в республиканский бюджет на текущий год, тревогу забили даже в парламенте Казахстана!
Основанием для этого стал вполне официальный документ – пояснительная записка правительства к проекту указа главы государства о внесении изменений и дополнений в закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы». Текст этой записки доступен в интернете. В нем ясно говорится, что поступления от организаций нефтяного сектора в Нацфонд в этом году сократятся против утвержденного плана на 1,6 трлн. тенге до 1,0 трлн. тенге, то есть в 2,6 раза! Причины такого падения вполне ясны – это резкое снижение среднегодовой цены на нефть с $55 за баррель, заложенной в прежние расчеты, до $20, наряду с сокращением добычи нефти с 90 млн. тонн до 86 млн. тонн согласно обязательствам Казахстана в рамках сделки ОПЕК +.
Как не трудно подсчитать, разница между гарантированным трансфертом из Нацфонда в бюджет и ожидаемыми поступлениями в него составляет величину порядка 3,8 трлн. тенге, на которую уменьшатся его активы в текущем году. В пересчете на американскую валюту по заложенному в официальные прогнозы среднегодовому расчетному курсу в 440 тенге за доллар это сокращение составит $8,6 млрд. Если учесть, что в канун введения режима ЧП активы Нацфонда оценивались примерно в $60 млрд. и к тому же ежемесячно снижались в текущем году, то получается, что борьба с коронавирусом обойдется ему в потерю 14,3% активов до уровня $51,4 млрд. А поскольку в ближайшие годы особого роста нынешних низких цен на нефть не ожидается, то вполне логично зазвучали опасения о дальнейшем росте гарантированного трансферта из фонда почти до 7 трлн. тенге или более $15 млрд.! Это и дало основание скептикам вполне аргументировано утверждать, что в итоге деньги Нацфонда могут быть исчерпаны не через 5-7 лет, а даже через 3-4 года.
Примечательно, что спустя лишь две недели после введения режима ЧП в очередном заявлении главы государства было озвучено требование о рациональном расходовании средств фонда и рассмотрении возможности прямого финансирования реальной экономики через государственные институты развития, ресурсы и инструменты Нацбанка, государственного фонда социального страхования. А 24 апреля на заседании Совета к этой теме подключился возглавляющий его Елбасы – первый президент, ясно заявивший о том, что Нацфонд «не беспредельный» и поэтому его деньги надо его использовать экономно и только в крайних случаях.
Как теперь будут выкручиваться власти Казахстана из этой напряженной ситуации в условиях низких цен на нефть и только начинающей восстанавливать обороты экономики страны, пока не понятно. По идее, государству необходимо в первую очередь сократить бюджетные расходы, чтобы впредь не увеличивать гарантированные трансферты из Нацфонда. Поскольку социальные расходы представляют собой «священную корову», то основательно придется резать затраты на содержание самого государства и прочие несоциальные нужды, в том числе и на поддержку бизнеса.
Но пока в Минфине заявили лишь о намерении увеличить налоговые поступления в несырьевом секторе с тем, чтобы после роста ненефтяного дефицита бюджета в текущем году с 7% до 10,8% от ВВП добиться его снижения до 5,3% к 2023 году. Таким образом, давление налогового пресса вырастет как раз на ту часть экономики (в первую очередь на обрабатывающую отрасль), для развития которой давно уже необходимо создавать стимулы, чтобы снизить зависимость от добычи и экспорта сырья, а в перспективе и вовсе покончить с «нефтяным проклятьем». Другого выхода у государства на данный момент не предвидится, так как в официальный прогноз цена нефти в $30 заложена теперь аж до 2025 года!
Но и при этом раскладе дальнейшая судьба Нацфонда не выглядит столь уж драматичной, как это предсказывают скептики. Объем гарантированного трансферта из него начнет снижаться со следующего года и опустится до 2,4 трлн. тенге в 2023 году. Поступления от нефтяного сектора будут увеличиваться ежегодно и поднимутся до 1,6 трлн. тенге, к ним добавится еще инвестиционный доход от управления активами Нацфонда в 0,6-0,7 трлн. тенге, поэтому темпы снижения активов фонда будут вполне терпимыми. В долларовом эквиваленте его валютные активы снизятся с $53,2 млрд. на конец текущего года до $50,4 в 2023 году, а в тенговом выражении общий объем его средств опустится с 27,3 трлн. тенге до 25,5 трлн. тенге. По отношению к ВВП это адекватно снижению с 39,3% до 29,1%. Так что пока говорить о скором исчезновении этой «подушки безопасности» вряд ли стоит.
К тому же у Казахстана есть значительный резерв для мобилизации необходимых финансовых ресурсов по примеру развитых государств – это наращивание государственного долга, размер которого пока ограничен 27% от ВВП. В итоге наша страна выступает чистым кредитором других государств, в первую очередь развитых. В их долговые обязательства инвестируются как средства Нацфонда, так и часть пенсионных накоплений казахстанцев, вместо того, чтобы нам самим быстро развиваться как на собственные деньги, так и на заемные из-за рубежа. Правда, в таком долговом перекосе есть и свой плюс – ведь Казахстан давно числится на хорошем счету в международных финансовых организациях и рейтинговых агентствах. Хотя с точки зрения большинства жителей наша страна явно топчется на месте в экономическом развитии в последние годы, попав в так называемую «ловушку среднего дохода».