Пятница, 01 июня 2018 13:15

Астане необходимы дополнительные механизмы контроля регионов Избранное

Автор

На прошлой неделе мажилис рассмотрел и утвердил поправки в Закон «О выборах». Политический аналитик Султанбек Султангалиев считает, что нововведения кардинально реформируют общественно-политическую систему республики, сообщает портал 365 Info

По мнению аналитика, новшества — это не какие-то мелкие дополнения в процедурный процесс, а изменения принципиального характера, главными из которых являются:

введение пропорциональной системы выборов депутатов маслихатов по партийным спискам

избрание акимов (глав) поселков, сельских округов и городов районного значения самим населением.

Три причины реформы

Реформа выборного законодательства, соответствующая новому курсу общественно-политической модернизации «Рухани Жангыру», продиктована тремя главными причинами.

Во-первых, нововведение в избирательную систему призвано вдохнуть новую жизнь в представительные органы власти на местах, так как маслихаты уже давно не выполняют свою главную политическую роль– служить связующим мостом между исполнительной властью и социумом. По сути, «назначенные» местными акиматами депутаты превратились в безвольных пешек в руках своих сюзеренов-акимов, безропотно выполняющих все решения местной исполнительной власти, а маслихаты – в «одобрямс-канцелярии» акимов.

Общественные советы были созданы, чтобы как-то компенсировать беспомощность депутатского корпуса,утратившего способность влиять на ситуацию в регионах.

Однако не обладающие какими-либо полномочиями общественные советы не смогли заменить собой местные органы представительной власти. Именно поэтому остро встал вопрос об обновлении качественного состава маслихатов, который обусловлен, естественно, избирательными процедурами.

Во-вторых, очевидно, что реформа продиктована обстоятельствами транзитного периода, когда Астане необходимо получить дополнительные механизмы контроля за ситуацией в регионах.

В-третьих,избрание акимов населением связано с тем, чтобы усилить ответственность чиновников за свою деятельность

Наконец, это и шаг навстречу разноплановой оппозиции, одним из главных требований которой как раз и являются прямые выборы акимов.

Позитивные реформы

Сами по себе поправки в выборное законодательство являются, безусловно, прогрессивными, если учесть сформировавшуюся систему местечкового самоуправства, которая царит на выборах депутатов маслихатов в настоящий момент.

Сегодня местные акимы – это цари и боги избирательного процесса

У нелояльного к ним кандидата нет никаких шансов стать депутатом – и это сермяжная правда жизни, а не художественное преувеличение.

«Отсев» неугодных кандидатов по самым ничтожным поводам ведется еще на дальних подступах к выборам— на этапе регистрации. Таким образом, люди с независимой гражданской позицией и искренне болеющие за родной край, остаются за пределами системы принятия решений.

При новой избирательной системе с кандидатами, представляющими политические партии, подобные «фортели» выкидывать будет гораздо сложнее. Так как партии, заинтересованные в продвижении своих людей в маслихаты, могут поднять скандал на республиканском уровне, чего крайне боятся пугливые региональные чиновники

К слову, депутаты парламента, понимая всю важность процедуры регистрации, еще обязательно вернутся к рассмотрению требований, выдвигаемых к кандидатам.

Курс на демократизацию

Второй позитивный момент реформы заключается в том, что акимы сельских округов и городов районного значения будут избираться самим населением. Прежде всего такое нововведение символизирует дальнейшее углубление процесса демократизации в Казахстане

Тот факт, что кандидаты в акимы будут выдвигаться партиями, усиливает политическую конкуренцию и значительно поднимает статус партий и их роль в общественно-политической жизни страны.

Разговоры о том, что это ограничивает права граждан на участие в управлении государством, не совсем верны. С подачи народных коммунистов в законопроект было включено положение, что партии смогут выдвигать в акимы и беспартийных претендентов, которые зарекомендовали себя с положительной стороны в глазах местной общественности своей активной гражданской позицией и человеческой порядочностью.

Поверьте, многие партии будут, образно говоря, бегать за авторитетными, известными в районе или области беспартийными, уговаривая войти в партийный список или выдвинуться акимом.

Почему бы не использовать партийные инструменты для оживления гражданского общества?

К тому же партии будут обладать правом отзыва акимов с занимаемых должностей в случае неудовлетворительного исполнения своих обязанностей. Этот дополнительный контроль за деятельностью чиновников налагает на партии ответственность за подбор своих кандидатов.

В-третьих, 7-процентный барьер, внесенный в закон, тем не менее, гарантирует вхождение в состав местных маслихатов представителей как минимум еще одной политической партии.

Учитывая, что в региональном разрезе, а также по линии «город-село» симпатии электората разнятся, мы сможем увидеть в маслихатах практически всю нынешнюю партийную палитру Казахстана

В данном случае все зависит от активности региональных партийных филиалов и уровня доверия к ним со стороны населения. К тому же сохраняется надежда, что в процессе окончательного решения глава государства внесет свои замечания по поводу процента голосов избирателей, необходимого партиям для участия в распределении депутатских мандатов.

Ветер перемен

Как уже говорилось выше, поправки в Закон «О выборах» связаны в том числе и с необходимостью дополнительного контроля над региональными акимами — представителями разных групп влияния в транзитный период.

В существующих условиях подобным механизмом обладают маслихаты.

Речь идет о праве утверждения на пост акима и праве вынесения вотума недоверия главе местной администрации

Прежде это были сугубо формальные права, которыми, естественно, никто так и не воспользовался. Однако уж если механизм закреплен в конституционном Законе, можно предположить, что он должен стать бронепоездом на запасном пути.

Намерение посредством усиления маслихатов сохранить контроль над регионами и лично над акимами со стороны Астаны и объясняют введение пропорциональной избирательной системы.

По сути, принимаемые сегодня Законы «О выборах» и «О Совете Безопасности» являются последними кирпичиками в здании новой политической системы переходного периода.

Чего ждать дальше? Логично было бы предположить, что мы можем стать свидетелями и участниками досрочных выборов в маслихаты всех уровней и, возможно, в мажилис.

Политическая осень в Казахстане традиционно непредсказуема и приносит ветер перемен

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 42 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика