Вторник, 26 июня 2018 10:59

«Казахстан, как независимое и суверенное государство, имеет право на многовекторную внешнюю политику» Избранное

Автор

После некоторой пазы, которая образовалась после сочинской встречи Назарбаева и Путина, Казахстан снова стал представляться в российских СМИ как некий предатель, за спиной договаривающийся с врагами. Одновременно тихим сапом подмывается госполитика по всем направлениям: образование, кадровая, языковая и национальная политика и т.д. Примерно схожее давление испытывает и Белоруссия. Но тональсть и градус обвинений все же выше, чем в ситуации с Казахстаном. Список претензий большой – контрабанда, рост фашизма, празднование Дня Победы, участие белорусских граждан на украинской стороне в конфликте на Донбассе и т.д. В этом контексте выход президента Лукашенко с заявлением о том, что если республика не выйдет на самодостаточный режим, то ее ждет незавидное будущее, не выглядит диссонансом. С чем связано обращение белорусского лидера к негативным сценариям, «Саясат» спросил у Арсения Сивицкого, директора Центра стратегических и внешнеполитических исследований.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае провала в экономике республика может потерять независимость, мол «надо будет или в состав какого-то государства идти». В состав кого государства может войти Белоруссия?

Действительно заявление получилось резонансным. Александр Лукашенко обозначил три негативных сценария, в случае если Белоруссия не сможет стать экономически состоятельным государством. Первый – вхождение в состав кого-то государства. Второй – конфликт по типу, который был развернут на востоке Украине. Третий – превращение в так называемое «fragile states» или «хрупкое государство», об которое, как выразился Александр Лукашенко, все будут вытирать ноги. Это негативные сценарии, а не варианты между которыми выбирает Белоруссия. Однако эти сценарии, и обращение к ним белорусского президента, в какой-то мере отражает линейку вызовов и угроз, которые сегодня актуализируются перед Белоруссией, в том числе и в отношениях с Российской Федерацией. Не секрет, что Белоруссия очень сильно зависит от российского рынка, от поставок российских энергоресурсов, от кредитно-финансовой поддержки. И в последние годы мы видим, что Кремль активно использует эту зависимость как инструмент давления, чтобы добиться от Белоруссии стратегических уступок, и таким образом подорвать независимость республики. Эти уступки связаны, прежде всего, с требованием подчинить внешнюю военную политику Белоруссии стратегическим приоритетам Кремля. В частности, разместить российские военные базы для того, чтобы втянуть нашу страну в конфронтацию с Украиной и Западом. Поэтому заявление Александра Лукашенко во многом отражает сценарии, которые могут быть реализованы, если Белоруссия не сможет устранить критическую зависимость от России.

Между Россией и Белоруссией периодически возникает напряжение с разными градусами и тональностью. Но, несмотря на это недопонимания всегда преодолевались. Поэтому с одной стороны, все привыкли. С другой стороны, Александр Лукашенко поставил вопрос ребром – так сказать «на щите либо со щитом». Чем отличается эта серия от предыдущих и чем она закончится?  

Мне кажется, главное отличие от предыдущих конфликтов в изменении геополитической обстановки и перевод внешней политики Российской Федерации в наступательный режим. При том, что ее наступательность ощущают постсоветские страны, которые формально являются или союзными, или дружественными. В 2014 году Россия атаковала дружественное государство – Украину, с которой у нее подписано огромное количество соглашений и по некоторым вопросам интеграция была глубже, чем, например, с Белоруссией, все-таки Украина размещала российскую военную базу Черноморского флота, подписан так называемый «Большой договор», существовал уникальный договор о военно-техническом сотрудничестве, которого у Украины не было ни с одним государством мира. Тем не менее, все это не помешало России прибегнуть к агрессивным военным действиям против Украины в силу того, что та независимая внешняя политика, который проводил Киев, не соответствовала стратегическим приоритетам Кремля.

Сегодня мы видим, что все больше звучит критики с российской стороны в адрес независимого и суверенного курса, который проводится Белоруссией на международной арене. Эта критика вызвана, прежде всего, многовекторным подходом Белоруссии во внешней политике, стремлением Минска позиционировать себя как нейтрально-переговорная площадка. В российских аналитических выкладках все чаще можно встретить тезис о том, что Запад якобы собирается оторвать Белоруссию от России, подорвать политические и экономические связи между Минском и Москвой, таким образом закрепить Белоруссию в сфере западного влияния. Конечно, эти оценки не соответствуют действительности. Белоруссия не собирается вступать ни в Европейский Союз, ни в НАТО. Белоруссия не собирается заключать даже договор об Ассоциации с ЕС. Со стороны Европы есть ограниченные ожидания в отношении Белоруссии. При этом тезис о желании Запада оторвать Белоруссию от России с одной стороны, свидетельствует о стратегическом страхе России потерять контроль и влияние в Белоруссии. А с другой стороны, он содержит интенции на то, чтобы это влияние и контроль, наоборот, усилить.

Все больше свидетельств того, что Россия пересматривает стратегический характер отношений с Белоруссией, переходит к одностороннему продавливанию своих интересов без учета позиций своего союзника. В этом контексте, к сожалению, нельзя исключать, что между Россией и Белоруссией может случиться серьезный кризис. Стратегические приоритеты Белоруссии и России сегодня отличаются, и это видно не вооруженным глазом. Если Россия в рамках новой холодной войны пытается проводить наступательную внешнюю политику, то Белоруссия, наоборот, стремиться избежать вовлечение в конфронтацию. Несовпадение этих стратегических приоритетов и порождает сегодняшнюю напряженность между Минском и Москвой.    

Сложилось впечатление, что по ключевым вопросам Минск поддерживает российскую внешнюю политику...

Я бы не сказал так. Наоборот, по всем стратегическим вопросам, которые важны Российской Федерации, Белоруссия не поддерживает Кремль. Ни в конфликте с Грузией, ни в конфликте с Украиной, Белоруссия не поддержала Россию. Более того, Белоруссия осуждает эти действия, так как считает, что Россия осуществила агрессию против дружественных стран. Белоруссия не признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Белоруссия не признала аннексию Крыма. Минск привержен территориальной целостности Украины. Наше голосование по резолюциям в Генеральной Ассамблеи ООН не является маркером поддержки Белоруссией российской агрессии в отношении Украины. Белоруссия традиционно голосует против всех резолюций, связанных с проблемами прав человека, что, собственно говоря, и было продемонстрированно на примере резолюции по ситуации с соблюдением прав человека в Крыму.

Далее, Минск не разметил российскую военную базу в 2015 году, как этого требовал Кремль. Белоруссия не поддерживает Россию в ее конфронтации с Западом, наша республика не хочет и не готова нести издержки за ту военную политику, которую проводит РФ на международной арене. В то время как российское руководство настаивает на том, чтобы Белоруссия выполняла свой союзнический долг и разделяла бы все соответствующие издержки – присоединилась к санкционной войне, отправляла свои вооруженные силы для участия в совместных операциях и т.д. В свою очередь Минск считает, что все необходимое в рамках Союзного государства, в рамках ЕАЭС, Белоруссия выполняет.

Подытоживая можно сказать, что позиция Минска и Кремля по многим вопросам международной повестки очень серьёзно расходятся. И это расхождение и создает напряжение в отношениях.  

У Казахстана тоже есть своя правда на российское претензии, которые, к слову сказать, после некоторой паузы вновь стали педалироваться как в СМИ, так и российскими дипломатами. В этой связи такой вопрос – как Минск, будучи членом ОДКБ, относится к открытию маршрута для американских спецгрузов через Казахстан?

В Белоруссии считают, что Казахстан, как независимое и суверенное государство имеет полное право на проведение независимой и многовекторной внешней политики, исходя из своих национальных интересов. Если говорить об участии Казахстана в транспортировке спецгрузов для миссии в Афганистане, то здесь необходимо напомнить, что в свое время именно Россия выступила с предложением организовать транзит через свою территорию. Специально для этой цели российская сторона организовала мультимодальный логистический коридор, создала соответствующую базу для перевалки грузов с железной дороги на авиатранспорт. Когда российская сторона начинала переговоры по этому маршруту, а они начались практически одновременно с началом операции США в Афганистане, то Россия не привлекала к переговорам своих партнеров по ОДКБ. Во многом и Белоруссия, и Казахстан были вынуждены подстраиваться под ту линию, которую проводила РФ по этому вопросу. Тот факт, что российская сторона в то время не консультировалась со своими союзниками и не учитывала их позицию, безусловно, не дает никаких оснований России критиковать будь то Казахстан, будь то Белоруссию, которые сегодня участвуют в проекте по транзиту американских спецгрузов для миссии в Афганистане. Сами претензии выглядят странными. При этом все понимают, что из-за своих агрессивных действий в Украине, Россия потеряла этот транзит, так как сотрудничество с США в этой сфере было разорвано в 2015 году. И когда это решение принималось российское руководство тоже не консультировалось ни с белорусскими, ни с казахскими партнерами. Поэтому, мне кажется, критика со стороны России по отношению к Казахстану, она не только не оправдана, но и не имеет под собой веских оснований. Российская сторона уже давно действует в режиме одностороннего продавливания собственных интересов, без учета интересов и позиций своих союзников как рамках ОДКБ, так и в рамках ЕАЭС.        

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 25 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика