rezonans.kz
-23 °c
Astana
-9 ° Sat
-1 ° Sun
-6 ° Mon
-12 ° Tue
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью
No Result
View All Result
rezonans.kz
No Result
View All Result
Дом Интервью

Почему наши дети стремительно деградируют?

Мерей Сугирбаева
29.01.2020
in Интервью
0
Почему наши дети стремительно деградируют?

Porapak Apichodilok (pexels-photo)

536
SHARES
1.1k
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Согласно исследованиям PIAAC, казахстанцы в возрасте 55-65 лет опережают по своему интеллектуальному уровню 16-34-летних, хотя должно быть наоборот.

В чем причина? 

На этот вопрос попыталась ответить депутат Мажилиса Парламента, до недавних пор возглавлявшая алматинский лицей №48, Ирина Смирнова. По ее словам, когда говорят о высоких показателях казахстанских школьников на международных олимпиадах или об улучшающихся показателях в международных исследованиях уровня функциональной грамотности типа PISA, то надо помнить, что в первом случае речь идет об одаренных детях, а во втором – о школьниках, которых отобрали для участия в этих тестированиях.

  – Однако даже при таком отборочном подходе, в 2015 году в общих по всем странам результатах PISA, Казахстан указан не был, потому что результаты нашей страны были не просто непрезентативны, а еще хуже, – говорит она. – В отчете исследовании PISA-2015 черным по белому написано: «Национальные оценщики в Казахстане не проявили требуемую строгость при маркировке…». В результате этого закодированные оценщиками задания не соответствовали стандартам PISA, и были исключены из базы международных данных.

В переводе на обычный язык это означает, что школьникам, мягко говоря, помогали писать эти работы.

В декабре 2019 года были обнародованы итоги PISA-2018. Если сравнивать с 2009 годом, когда эти исследования у нас проводились последний раз, то по естествознанию девять лет назад было 400 баллов, в 2018 году – уже 397, по читательской грамотности в 2009 году – 390 баллов, в 2018 году – 387. И только по математике соответственно 405 и 423 балла.

Почему наблюдается такой спад? По мнению Ирины Смирновой, в первую очередь, в этом виноват элитарный подход к образованию.

–  Когда нововведения могут пойти на пользу только небольшой группе школьников, это приводит к тем проблемам, которые мы сегодня имеем: из-за деления школ на элитные за счет государственных средств и обычные идет колоссальный разрыв между разными слоями общества, – считает она. 

–  Проблемы в образовании с одной стороны – показатель этого разрыва, а с другой  – причина. Мы должны понять, что когда мы говорим об образовании, то должны иметь в виду не отдельные элитные школы, а три миллиона детей, обучающихся в обычных школах. При этом большая часть из них сельские. Но наше министерство образования и науки почему-то упорно продолжает считать, что коль нововведения хорошо зарекомендовали себя в условиях таких школ, как НИШ, РФМШ и «Дарын» для одаренных детей, а также сети школ-гимназии и лицеев с углубленным изучением предмета, то и для обычной школы они тоже подойдут. Между тем в названных школах дети имеют более высокий интеллектуальный уровень (от рождения или же как результат социального капитала, обусловленного высоким материальным статусом семьи), поэтому у них изначально стартовые позиции выше, чем у основной массы детей из обычной среднестатистической семьи.

Поэтому все нововведения, несмотря на эффективность в условиях элитных школ, в обычной школе приведут к еще большему разрыву между разными слоями общества, поскольку будут ставиться высокие требования как к учителям, так и к детям. 

По словам депутата, лоббирующего интересы учительства в Парламенте, все сегодня знают, что качество массового образования в Казахстане стремительно падает.

–  Особенно хорошо это известно тем, кто собрался учиться за рубежом, а наши школы в этом не помощники, – говорит бывший учитель. – А ведь совсем еще недавно, если хорошо учился там, оставалось лишь подтянуть язык страны пребывания. Поступление туда являлось своего независимым контролем качества школы. Сейчас города, а теперь уже и села переполнены репетиторскими центрами. Это стало отдельной строкой дополнительных доходов лучшей части учительства. Многие ушли из школы, чтобы заниматься только этим, оставшиеся скованы рамками, указаниями, программами и учебниками, аттестациями и тестированиями, спускаемыми из МОН. 

Сегодня родители, озабоченные будущим своих детей, ведут активный поиск других форм обучения. К примеру, дистанционного. 

– По моим не совсем неточным сведениям, около тысячи казахстанских школьников обучается сегодня в дистанционных школах других стран, чаще всего в российских, – сообщила Ирина Смирнова. – Самое печальное, профессиональная подготовленность и интеллектуальный уровень у 55-65-летних казахстанцев, согласно исследовании  PIAAC (тестирование для взрослых от 16 до 65 лет. –Ред), выше, чем у 16-34 летних, постоянно, казалось, повышающих свой уровень на разного рода тренингах, курсах, коучингах. Хотя это нонсенс вообще-то. 

Согласно общемировых показателей, ближе к 35 годам у человека идет спад интеллектуального развития. То, что у нас наоборот – еще одно доказательство того, что тот образовательный фундамент, который был заложен у поколения «отцов» в советских еще школах и ВУЗах, куда прочнее нынешнего. Во всех странах ОЭСР (организации экономического сотрудничества и развития – Ред.), куда мы стремимся, молодёжь показывает лучшие знания.


Казахстанские школы работают по тем программам, которые им предоставляет Министерство образования и науки. По другим учитель просто не имеет права, иначе  у него будут проблемы. Вот поэтому и получается, что в школе он один, а за ее стенами  – другой. Когда родители, отдающие порой на репетитора последние деньги, говорят про своих детей: «В школе он (она) полгода мучился с физикой, а тут за два урока все понял», то это свидетельствует о многом. Либо об изначально низком КПД спускаемых сверху образовательных программ, либо о том, что те, кто пишет их, а пишет их (а занимается этим, как всем опять же известно, Назарбаев интеллектуальная школа по заданию МОН), использует в своих стенах совсем другие методы обучения. В элитных школах, в частности, отрабатывают математические навыки по учебникам российского ученого Сканави и старым, добротным учебникам, которые были в наших общеобразовательных школах еще до обновлёнки. 

Об этом говорят сами учителя РФМШ, которые тоже входят в систему Назарбаев интеллектуальных школ. Поэтому мне лично и непонятно, почему мы должны друг друга обманывать, прекрасно зная, что в элитных школах используют для обучения качественные учебники, а другие дети лишены этой возможности. 

 – Если мы, учителя, не заинтересуем детей в важности наших предметов, то интерес не проснется к учебе никогда! Родители должны принимать участие в жизнедеятельности школы несомненно, но им приходиться работать на нескольких работах, чтоб жить более-менее нормально. И что греха таить, мы, учителя, сейчас тоже выживаем-выкладываемся, занимаясь частным обучением (репетиторство), а основную работу выполняем спустя рукава – лишь бы день прошел! Не мы такие – жизнь такая. Простите коллеги, но ведь и мы чьи то родители…

Из откровений знакомого учителя
Мерей Сугирбаева

Мерей Сугирбаева

Журналист, пишущий о жизни во всех её проявлениях

Next Post
Транзит в Казахстане и России. Часть десятая

Транзит в Казахстане и России. Часть десятая

  • В тренде
  • Комментарии
  • Новое
КОРОНАВИРУС КАК ДОСРОЧНЫЙ ПРИХОД БУДУЩЕГО

КОРОНАВИРУС КАК ДОСРОЧНЫЙ ПРИХОД БУДУЩЕГО

14.05.2020
УРОКИ МАСАНЧИ

УРОКИ МАСАНЧИ

12.08.2020
Covid-19, социализм и солидарность

КОРОНАВИРУС КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ

17.06.2020
Грядущие войны и казахстанцы

Грядущие войны и казахстанцы

15.06.2020
Токаев поручил создать новый закон об альтернативной энергетике

Токаев поручил создать новый закон об альтернативной энергетике

Первая проблема Барыса

Первая проблема Барыса

Назван самый дорогой футболист Премьер-Лиги Казахстана

Назван самый дорогой футболист Премьер-Лиги Казахстана

Газпром выплатил Нафтогазу $2,9 млрд в соответствии в решением суда Стокгольма

Газпром выплатил Нафтогазу $2,9 млрд в соответствии в решением суда Стокгольма

Токаев поручил создать новый закон об альтернативной энергетике

Токаев поручил создать новый закон об альтернативной энергетике

25.02.2021
Более 11,8 млн казахстанцев смогут проголосовать на выборах в Мажилис

Первые выборы акимов районов в Казахстане состоятся в 2024 году

25.02.2021
Назначен новый заместитель главы администрации президента Казахстана

Назначен новый заместитель главы администрации президента Казахстана

25.02.2021
Пользователи нашли способ обозначать случайные твиты как утечки

Пользователи нашли способ обозначать случайные твиты как утечки

25.02.2021
Facebook Twitter Youtube RSS

МЫ ПИШЕМ ИНТЕРЕСНО О САМОМ ВАЖНОМ ДЛЯ ВАС


Подпишитесь на наши обновления чтобы быть в курсе важнейших новостей














Все материалы на сайте предназначены только для совершеннолетних читателей. Редакция уважает, но не обязательно разделяет точку зрения авторов.
Перепечатка материалов без указания первоисточника запрещена.

Мы анализируем важное.
Мы беседуем о важном.
Мы информируем о важном.
Мы создаем резонанс.

© 2019 rezonans.kz

No Result
View All Result
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью

© 2019 rezonans.kz

Войдите в свой аккаунт ниже

Забытый пароль? Зарегистрироваться

Fill the forms bellow to register

All fields are required. Log In

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In