Вторник, 18 декабря 2018 13:05

Владимир Норов: Страны ШОС поддерживают сопряжение ЕАЭС и инициативы «Пояса и пути» Избранное

Автор

В последние годы все более активную роль в развитии Центральной Азии играет Узбекистан – во многом благодаря политике, нацеленной на усиление интегрированности экономик соседних стран, которую проводит президент страны Шавкат Мирзиёев. Между тем в регионе усиливается влияние Китая с инициативой «Один пояс – один путь» и России, являющейся частью ЕАЭС. «Евразия. Эксперт» публикует вторую часть интервью с Владимиром Норовым, директором Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, который в январе 2019 г. вступит в должность Генерального секретаря ШОС. В продолжении эксклюзивного интервью «Евразия. Эксперт» Владимир Норов проанализировал, насколько велик вклад Узбекистана в развитие экономик центральноазиатских стран, как сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «пояса и пути» изменит обстановку в регионе, а также рассказал об особенностях строящейся в Узбекистане атомной электростанции.

- Владимир Имамович, 29 октября в Ташкенте состоялся Первый Экспертный форум между аналитическими центрами стран Центральной Азии, одним из организаторов которого выступил Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан. Как вы оцениваете итоги этого форума? Какие предложения были сформулированы для решения актуальных проблем региона?

- Прежде чем ответить на вопрос, хочу обратить ваше внимание на последние актуальные тенденции в Центральной Азии: за довольно короткий срок региональное сотрудничество вышло на новый уровень развития в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Данная динамика будет способствовать развитию и процветанию всего региона Центральной Азии.

Учитывая важность и актуальность развития Центральной Азии как единого целого, глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев с первых дней на посту Президента Узбекистана главным приоритетом внешней политики Узбекистана обозначил проведение проактивной региональной политики, создание благоприятной политической атмосферы в Центральной Азии, выстраивание конструктивных и взаимовыгодных отношений со странами региона во всех направлениях.

С учетом позитивных тенденций в регионе, а также для создания экспертной площадки с целью повышения регионального взаимного доверия и взаимопонимания, придания импульса развитию взаимовыгодных связей по широкому кругу вопросов, таких, как обеспечение региональной безопасности, развитие транспортно-коммуникационного потенциала, цифровизация социально-экономических процессов и других, представляющих общий интерес для стран региона, со стороны ведущих научно-исследовательских и аналитических структур стран Центральной Азии было принято решение о проведении первого заседания Центральноазиатского экспертного форума 29-30 октября в Ташкенте и Бухаре.

- Какие вопросы обсуждали участники форума?

- В ходе Форума состоялся открытый и доверительный обмен мнениями о текущем состоянии и перспективных направлениях межгосударственных отношений в сфере политики, экономики и культуры. По итогам мероприятия участники Форума договорились о разработке Плана практических мероприятий («Дорожной карты») до 2023 г., определяющего выработку необходимых мер по ключевым направлениям сотрудничества.

Очень важными также стали разработанные участниками Форума практические предложения и рекомендации по развитию региональной кооперации и расширению взаимодействия между странами региона в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в области обеспечения региональной безопасности.

- После прихода к власти президента Мирзиёева наблюдается заметное оживление во внешней политике Узбекистана, в которой особое место занимают страны Центральной Азии. Какой экономической стратегии придерживается Узбекистан в регионе и вынашиваются ли планы по реализации крупных региональных проектов?

- В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 гг. одним из приоритетных направлений определено создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны. Экономически процветающая, безопасная Центральная Азия является для Узбекистана абсолютным императивом.

Любые крупные региональные проекты транспортно-коммуникационного и энергетического характера невозможно реализовать без активного взаимодействия со странами региона, не обеспечив высокий уровень их интегрированности.

Президент Мирзиёев на консультативной встрече глав государств Центральной Азии в марте этого года в Астане озвучил конкретные механизмы реализации приоритетов регионального сотрудничества в торгово-экономической сфере, в частности, обеспечение полноценного функционирования режима свободной торговли, действующего между странами Центральной Азии, и интенсивное развитие приграничной торговли, производственной кооперации, а также расширение сотрудничества между регионами наших стран.

Это позволит сформировать крупнейший и емкий региональный рынок с действительно огромным потенциалом. Для разработки совместных программ по предложению Мирзиёева 15 ноября в Ташкенте был проведен первый региональный экономический форум, который создал возможность наладить прямой диалог между бизнес-сообществами наших стран и ведущими зарубежными инвесторами для продвижения и реализации конкретных проектов.

- Сотрудничество, с какими странами сегодня разворачивается наиболее активно?

- В последнее время в условиях доверительной и дружеской атмосферы в Центральной Азии удается развивать экономическое сотрудничество со всеми странами региона.

Товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии за первое полугодие этого года вырос на 46% и составил $1,86 млрд.

В частности, в октябре в Душанбе впервые состоялся трехсторонний бизнес-форум предпринимателей Узбекистана, Таджикистана и Южной Кореи. На мероприятии обсуждены вопросы выведения торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества Узбекистана, Таджикистана и Южной Кореи на новый уровень. Состоялся обмен мнениями о перспективах реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала на территории стран-партнеров.

