Четверг, 14 марта 2019 14:04

Казахстан: особенности национальной кадровой политики Избранное

Автор

«Недобросовестное исполнение своих обязанностей, отсутствие ответственности, постоянные обещания и прожекты, непрозрачность работы, отсутствие отчетности о проделанной работе, коррупция и откаты, ложь, оторванность от реалий и собственного народа, себялюбие в виде престижных служебных квартир и автомобилей…». Вот неполный перечень эпитетов, которые звучат из уст народа на фоне обсуждений кадровых перестановок в Казахстане.

Одна страна- два мира

БЕЙСЕБАЕВ

- Всё вышеперечисленное относится к нашим чиновникам, занимающим большие посты, - говорит политолог Казбек Бейсебаев. - Если кто-то не согласен с перечисленными характеристиками при осуществлении кадровой политики в Казахстане, то пусть почитают новостные сообщения отечественных СМИ, а еще лучше – социальные медиа, Поэтому не стоит удивляться тому, что проштрафившегося министра переводят на другую должность. В странах, в число которых мы стремимся попасть, бывшие министры уходят в политику, науку и бизнес, где их управленческий опыт весьма востребован. Наши министры, кроме того, как создавать видимость бурной деятельности и давать поручения, ни в чем другом обычно не бывают замечены, поэтому в них никто особо и не нуждается. Увы, это наши реалии.

С другой стороны, в кадровой политике есть наши национальные особенности. У нас сильно развит институт родства в смысле взаимопомощи. К чести нашего народа, мы помогаем друг другу в разных трудных ситуациях. Но, к сожалению, институт родства перенесен сейчас на государственную службу и туда, где финансирование идет из бюджета. Стоит кому-то занять должность начальника, как он сразу развивает бурную деятельность по пристраиванию своих родственников. Кроме того, у каждого из нас помимо близких «родных человечков» есть еще друзья, одноклассники, земляки, с которыми мы из одного рода, плюс их дети, зятья и т.д, и т.п.

В советское время на законодательном уровне имелись ограничения для таких случаев: родственники не имели права работать в одном государственном органе. Сейчас, судя всему, этих правил и близко нет. Причем, нужно заметить, родственников, друзей и просто близких людей берут в государственные структуры и национальные компании, функционирующие на бюджетные деньги, хотя здесь главный критерий при подборе кадров - компетентность и профессионализм – должен быть еще выше, чем в частных компаниях, поскольку речь идет о деньгах налогоплательщиков.

Что остается делать в такой ситуации умному и образованному человеку, не имеющему влиятельных родственников? Только искать счастья за пределами страны.

Касательно высказывания бывшего министра общественного развития, о том, что он не видит трагедии в отъезде «умов», можно сказать следующее. Если бы это прозвучало из уст простого гражданина, то, может быть, общественность и не отреагировала бы так остро. Но это сказал министр, являвшийся в то время самым главным должностным лицом по работе с гражданским обществом. Следовательно, это можно понимать, как официальную точку зрения правительства. Во всяком случае, после его высказывания каких-то разъяснений не было. Между прочим, этот экс-министр стал руководителем Канцелярии Премьер-Министра РК, тем самым еще раз подтвердив особенности нашей кадровой политики, когда посидев и ничего особо не сделав на одном месте, спокойно перебираются в другое место.

Резюмируя вышесказанное, могу сказать, что наши чиновники живут в своем особом и комфортном мире, а мы простой people - в своем, где главный вопрос – выживание, но нашим чиновникам, искренне верящим в том, что ежемесячный доход каждой казахстанской семьи составляет 500 тысяч тенге, этого не понять. К сожалению, таковы реалии сегодняшнего Казахстана.

Кадры решают всё!

абзал нукенов

- Серьёзная брешь в кадровой политике ещё раз стала явно заметным и выпуклым пятном на фоне последних перемещений в Правительстве, - считает кандидат политических наук Абзал Нукенов, делясь в Фейсбуке своим мнением о последних кадровых перестановках. Два самых сложных направления (соцзащита и образование) доверили проверенным, но, людям пенсионного возраста. К ним никаких вопросов со стороны общественности нет, они заслуженные люди.

Однако, вопрос в другом - в системе подготовки кадров для государственной службы. Получается, что в кризисных условиях кадры новой генерации не способны адекватно работать? И за все эти 30 лет государство не смогло подготовить нормальные кадры?

Невозможно, действительно, поверить в то, что некоторые области не смогли подготовить себе достойных руководителей, акимов. Дело не в местечковости, а в более системных проблемах, которые требуют таких же системных решений.

Подвергая критике кадровую политику, проводимую в Казахстане, Абзал Нукенов предлагает свои пути выхода из сложившейся ситуации.

Во-первых, в стране достаточно людей, способных руководить и регионами и отраслями в сложнейших условиях. Проблема в том, что в стране не работает нормальная и стабильная система их подготовки и рекрутирования. Вместо этого, непотизм, кумовство и лоббирование «своих». Тогда как, многие самостоятельные личности, self made, способные принести реальную пользу государству, тратят свои силы на стороне, а то и вовсе уходят в альтернативные или зарубежные структуры.

Во-вторых, нужно наладить систему резерва кадров на руководящие позиции в регионах и министерствах. При этом, в первую очередь обратить внимание на выходцев из самих регионов и специалистов отраслей (к примеру, по каждой области подготовить не менее пяти кандидатов в акимы с опытом работы как в регионе, так и в центре. Аналогично по отраслям, например, чтобы соцзащиту мог возглавить специалист из своей отрасли). Корпус «А» не оправдывает задуманного, а в отношении политических служащих не наблюдается четкой системы подготовки и передвижения, начиная от мониторинга и анализа.

В-третьих, без иронии, отойти от стереотипа умиления от зарубежного образования как единственного критерия отбора (не хочу спорить, но там тоже много вопросов). В Казахстане нужно, чтобы контактный чиновник разговаривал с населением на их языке, в первую очередь на государственном казахском языке, а не на английском. Важнейшим должны являться: соответствующая квалификация, знания и опыт, а также жизненный путь и человеческие качества. Чтобы приземлить государственную политику к реальности страны, надо набирать приземлённые кадры, но с достаточным уровнем прогрессивного мышления и кругозора, естественно.

В-четвертых, наконец, кто-то должен взять смелость останавливать необоснованные продвижения по принципу родства, командные передвижения вне рамок всякой логики и приличия. Безусловно, все имеют право на рост. Но, когда связи и лобби явно заметны на фоне ещё зелененьких бастыков, это выглядит как наглый плевок в адрес всего общества и всей государственной кадровой политики.

Меритократия, пока она реально не заработает, не будет доверия в целом к государству.

Во всей этой истории коробит то, что отрасль, которая требует наиболее государственнического подхода, выглядит так, как будто осталась за бортом пристального внимания государства. Кадры, их подготовка, справедливое продвижение и защита - вопрос первостепенной государственной важности.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 655 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика