Изучив доклад Всемирного банка и неутешительные прогнозы по экономике Казахстана, обратил особое внимание на ожидаемое снижение качества образования в нашей стране. По прогнозам экспертов Всемирного банка, количество казахстанских детей, НЕ обладающих функциональной грамотностью, после окончания карантина, возрастет с 64 до 67%. На фоне стремительно ухудшающейся экономической ситуации эти 3% могут показаться не самой большой трагедией, но, если раскрыть само понятие функциональной грамотности, то ситуация с катастрофическими долгосрочными последствиями становится очевидной.
Под функциональной грамотностью подразумевается умение читать, понимание человеком касающихся его законов, понимание и соблюдение норм общественной жизни и правил безопасности, понимание технологических процессов, в которые человек вовлечен, информационная грамотность. То есть функциональная грамотность подразумевает самые элементарные вещи, которые позволят человеку просто быть общественно безопасным и потенциально конкурентоспособным гражданином.
Казахстанские школьники и до пандемии были недоученными на 2,5 года по сравнению со школьниками стран, входящих в ОЭСР. Но, вследствие дистанционного обучения, этот показатель вырастет еще больше. Также, существенно вырастет разрыв в образовании между обеспеченными семьями и семьями бедными, и, к сожалению, бедные семьи зачастую являются многодетными. Во Всемирном банке полагают, что количество казахстанцев, которые даже по официальной статистике станут бедными, вырастет более чем на 800 тысяч человек к концу этого года. Особенно пострадают дети, поскольку вследствие бедности и отсутствия полноценного доступа даже к некачественному образованию, повысит отсев школьников. А это означает рост молодежной безработицы, рост преступности, рост экстремистских рисков.
«Воздействие COVID-19 на образование и потери в обучении для затронутых учащихся будет иметь последствия для экономики, которые буду ощущаться в течение десятилетий. Негативное воздействие на обучение и сокращение продолжительности обучения в школе категорий учащихся, затронутых COVID-19, приведут к снижению их ожидаемого дохода прибли- зительно на 2,9%, если исходить из предположения, что один год обучения в школе обеспечивает увеличение доходов в среднем на 8 процентов. Общие экономические потери могут составить до 1,9 миллиарда долларов США (ППС 2011 года) в год. В Казахстане необходимо увеличить расходы на образование, обеспечить равенство и восстановление для компенсации негативного воздействия на обучение, предотвратить отсев учащихся и инвестировать средства в создание устойчивой системы образования, способной противостоять кризисам в будущем»
– из доклада Всемирного банка
Мы обязаны сосредоточить усилия на образовании, потому что от этого зависит будущее нашей страны. Если две трети обучающихся детей, согласно тестам, не способны осознавать требования государства к гражданам и соблюдать правила собственной безопасности, то казахстанское общество находится под угрозой. Поэтому решение вопросов детского образования и детской бедности должны стать приоритетными для Правительства и стать одной из центральных тем обсуждения в обществе.
Дети – это та категория граждан, голос которой не был слышан раньше и, тем более, не слышен сейчас. Хотя именно от них зависит само существование Казахстана как государства. Поэтому мы, взрослые, должны предпринять все усилия для того, чтобы вытащить детей из состояния бедности и дать им возможности самореализоваться, а не пропасть в стремительно меняющемся мире.