Более того, по итогам визита президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова в Узбекистан в декабре 2017 г. подписано Соглашение о том, что узбекская сторона по линии финансово-кредитных учреждений выделит $100 млн кыргызским финучреждениям. Эти деньги могут быть использованы кыргызскими бизнесменами для покупки товаров, сырья и других компонентов в Узбекистане.

По оценкам экспертов, расширение сотрудничества государств Центральной Азии в различных отраслях экономики способствовало бы росту регионального валового внутреннего продукта в ближайшие 10 лет как минимум в два раза.

- Одними из ведущих акторов в регионе Центральной Азии выступают Китай и Россия. Как вы оцените их экономическую роль в регионе и перспективы сопряжения инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) и ЕАЭС?

- Сегодня все страны Центральной Азии приветствуют и осознают важность усилий России и Китая в обеспечении безопасности и стабильности, а также устойчивого развития в регионе.

Государства Центральной Азии традиционно рассматривают Россию как стабильного и надежного союзника и стратегического партнера во многих областях двустороннего и многостороннего сотрудничества. В свою очередь, Китай считается ключевым и стратегическим торгово-экономическим и инвестиционным партнером для региональных государств.

Стратегическое партнерство между странами Центральной Азии и Россией, а также Китаем, обеспечивает высокий уровень взаимодействия в сфере политики, безопасности, экономики и культуры.

Обращают на себя внимание общие позиции и подходы России, Китая и стран Центральной Азии в решении актуальных вопросов региональной и международной безопасности. Последовательное развитие сотрудничества между государствами Центральной Азии и Россией с одной стороны, а также Китаем – с другой, осуществляется и на многосторонней основе в рамках таких международных и региональных организаций, таких, как ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС и ОДКБ.

- В чем состоят особенности взаимодействия в формате ШОС?

- ШОС является единственным форматом на данном пространстве, объединяющим РФ, КНР и страны Центральной Азии. Организация выступает механизмом, позволяющим РФ взаимодействовать с КНР для решения общих проблем, представляющих угрозу для обеих сторон.

Как отметил председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым в апреле 2018 г. в Пекине, «Москва и Пекин достигли важных договоренностей, в соответствии с которыми им необходимо содействовать сопряжению ОПОП и ЕАЭС». По его мнению, необходимо оказывать друг другу поддержку на международной арене при решении насущных вопросов. Для этого Китай и Россия должны постоянно наращивать взаимодействие на таких площадках, как ШОС, БРИКС, G20 и др.

- Как сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «пояса и пути» изменит экономическую обстановку в Евразии?

- Президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета глав государств ШОС в 2016 г. в Ташкенте отметил, что в условиях сохраняющихся трудностей в глобальной экономике, нарастания рисков разрушения сложившейся на базе ВТО архитектуры международной торговли повышается важность развития экономической составляющей деятельности ШОС. При этом особо подчеркнуто растущее взаимодействие Москвы и Пекина в вопросах сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, которое в перспективе может послужить основой для формирования большого евразийского партнерства с участием широкого круга стран, входящих в ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.

Более того, в Циндаоской декларации Совета глав государств-членов ШОС тематика сопряжения также находит свое отражение. В частности, подчеркивается, что государства-члены Организации подтверждают значимость китайской инициативы, в том числе усилия по сопряжению строительства ЕАЭС и ОПОП, и выступают за использование потенциала стран региона в целях формирования на пространстве ШОС широкого, открытого, взаимовыгодного и равноправного партнерства.

Таким образом, в обширном Евразийском регионе кристаллизуется магистральный тренд развития регионального экономического взаимодействия, обусловленный в первую очередь текущим положением дел и последними тенденциями в мировой экономике и выраженный на данном этапе поиском оптимальных моделей стыковки региональных инициатив, интеграционных начинаний и национальных стратегий экономического развития.

Безусловно, успешное решение данной беспрецедентной по своему размаху и сложности задачи, ключевой целью которой является создание нового уклада на территории Азии в соответствии с принципами международного права, сохранение индивидуальной стратегии развития каждой страны и уважение национальных суверенитетов, может открыть новые уникальные возможности для развития торговли и инвестиций, бизнеса и кооперации, а также реализации масштабных трансконтинентальных проектов.

- В октябре президенты России и Узбекистана дали старт строительству Узбекской АЭС. Как реализация данного проекта повлияет на энергетические расклады в Центральной Азии?

- С каждым годом потребление и спрос на электроэнергию стремительно растет. В то же время ученые озабочены рациональным использованием природных ресурсов, так как в последние годы климат на Земле заметно изменился: повысились уровни океанов, тают ледники и меняется характер атмосферных осадков. В этих условиях все больше возрастает роль развития атомной энергетики и строительства новых поколений экологически безопасных АЭС.

Сегодня в мире насчитывается более 450 действующих реакторов в трех десятках стран. По сравнению с теплоэлектростанциями при получении электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях не образуются загрязняющие окружающую среду вредные вещества.

Таким образом, внедрение атомной энергии минимизирует выбросы в атмосферу диоксида углерода , оказывающего влияние на климатические изменения. В частности, в таких странах, как Бельгия, Германия, Венгрия, Словакия и Украина, атомная энергетика обеспечивает не менее 50% необходимых мощностей, во Франции – более 70%.

К сожалению, центральноазиатские страны также относятся к наиболее уязвимым государствам в отношении изменения климата. В регионе наблюдается значительное повышение температур воздуха, которое выше средних темпов потепления на 40%. Это влияет на количество и качество водных ресурсов, эффективность сельского хозяйства и состояние здоровья населения, а также усугубляет существующие проблемы, такие, как опустынивание, деградация экосистем и природных ресурсов в странах Центральной Азии.

- Почему Узбекистану потребовался новый источник энергии именно сейчас?

- По прогнозам специалистов, к 2030 г. потребление электроэнергии в республике по сравнению нынешним показателем вырастет в два раза и превысит 105 млрд кВтч, и, как следствие, ресурсов действующих энергетических мощностей будет недостаточно для обеспечения растущих потребностей.

В этой связи в целях дальнейшего развития энергетического сектора Узбекистана, в том числе и диверсифицированных источников энергии, в июле 2018 г. Шавкат Мирзиёев подписал Указ «О мерах по развитию атомной энергетики в Республике Узбекистан». В нем предусматривается создание Агентства по развитию атомной энергетики при Кабинете Министров «Узатом». Для решения задач агентства в области мирного использования атомной энергии предусматривается образование при нем Научно-технического и экспертного совета.

В рамках реализации постановления в ходе визита президента Путина в Ташкент в октябре подписаны правительственные соглашения о сотрудничестве в атомной энергетике между Узбекистаном и Россией, а также межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве в Узбекистане атомной электростанции по российскому проекту.

- Каковы будут характеристики Узбекской АЭС?

- Проект строительства АЭС предполагает возведение двух энергоблоков идентичной мощности до 1200 МВт каждый. Энергоблоки относятся к новому поколению «3+», которые отличаются от своих предшественников высокой степенью надежности, простотой в управлении за счет полной автоматизации всего производственного цикла. Оценочная стоимость строительства АЭС российского дизайна в Узбекистане составит порядка $11 млрд, запуск первого энергоблока планируется в 2028 г.

По мнению экспертов, АЭС будет способствовать обеспечению энергетической безопасности страны. В первую очередь, речь идет о снижении зависимости от природного газа, на долю которого сегодня приходится большая часть вырабатываемой электроэнергии (70% за счет газа, 14% – ГЭС, 13% – угля, 3% – нефти).

Высвободившиеся ресурсы природного газа (в пересчете ежегодно это около $4 млрд) можно переориентировать на экспортные поставки, в том числе соседним странам.

Также следует отметить, что после завершения строительства АЭС на долю планируемой к строительству атомной электростанции будет приходиться лишь 15% вырабатываемой энергии, газа – 54%, ГЭС – 14%, угля – 11%, нефти – 3%, возобновляемых источников – 3%.

- Почему Ташкент в данном вопросе сделал выбор в пользу сотрудничества именно с Москвой?

- Выбор Узбекистаном в качестве партнера в этой области России неслучаен. Корпорация «Росатом» сегодня занимает первое место в мире по количеству и масштабу зарубежных проектов – 34 энергоблока в 12 странах. Таким образом, два энергоблока АЭС обеспечат производство недорогой и экологически чистой электроэнергии, которая будет способствовать энергетической стабильности не только Узбекистана, но и всего центральноазиатского региона.

При этом следует отметить, что энергосистема Узбекистана работает во взаимосвязи с энергосистемами Кыргызстана, Казахстана, России и других стран СНГ.

Процесс осуществляется через линии напряжением 220 и 500 кВ. Малая станция «Лочин» в Ферганской долине связана с энергосистемой Кыргызстана линией в 500 кВ. В областях долины действуют семь 220-киловольтных и две 110-киловольтные межгосударственные сети. Кроме того, линии 220 и 500 кВ от Ташкентской теплоэлектростанции связывают энергосистемы Казахстана и Узбекистана, обеспечивая их согласованную работу.

Таким же образом связаны энергетические системы Кыргызстана и Казахстана. В результате между Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном действует энергетическое кольцо, позволяющее обеспечивать оптимальные энергетические режимы работы. В дальнейшем для увеличения поставки энергии в Афганистан намечено построить 500-кВ линию в Сурхандарьинской области.

Кроме того, «Узбекэнерго» планирует установить сотрудничество с энергосистемой Таджикистана в реализации проектов, направленных на использование противоаварийной автоматики и релейной защиты. Вместе с тем запланировано сотрудничество с энергосистемой Туркменистана, которое позволит использовать энергосистему Узбекистана для транзита туркменской электроэнергии в другие регионы.

Беседовал Сеймур Мамедов

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 86 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика