На Всемирном экономическом форуме был представлен доклад о глобальных рисках. В числе самых значительных – это инфекционные заболевания, климатические риски, растущие экологические проблемы, риски концентрации цифровых ресурсов, усиления конкуренции между странами и ослаблению связей, усиление цифрового неравенства, кибератак, обвал IT-инфраструктуры, долговой кризис, ценовая нестабильность и шоки на рынках сырья (про эпические -40$ за баррель в прошлом году помните?).
В среднесрочных рисках – спад промышленности, коллапс социального обеспечения, возможные негативные последствия внедрения современных технологий, появление движения против достижений науки.
Цифровой переход открыл возможности для некоторой части молодежи, однако большинство сейчас вступает в трудовую жизнь в «ледниковый период занятости».
В мае прошлого года эксперты ВЭФ уже предупреждали о «следующем потерянном поколении». Теперь уже эксперты говорят о «двойном потерянном поколении».
Согласно Глобальному исследованию восприятия рисков (GRPS), «разочарование молодежи» – это главный игнорируемый риск, который станет критической угрозой для мира в течение следующих двух лет.
Данная позиция обоснована следующими факторами:
Длительная рецессия (в результате кризиса 2008 года) привела к неравному росту благосостояния между обществами и поколениями. Масштабные пакеты финансовых стимулов были недостаточны для того, чтобы молодое поколение могло восстановить свое положение, а меры жесткой экономии препятствовали инвестициям в образование, сужая важный канал мобильности, и, соответственно, уменьшая перспективы улучшения жизни.
В результате этого долгосрочного тренда многие молодые люди остались на работе в сфере обслуживания, которая чрезвычайно уязвима для серьезных потрясений. До COVID дети и молодежь составляли две трети бедноты в мире. А приход пандемии COVID-19 серьезно ухудшил эту и без того нерадостную ситуацию.
Пандемия уже ухудшила здоровье молодежи: резко вырос уровень различных неинфекционных заболеваний, которые несут долгосрочные риски для здоровья в зрелом и пожилом возрасте. Это происходит, потому что все больше молодых людей сталкиваются с последствиями перегруженности систем здравоохранения в своих странах (в том числе и Казахстане).
Эксперты ВЭФ отдельно отмечают рост рисков насилия и еще более неопределенные перспективы молодежи не только стран Африки или Латинской Америки, но и Центральной Азии.
Особенно ярким на постсоветском пространстве заявляется тренд на ограничение гражданских прав молодежи. Ведь в странах СНГ, как и во всем остальном мире, ковидный кризис усугубляется разочарованием в правительствах. Молодежь раздражает медленное восстановление экономики после финансового кризиса 2008–2009 годов, молодежь раздражена коррумпированностью и неэффективностью элит, на протяжении последних лет все более явственно проявляются социально-экономические линии разлома, которые выявляют глубоко укоренившуюся несправедливость.
Об этом раздражении свидетельствует рост числа движений, возглавляемых молодежью, которые вспыхнули в последнее десятилетие. Среди них Арабская весна, глобальные климатические забастовки и движения за гражданские права, стремящиеся к большему социальному и расовому равенству.
Также к этому тренду необходимо отнести и рост протестных настроений в России и Беларуси.
По результатам социологических опросов, в российском обществе после 2014 г. быстро меняется соотношение приверженцев «стабильности» и сторонников «существенных перемен». Согласно результатам исследований, в России число граждан, желающих перемен превысило число россиян, приверженных сохранению статуса-кво еще в 2017 году.
Доктор социологических наук Юрий Латов пишет, что пока равновеликие социальные группы желают диаметрально противоположных перемен, существующая политическая власть может долго сохраняться, играя на разнонаправленности их желаний.
Его исследование 2019 года подтвердило существенный рост социального запроса на перемены и получило интересную реализацию в январе 2021 года во время протестов после ареста Алексея Навального.
Уровень доверия Алексею Навальному в январе впервые превысил уровень доверия лидеру КПРФ Геннадию Зюганову и это важный сигнал для коммунистической партии и системным либералам о необходимости партийной активизации. Но все же, вопреки растиражированному в западных СМИ мнению, что большое количество митингующих вышло исключительно в защиту Навального, это далеко не так.
Массовость акций протеста – это реализация запроса на социальные изменения.
И еще: социологи опираются на статистику, но с точки зрения политических технологий правильно, детально выстроенная гибкая стратегия с использованием микротаргетинга и последовательных наборов месседжей может консолидировать протестные группы и обойти преимущество существующего режима, указанное экспертом Латовым.
Давайте зафиксируем возрастающее раздражение молодежи в мире и у наших соседей как тренд.

А теперь подробнее о том, какую роль в вызовах ближайшего будущего играет образование.
Эксперты ВЭФ отмечают, что в 2020 году 80% учащихся во всем мире не посещали школу, поскольку преподавание в классах было традиционным, во время первой волны ограничений.
Несмотря на адаптацию планеты к дистанционному обучению, наблюдались значительные региональные различия в возможностях, вследствие которых более 30% школьников в мире фактически не училось в прошлом году.
Следует отметить, что еще до пандемии (в 2018 году) казахстанские школьники показали наихудший результат за все годы участия в программе международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся PISA.
PISA (Programme for International Student Assessment) – это программа международного исследования образовательных достижений, которая проводится циклично каждые три года, начиная с 2000. В каждом цикле определяется основное направление по читательской (2000, 2009, 2018), математической (2003, 2012) и естественнонаучной грамотности (2006, 2015). Казахстан четырежды принимал участие в этой программе. С 2009 года государство демонстрировало рост, а в 2018 году показало резкое падение качества. В 2015 году показатели Казахстана стали неожиданно высокими вследствие нарушения в маркировке заданий и принципа пропорционального подбора. Из 5780 учащихся школ и колледжей 2061 были учениками Назарбаев интеллектуальной школы. Когда обман вскрылся, то результаты страны не были засчитаны. Казахстанские школьники в течение всего участия в PISA показывают отставание от сверстников из других стран ОЭСР на полтора-два года.
По результатам PISA-2018 в Казахстане только 36% обучающихся достигли второго уровня владения навыкамичтения (средний показатель по ОЭСР – 77%). На таком уровне учащиеся могут определить основную мысль текста без особых подробностей и выводов. Девочки показали лучшие результаты, чем мальчики, с разницей в 27 баллов. Данный показатель схож со средний по ОЭСР, где девочки набирают в среднем на 30 баллов выше, чем мальчики.
Второй уровень по математике набрали около 51% обучающихся в Казахстане. По странам ОЭСР такого уровня владения математикой достигли в среднем 76% обучающихся.
И только 2% казахстанских школьников продемонстрировали 5 уровень владения математическими навыками (ОЭСР –11%).
При этом, максимальные результаты на данном уровне показали другие азиатские страны, на которые ориентируется экономика Казахстана – это Сингапур, Китай, Корея и т.д.
И последний гвоздь в крышке отечественного образования забили результаты по естествознанию – только 40% казахстанских учащихся могут правильно объяснить научные явления в рамках школьной программы и применить эти знания к решению предложенных задач. По ОЭСР в среднем осознают законы окружающего мира 78% детей.
Эти результаты наглядно демонстрируют тот факт, что большинство 15-летних учащихся казахстанских школ являются «функционально неграмотными». Это означает, что наши школьники не понимают – чему их учат и не используют полученные знания для прикладных решений.
А самую большую тревогу вызывает невероятно низкий процент обучающихся, достигших наивысших уровней подготовки. Это уровень базы, который не только напрямую влияет на будущее развитие отечественной науки, но и на качественный состав преподавателей ВУЗов. Ведь нужно осознавать, что далеко не каждый хорошо подготовленный ребенок пойдет в науку, влачащую нищенское существование, выберет карьеру преподавателя или вообще останется в стране.
В мире третьего тысячелетия, где залогом экономического успеха страны становится развитие технологий и науки, а не сырьевая база, у Казахстана в будущем итак немного шансов занять «приличные» места. Тем более удивляет фактический запрет Министерства образования и науки на получение школьниками качественного дистанционного школьного образования за пределами Казахстана. Эта директива МОН выглядит неуместной и более похоже на катализатор тотальной деградации молодежи.
Всемирный банк в своем докладе по Казахстану информировал, что стоит ожидать дальнейшее падение качества образования вследствие ограничительных мер, хотя куда уж хуже?
Ведь получается, что больше половины молодежи в нашей стране УЖЕ не могут сопоставить свои ожидания и реальность. А ведь именно эта молодежь прямо сейчас выходит на рынок труда.
И первый вопрос – какие варианты для сдерживания молодежных протестов предлагает сегодня государство?
Более-менее понятны варианты для небольшой части казахстанской молодежи, получившей образование за рубежом, или имеющей родственные либо конъюнктурные связи на Левом берегу.
Именно для них придуманы программа «Болашак», президентский кадровый резерв, партийные отделы молодежи, форумы и слеты. Социальные лифты для этой небольшой страты разработаны и функционируют.
Однако Казахстан – это часть глобального мира, относительно благополучная в прошлом, но теряющаяся в неопределенности будущего. Отсутствие четко выраженного вектора развития влияет на баланс интересов в обществе и в некоторых случаях именно у нас образовательное, социально-экономическое и гендерное неравенство приобретает гротексные формы. Например, недавний запрет на получение полноценного дистанционного образования зарубежом фактически лишил средний класс возможностей обучать детей, но оставил возможности для обучения в очень дорогих школах по таким же зарубежным методикам.
Только способно ли наше правительство предложить альтернативу среднему классу для сохранения человеческого капитала в Казахстане? И какие вообще есть программы для формирования и укрепления среднего класса?
Ведь для начального уровня работы сегодня требуется гораздо больше навыков, чем десять лет назад. И это означает высокие стартовые требования для молодежи. Соответственно, разумные родители будут планировать обучение еще со школы. Ужесточение условий, а самое главное, несправедливость отношения государства к людям, будут способствовать оттоку квалифицированных кадров за пределы Казахстана. Что мы и наблюдаем в течение последних лет.

В этой связи предлагаю трезво взглянуть на статданные по миграции казахстанцев за прошлый год как фактор, способствующий социальной дестабилизации в ближайшее время. Формальное снижение количества граждан, покинувших нашу страну на 35,6%, на мой взгляд, связано только с ограничением в период пандемии. И все же 29,1 тыс. человек покинули пределы Казахстана. Из них высшее образование имеют 37,7%, среднее профессиональное – 34,2%. Из прибывших в Казахстан высшее образование имеют только 19,5%, среднее профессиональное – 26,3%. Казахстан покидают технари, медики и педагоги. Некому учить, некому лечить, некому создавать новые технологичные производства.
Покинуло Казахстан (человек) | Прибыло в Казахстан |
29 139 (-36,8%) | 11 400 (-6,6%) |
Высшее образование у покинувших | Высшее образование у прибывших |
8 183 (37,7%) | 1 873 (19,5%) |
Средне-специальное образование | Средне-специальное образование |
7 417 (34,2%) | 2 527 (26,3%) |
Из них техническая специальность | Из них техническая специальность |
4 471 | 834 |
Экономическая специальность | Экономическая специальность |
2 332 | 431 |
Педагогическая специальность | Педагогическая специальность |
1 454 | 366 |
Медицинская специальность | Медицинская специальность |
759 | 234 |
Юридическая специальность | Юридическая специальность |
541 | 115 |
Архитектурно-строительная | Архитектурно-строительная |
447 | 101 |
Сельско-хозяйственная специальность | Сельско-хозяйственная специальность |
230 | 89 |
В принципе, для нашего общества это не новость – то, что Казахстан покидает образованное население, а взамен прибывает в разы меньше конкурентоспособных людей. Но стоит задуматься о том, что заявленное госпрограммами стремление к высокой конкурентоспособности нации текущая миграционная политика отодвигает в разряд фантазий и демонстрирует отсутствие связи разработчиков с реальностью.
В то же время из-за автоматизации процессов по всему миру становится все меньше рабочих мест, не требующих квалификации.
Также для нашей неквалифицированной молодежи значительно уменьшаются возможности трудовой миграции, поскольку есть вероятность, что ужесточенная за время пандемии миграционная политика станет носить постоянный характер либо темпы демократизации будут недостаточными.
Но какие социальные лифты предлагает сегодня Казахстан как государство для самой большой социальной группы слабо образованной и нуждающейся в поддержке молодежи?
Внеочередные призывы в армию и ремонты дорог с привлечением неработающей молодежи являются ситуативным решением, способствующим лишь отодвиганию кризиса ситуации на более поздний срок. Вероятно, с гораздо большими рисками и стоимостью последствий.
Это не значит, что подобные решения являются лишними, просто сами по себе они недостаточны и могут быть использованы только в качестве вспомогательных инструментов.
Нужно помнить, что популизм и популистские лозунги, особенно националистического уклона являются дешевой стратегией с весьма дорогими последствиями.
Складывается впечатление, что этот ошибочный сценарий внедрили в государственные головы люди, стремящиеся максимально обосновать свою необходимость, и обеспечившие тем самым финансовую поддержку за счет государственных вливаний. Но заботы о будущем Казахстана как государства в этом нет. И тем более в этом нет заботы о казахстанцах как нации.
Наше общество ступило на слишком тонкий лед и он уже трещит. Трагедия Масанчи при таком сценарии станет далеко не последней.
Если все оставить так как есть, то наступит момент, когда с посторонней помощью или без, но неустроенная казахстанская молодежь станет пламенем, оставляющем после себя пепелище.
Не зря те же эксперты ВЭФ делают акцент на ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ и физическом здоровье молодежи как социальной группы.
С учетом растущего протестного потенциала молодежи в соседней России и общего информационного пространства, стоит гораздо внимательнее отнестись к самой стратегии работы с молодежью, методам реализации молодежной политики, возможностям технологических инструментов управления массами и массовым сознанием. Потому что этим рискам государству сегодня практически нечего противопоставить. Только силовые решения. Но несколько лет назад, во время подготовки к круглому столу с участием казахстанских и российских политтехнологов и политологов, поднимала статистику. Если судить по сводным данным открытых источников, то в 2017 году общая численность силовиков Казахстана не превышала количество реальных безработных одного Алматы. Поэтому ставить под удар молодых ребят, действующих по приказу, тоже не самое лучшее решение.
Пока для управления ситуацией со стороны силовиков работает принцип «разделяй и властвуй», хороший контроль за оборотом оружия. Также способствуют некоторому сдерживанию и инструменты искусственного контроля распространения информации путем блокировок сети интернет и отдельных ресурсов.
Но эти способы становятся все менее эффективными при маргинализации населения. Рано или поздно найдется фанатик или даже небольшая группа, готовая к экстремистским действиям.
И уж простите за пошлость, но сегодняшние действия правительства подобны неуклюжим попыткам найти некую «волшебную» национал-патриотическую точку G у народа. А нужно решать реальные проблемы и готовиться к рискам, которые приобретает наше общество, наша экономика и будущее нации с приближением к условной точке технологической сингулярности. Технологическая сингулярность – это когда мир технологий выйдет на новый этап развития истории человечества, то есть человечество уже раскачивается на трамплине. И кто-то как цивилизация взлетит вверх, а кто-то полетит камнем вниз.