Среда, 16 мая 2018 09:46

Потенциал посредничества Астаны: намерения и возможности Избранное

Автор

Состоявшийся в Астане очередной раунд межсирийских переговоров с участием представителей противостоящих сторон, представителей ООН и стран-гарантов переговорного процесса России, Ирана и Турции представляет для Казахстана необычный опыт многосторонней дипломатии по разрешению регионального кризиса глобальной значимости. Казахстан выступает в качестве страны посредника, предоставляющей свою территорию для организации для проведения данного форума. Астана становится своего рода «нейтральной площадкой» для всех сторон, вовлечённых в процесс примирения.

Казахстан согласился на такой шаг, отвечая на просьбу российского руководства, обратившегося за содействием в обеспечении условий для организации такой международной встречи. Это, конечно же, выражения доверия к Казахстану, основанного как на особом доверительном характере российско-казахстанских отношений, так и на позитивной оценке со стороны российского руководства предыдущего опыта казахстанского посредничества. Для Казахстана осуществление посредничества на столь высоком уровне и в разрешении регионального конфликта, в который оказались вовлечены многие ведущие страны мира, представляет высокое признание и налагает на него огромную ответственность.

Руководство Казахстана тем самым выражает свою поддержку и содействует миротворческим усилиям России, Ирана и Турции. В неменьшей степени такая позиция означает одобрение российского участия в межсирийском урегулировании. Казахстан выступает здесь ещё в одном необычном для себя качестве – страны, являющейся в 2018 году непостоянным членом Совета безопасности ООН. Такое деятельное участие этой постсоветской страны Центральной Азии в большой мировой политике многое означает с точки зрения международного признания, но и ко многому обязывает в смысле сохранения последовательности её дальнейших действий в решении этой международной проблемы.

Ранее у Казахстана был только один удачный опыт примирения за пределами постсоветского пространства. Президент Н.А. Назарбаев стал в феврале – марте 2016 года посредником в российско-турецком конфликте из-за сбитого в Сирии 30 ноября 2015 турецким самолётом российского самолёта, который находился законно в небе Сирии. Проведённая казахстанским руководством успешная внешнеполитическая акция в формате «челночной дипломатии» привела к разрешению конфликтной ситуации и возврату и даже усилению партнёрских отношений.

Изучая этот успех, можно объективно оценить посреднический потенциал и возможности Казахстана и понять внешнеполитические перспективы казахстанского участия в межсирийском диалоге. Первый посреднический ресурс Казахстана – это огромный международно-политический авторитет Президента Н.А. Назарбаева и доверительные отношения, которые ему удалось установить с многими лидерами государств, второй ресурс – активное взаимодействие страны со многими международными организациями, в этом данном случае ТЮРКСОЙ и Тюркский совет. Третий ресурс посредничества – это стратегическое партнёрство с Россией в рамках двухсторонних отношений и евразийских международных организаций: ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Четвёртый ресурс казахстанского посредничества заключается в огромных природных богатствах страны и многообещающих перспективах трансконтинентального транспортного транзита. Благодаря наличию этого ресурса Казахстан может развивать разнонаправленное трансрегиональное экономическое сотрудничество, привлекательность такого сотрудничества обеспечивает заинтересованность различных стран в посреднических инициативах Казахстана. Пятым медиативным ресурсом являются многосторонние гарантии безопасности и территориальной целостности, полученные Казахстаном в 1995 – 1996 годах от ведущих мировых держав: США, России, Китая, Великобритании, Франции.

Для успешной реализации этих ресурсов Казахстану надо чётко определиться со своими геополитическим позиционированием, условиями согласия на предложение или инициативного предложения посредничества, возможный уровень посредничества. Неопределённость своего геополитического позиционирования в первую очередь, на наш взгляд, объясняет безуспешность большинства попыток посреднических усилий Казахстана.

Казахстан фактически не может являться и не должен стремиться подавать себя самостоятельным центром силы или региональным лидером. Казахстан не может быть позиционирован в координатах самая центрально-азиатская европейская страна или самая европейская центрально-азиатская страна. Страна в силу своего цивилизационно-культурного и историко-политического развития самоопределилась как евразийская центрально-азиатская. В рамках исламского или тюркского мира может рассматриваться только как особая исламская или особая тюркская страна опять же в силу евразийскости своего цивилизационно-культурного самоопределения. Важнейший евразийский геополитический партнёр Казахстана – это Россия, следующий по значимости – Китай.

Казахстан не может, имея противоречия по различным важным вопросам, полагать себя желаемым посредником для остальных стран Центральной Азии и все попытки посредничества заканчивались ничем или были неудачными. Региональное соперничество между Казахстаном и Узбекистаном заранее обесценивают все эти усилия. Острые конфликтные отношения между Кырзыстаном и Узбекистаном, Таджикистаном и Узбекистаном требуют посредничества, но оно может быть приемлемым для конфликтующих сторон только со стороны России и Китая, возможно, в рамках ШОС.

Примиренческое посредничество у Казахстана получалось только в союзничестве с этими странами или одной из них. Так было, например, при решении проблем ядерного разоружения постсоветских стран в 1992 – 1995 годах, определения статуса Каспийского моря в 1997 – 2009 годах. Посредническая инициатива казахстанского руководства в решении «карабахского вопроса» и претензии на арбитраж были восприняты негативно Арменией и не были согласованы с Россией. На данный момент это посредничество в большей мере отражает тюркский вектор и воспринимается как тюркский приоритет внешней политики Казахстана.

Ещё более непродуманным шагом была заявленная в мае – июне 2001года посредническая инициатива в организации проведении переговоров между исламским фундаменталистским движением «Талибан» и правительством Афганистан. Казахстан не воспринимался тогда и не воспринимается сейчас в качестве нейтралистской исламской страны. Более успешной стала инициативная и активная посредническая миссия Казахстана по формированию в 1992 – 2002 годах международной организации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Но в данном случае Казахстан продолжил усилия руководства СССР, которое в период 1974 – 1990 годов предпринимало многократные попытки организовать на постоянной основе проведение этого форума. Казахстан в 90-е годы смог заручиться поддержкой большинства ведущих стран Азии, в первую очередь Китая и России, опереться на опыт организации различных безъядерных зон.

В 2014 – 2015 годах Казахстан на самом высоком уровне неоднократно предлагал посреднические примиренческие инициативы в разрешении острых конфликтов в российско-украинских отношениях. Украина и Россия по разным мотивам отклонили все эти инициативы. Их можно было бы посчитать жестом доброй воли со стороны Казахстана, но вполне достаточно было бы одного такого жеста. Казахстанские примиренческие посреднические усилия в российско-украинском противостоянии бесполезны, бесперспективны и поэтому оказались даже вредны.

Украине были важны в качестве посредников ведущие страны Европы, а совсем не Казахстан. России важны были посредники, способные выступать гарантами переговорного процесса, чего явно не имеется в компетенциях Казахстана. Самое важное заключается в том, что у казахстанской стороны не было, и нет до сих пор достаточно определённой позиции по конфликтным вопросам российско-украинского противостояния.

Понимание посредничества как универсального метода ведения внешней политики неверно в принципе, а для Казахстана тем более. Арбитраж, гарантирование вообще не применимые для него варианты посредничества, нейтральное посредничество и примирительное посредничество возможны и допустимы в конкретных обстоятельствах, при благоприятствующих условиях. В тоже время посредничество уже стало и должно оставаться непременным инструментом казахстанской внешней политики, поскольку Казахстан находится на стыке цивилизационно-культурных, геополитических воздействий и влияний, в центре евразийского континента, в эпицентре геоэкономического соперничества за минерально-сырьевые и энергетические ресурсы глобальной значимости.

Казахстанское посредничество будет успешным как евразийское региональное и трансрегиональное скоординированное взаимодействие с вовлечением таких ведущих евразийских стран как Россия и Китай. Наиболее оно востребовано в развитии процессов евразийской интеграции в рамках ЕАЭС и ОДКБ. Участвуя в посреднических усилиях, казахстанская дипломатия должна действовать, основываясь на самостоятельно разработанной, гибкой, но определённой внешнеполитической позиции с евразийскими приоритетами.

Возвращаясь к рассмотрению казахстанского посредничества в межсирийском противостоянии под эгидой России, Турции и Ирана важно отметить два аспекта. Казахстанской дипломатии, выдерживая подчёркнуто нейтральную наблюдательскую переговорную позицию, необходимо непрерывно мониторить и анализировать ход, характер и направленность переговоров. Основываясь на этой аналитике, разрабатывать тактику и программу мер дальнейшего казахстанского участия разрешении этой проблемы в контексте усилий по обеспечению проблем региональной безопасности в рамках ООН, СВМДА и ОИС (Организации исламского сотрудничества).

               

               

           

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 134 раз
Осипов Николай

Историк, политолог

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика