Среда, 18 июля 2018 09:32

Увлечение национальными идеями до добра не доведет — Ашимбаев Избранное

Автор

За поиском национальной идеи легко можно прятать национальные проблемы — так кажется многим политикам. Но Данияр Ашимбаев уверен: это временное, непрофессиональное и опасное решение.

Важнейшие вопросы социальной политики оказались за бортом внимания власти, считает политолог Данияр Ашимбаев. И дело не только в игнорировании нужд населения, говорит Ашимбаев, но и в невыполнении установок президента. Об этом политолог рассказал в интервью 365info.

Эта необходимость назрела уже давно

— Данияр, сейчас в стране традиционное летнее затишье, но осень уже не за горами. С ее началом активизируется и общественно-политическая жизнь страны. Чего нам ожидать от власти и общества?

— Самые традиционные ожидания, которые, как правило. подтверждаются, это очередная реструктуризация органов управления

Одно ведомство уже преобразовали — появилось министерство общественного развития. Теперь должно выйти положение правительства о нем, где утвердят комитеты, обрисуют полномочия и тому подобное.

Во-вторых, закон о Совете безопасности, который многие восприняли, как «очередное начало очередного транзита власти», подразумевает вывод аппарата Совбеза из структуры администрации президента. Теперь вопрос, как это будет оформлено организационно.

Давно наболевшая проблема —необходимость перераспределения полномочий между различными министерствами

Многие дублируются. Например, между минэкономики, минфином, министерством развития и так далее. С этим тоже нужно разбираться.

Но главный момент, который назрел уже давно и наверное будет рассматриваться — смена нынешнего правительства.

Задача правительства — принимать на себя огонь критики

— Откуда такие выводы?

— Слишком многие инициативы кабмина вызывают нарекания практически у всех. Например, недавно введенное налогообложение фрилансеров, которое в штыки восприняли все. Тарифная политика, в том числе и отмена ночного тарифа, которая ударила по некоторым секторам экономики.

Социальное страхование, проводимая приватизация — в общем, практически вся работа правительства вызывает массу вопросов. И не только к отдельным министрам, видно, что система вся не работает.

То есть на повестке дня вопрос — заменят ли правительство? Уже даже называются отдельные кандидаты, причем вариантов немало. Хотя вряд ли настолько громкие решения будут приниматься до юбилея Астаны. Скорее всего, отложат на «после праздников».

— Может быть, общественность или часть экспертов и недовольны кабмином. Но ведь решают такие вопросы вовсе не они. О какой смене правительства может идти речь, если главу государства его работа устраивает. Или уже можно говорить, что это не так?

— В нашей стране задача правительства как «принимать на себя» огонь критики, так и все-таки сглаживать социальные риски, снимать остроту проблем. И нынешний кабмин с этой задачей не справляется. Правительство даже не сумело консолидироваться: в его работе есть и фаворитизм, и конфликты между премьером и его замами.

Президенту нужен работающий кабинет, который бы эффективно решал возникающие проблемы. А его нет

Так что ожидаю каких-то кадровых решений. Либо реструктуризация кабинета с усилением отдельных сфер, либо отставка. Правда, в наших условиях смена правительства в итоге ограничивается увольнением 15-20% министров. И может быть с небольшой административной реформой.

Лозунги есть, идеологии — нет

— Все-таки с какими именно «острыми углами» правительство не может справиться по вашему мнению?

— Одна из проблем — отсутствие идеологического функционала. Очередной набор лозунгов есть, а идеологии нет, а это не на пользу стабильности всей системы. Как следствие, нет реакции на текущие социальные вызовы.

Власть ушла в очередной поиск национальной идеи, взяла на вооружение национал-патриотические лозунги, но социальная проблематика оказалась за бортом

А ситуация в этой сфере ухудшается. Доходы населения падают, в бизнесе все действия власти связаны с расширением налогоблагаемой базы. Государство имеет какую-то собственную матрицу видения проблемы и за ее пределы выходить не собирается.

Вопросы, которые злободневны для 80% населения, в эту модель вообще не встроены.

— Неужели все так плохо?

— Я вообще не вижу, чтобы правительство озаботилось социальной тематикой. И мнением общества тоже. Не проводится мониторинг общественного мнения как по инициативам, так и по итогам. Например, в последнее время были приватизированы ряд медицинских учреждений. Возникают естественные вопросы: кто купил, будут ли соблюдены интересы клиентов этих институтов и так далее?

Минздрав молчит. А не получится ли, как в свое время с детскими садами, что их придется выкупать в десять раз дороже, да еще и потеряв персонал к тому времени?

Не меньше негатива в обществе вызывают постоянно меняющиеся правила игры в системе образования. В экономической сфере яркий пример — ужесточение фискального режима при отсутствии дешевых финансовых инструментов для бизнеса. А это создает трудности для экономического роста, усиливает проблему безработицы, и мы не видим, как эта проблема решается.

Много беспорядка в банковской системе. Банки второго уровня, конечно, любимчики правительства и власти в целом, но мы все видели, какие скандалы были в последнее время. Часть из них чудом удалось купировать. Вообще в этой сфере ключевым понятием стала не эффективность или транспарентность, а фаворитизм.

Уход государства из социальной сферы и переключение на макроэкономику и национальные вопросы до добра не доведут

Стабильность — признак силовика

— Но правительство — это не только минздрав и минобр. Есть еще силовики, что ожидает их? Например, главу МВД Калмуханбета Касымова и КНБ Карима Масимова?

— Касымов, если не ошибаюсь, уже поставил рекорд пребывания в этой должности. Хотя постоянно пытаются поднять вопрос о его замене, но безуспешно.

Да, шквал вопросов к работе министерства все накапливается (там это вообще происходит регулярно) и может, другого генерала уже давно сняли бы с поста. Но скорее всего, глава государства видит в Касымове человека, который одновременно и управляет ситуацией в ведомстве, и полностью лоялен к нему.

— А что может ждать Масимова?

— За последние год-полтора КНБ достаточно серьезно расширил полномочия. И в контрразведке, и в вопросах контроля информационного пространства и борьбы с экстремизмом. Даже втягивается в сферу практической экономики, которой не занимался много лет. Но одновременно Масимова «на поле» не видно, он аккуратно держится в тени. Появляясь разве что на спортивных или торжественных мероприятиях. То есть полномочия комитета увеличиваются, но его глава не позволяет создать впечатление, что растет и лично его влияние.

Кроме того, руководство КНБ сейчас старается избежать конфронтации с другими силовыми ведомствами. Не влезает ни в антикоррупционные дела, ни в другие секторы. То есть функционал комитета усилился, но конфликтной зоны вокруг его работы пока не возникает.

Продолжение следует

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 61 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика