Вторник, 10 июля 2018 17:20

Транзит власти, погружение государства в социальную сферу, синофобия – темы полугодия Избранное

Автор

«Саясат» продолжает подводить итоги первого политического сезона. После резюмирования событий, произошедших в первом полугодии на внешнеполитическом треке, мы обратились к казахстанским политологам с вопросом о трендах во внутриполитической жизни страны.

 

 

 

«Во власти больше не политиков, а политтехнологов»

дДосым Сатпаев считает, что главный итог полугодия – актуализация темы транзита власти. Через утяжеление Совета Безопасности власть показала свою нацеленность на решение этой проблемы, озабоченность ею. Но данное решение, по его мнению, является всего лишь тактическим ходом.

Я вижу только один тренд этого полугодия, на который стоит обратить внимание. Это усиление конституционного статуса Совета Безопасности и наделение президента статусом пожизненного председателя. Это совпало с новой волной дискуссий о транзите власти. Свой уголек в огонь подкинуло интервью Токаева британскому BBC, которое вызвало большую дискуссию вокруг того, какие варианты могут быть к 2020 году. Все очень хорошо понимают, что сейчас тема и проблема номер один, это транзит власти – по какому сценарию будет осуществляться транзит, в какие сроки, с каким составом участников и с какой конечной целью? Я лично считаю, что в условиях текущей политической конъюнктуры, схема с Советом Безопасности может и выглядит более и менее красиво. То есть когда появляется орган, который во время транзита может выступить стабилизирующим институтом. Тем более в рамках Совбеза сконцентрированы влиятельные персоны, которые курируют ключевые структуры и органы государственной власти. Естественно, некоторые эксперты начали говорить о появлении коллективного приемника, который будет гарантировать стабильность транзита. Но, с моей точки зрения, пока остается без ответа главный вопрос – как будет работать политическая система, когда президент уйдет с политической авансцены? То есть усиление Совбеза и пожизненный статус президента в этой структуре, ограничивается рамками его присутствия как системного игрока. Но если речь идет о долгосрочной перспективе, то даже новый статус Совбеза не снижает уровень политической неопределенности, касательно дальнейшего развития страны. Потому что Совет Безопасности не может быть единственным политическим институтом, имеющий серьезные полномочия и сильные позиции на фоне других слабых институтов. Эта ситуация очень опасная. У нас пытаются усилить только один институт, а при этом не делают никаких усилий для того чтобы помочь развиваться другим политическим институтам.  

Интересным событием, которое можно привязать к транзиту, является введение новой формы выборности в маслихаты, где исключили возможность самовыдвижения. По сути, все свели к пропорциональной системе, а понятно, что основная часть политических партий в Казахстане являются провластными. Отменили возможность прямых выборов даже акимов низового уровня, что тоже в какой-то степени является попыткой власти держать под контролем ситуацию в будущем. Я лично считаю, что в этом есть определенная ошибка, потому что любые ограничения касательно участия населения в политическом процессе рано или поздно приведут к тому, что протестные настроения будут принимать более радикальные формы. Потому что у других легальных каналов для выражения этого протеста нет. Мы видим как сначала года активизировалось противостояние между властями и Мухтаром Аблязовым. Это тоже показательный момент. Получается что даже Аблязов, находясь за пределами Казахстана, своими речами оказывает определенное воздействие на общественное сознание части казахстанцев. И это свидетельствует о том, что несмотря на все ресурсы и попытки закрутить гайки, власть не контролирует общественное мнение. Протестность в обществе, наоборот, растет и накапливается. И когда я спрашиваю, как будет система работать без президента, так вот в этом моменте, я считаю, что система будет давать серьезный сбой. Это мы видим по неадекватным действиям власти по отношению к людям, которые выражают протест выходя на улицы, на несанкционированные митинги, даже если эти митинги не представляют серьезную угрозу на данный момент. Власти кажется, что она укрепляет свои позиции такими действиями, а на самом деле она пытается провести транзит власти в своих интересах. То есть обеспечить стабильность ради застоя. Граждане Казахстана также выступают за стабильность, но за стабильность ради развития. Вот эти два противоречивых момента не сходятся. И первое полугодие показало, что власть не учитывает это. Она своими действиями старается учитывать свои интересы, текущий конъюнктурный момент, при этом не пытается играть в шахматы просчитывая на два, три хода вперед. Для меня лично, это полугодие подтверждает, что во власти сидят не стратеги, а тактики. И там больше не политиков, а политтехнологов.

«Если мы хотим развиваться, то должны быть открыты всему миру»

ддПодводя итоги полугодия Талгат Калиев отмечает, что политика развивалась в конструктивном русле. Политический процесс не имел нацеленности на внешнего врага, депрессивных и деструктивных настроений. Поэтому он констатирует – первое полугодие прошло спокойно и без эксцессов.

Сколько бы не предрекали отставку правительства, она не случилась. Были также коррупционные разоблачения. Но они не стали чем-то из ряда вон выходящим, поскольку народ уже привык к ним.

Что касается законодательства, то особое внимание и интерес привлек закон о Совете безопасности, согласно которому у нас в стране появляется новый конституционный орган. Это будет очень влиятельный, с широкими полномочиями орган, который будет выступать новым центром силы и инструментом баланса.

Для депутатов сессия прошла в штатном режиме, то есть без каких-либо потрясений и серьезных испытаний. Парламент показывал зубы, устраивая достаточно серьезную выволочку правительству и его членам.

Что касается трендов полугодия, то это вопрос транзита власти, который актуализировался в свете законопроекта о Совете безопасности и интервью спикера сената Касым-Жомарта Токаева. Но, я думаю, все это не должно вызвать какой-то нервозности, так как в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Думаю, усиление Совбез, а это плановый процесс, никак не является предтечей скорого транзита власти, а заявление Токаева тем более, поскольку такие вещи через иностранные СМИ у нас никто не собирается анонсировать.

Также стоит отметить, что за эти полгода было все на столько спокойно, что могу еще отметить только очередные сотрясения в банковском секторе, которые вызвали довольно раздраженную реакцию президента.

Трендом полугодия можно назвать 20-летие Астаны. Столица, которая 20 лет назад вызывала много дискуссий и скепсиса, на самом деле состоялась. В стране уже нет, наверное, человека который относится к столице агрессивно. Ранее была ревность по отношению к ней, критика по поводу погоды в столице, комаров, не обустроенности и быта переселенцев. Сейчас Астана стала желанным местом для мигрантов всех уровней, от высокопоставленных и до тех, кто просто хочет жить лучше. Столица стала успешной, интересной и самодостаточной. Всего за 20 лет она состоялась. Это вселяет веру в будущее и оптимизм.

Другой тренд – нездоровое распространение ксенофобии по отношению к китайцам. Я думаю, это абсолютно не обосновано, нелогично и неконструктивно. Во-первых, недоверие к китайцам не имеет глубокой исторической основы. У нас не было серьезных противоречий с Китаем уже на протяжении долгих столетий. Мы соседствуем мирно. И если бы Китай хотел нас проглотить, то при его масштабах и несопоставимости нашей численности, он бы давно это сделал. Во-вторых, китайская экономическая экспансия, это объективный тренд. Энергия не возникает из ниоткуда, не исчезает, и не перетекает, она просто переходит из одной формы в другую. Точно также если, в одной земной точке наблюдается избыток ликвидности, а в другом месте недостаток, или в соседних странах одна испытывает перегрев экономики, а другая нуждается инвестициях, то вторая несомненно будет всасывать в себя. Поэтому это абсолютно объективный процесс. Китай инвестирует везде и по-всюду. И если мы хотим развиваться, то должны быть открыты всему миру.

«Начали решать социальные проблемы»

дддДля Замира Каражанова первое полугодие запомнилось активной политикой государства в социальном направлении.  

Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается социальный тренд. Здесь, скорее всего, повлияла ситуация в экономике, когда низкие цены на нефть негативно отражались на доходах населения, соответственно на социальном самочувствии. Эти проблемы необходимо было решать, а не откладывать, потому что неизвестно, что нас еще ждет впереди. Была принята жилищная программа «7-20-25», которая направлена на решение актуального для казахстанцев вопроса.    

Недавно у нас вступили меры по подъему пенсии у населения. Очень хороший закон приняли в отношении людей, которые ухаживают за инвалидами. Это очень хороший показатель для Казахстана, когда улучшается социальная сфера. Не только потому что людям хорошо живется, но и для экономики страны. В такой обстановке люди начинают себя комфортно чувствовать, повышается покупательская способность, что хорошо именно для малого и среднего бизнеса.  

Следующий момент, который хотелось бы отметить, это ситуация в регионах. А именно то, что Шымкент стал миллионным городом, а также появилась новая область – Туркестанская. Это знаковое событие для нашей страны, поскольку оно служит выражением глубинных и серьезных процессов. У нас высокая рождаемость, которая приводит к появлению городов-миллионников. Это очень хорошо, потому что урбанизация это мировой тренд. С другой стороны, это позволяет улучшать жизнь населения, потому что жизнь в городах все-таки по качеству выше, чем в селах. Статус областного центра, безусловно, позитивно отразится на качестве жизни в Туркестане.

По части парламента, в последнее время радуют, что начали говорить о проблемах социального характера. Это ни какие-то послания, а наболевшие проблемы. Выступление Азата Перуашева порадовало по поводу количества госслужащих. Эту проблему надо решать. Также у нас очень много сотрудников в правоохранительных органах, поскольку по количеству полицейских Казахстан лидирует. В этой сфере необходимо сокращение штатных сотрудников, это необходимо для бюджета, для экономики страны. Чем меньше бюрократии, тем лучше.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 48 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика