Вторник, 27 марта 2018 15:43

Сам себе регион. В Центральной Азии заговорили о самостийности и незалежности Избранное

Автор

15 марта в Астане впервые прошла первая рабочая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана и представитель Туркменистана решили обсудить проблемы региона, пишет Kaktakto

«Нам не нужен третий лишний», — сказал, открывая встречу, Нурсултан Назарбаев.

Эксперты сразу же заговорили о том, что Центральная Азия, наконец, начинает оформляться как регион, не оставаясь лишь объектом преломления интереса России, США и Китая. Примечательно, что с саммитом совпало и резкое заявление МИД Казахстана на заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова, который заявил, что Астана должна согласовать с Москвой возможность введения безвизового режима для американцев. Акорда сделала гневную отповедь Лаврову, что это внутреннее дело Казахстана.

«В таком составе мы не встречались почти 10 лет. Мы говорили сугубо о наших делах и как их решать. Сегодня наши страны активно сотрудничают. Буквально за прошедший год налажены вопросы, которые годами, десятилетиями не решались. Особенно между Таджикистаном и Узбекистаном десятками лет не решались очень серьезные вопросы. Вот, например, мы, Казахстан, откуда-то завозим какие-то товары. Даже овощи-фрукты, которые уже сейчас созрели, даже гранаты в Узбекистане, Таджикистане, а мы все равно клубнику возим из Израиля. Это непростой вопрос – нам переломить чиновников, которые сели на этой торговле, и им выгодно возить оттуда. Наши государства, 70 млн человек, живут в створе больших рек – Амударьи и Сырдарьи. Здесь мы договорились, что политический торг не должен быть, должны совместно решать в интересах всех государств», — резюмировал итоги встречи Назарбаев.

Так оформляется ли в Центральной Азии новая политическая конфигурация, и отчего вдруг возникли разговоры об особой независимой политике стран региона. Об этом Kaktakto спросил у экспертов.

Торговля двигатель отношений

Политолог Эдуард Полетаев считает, что в ЦА появилось желание наладить вопросы региональной торговли. И не секрет, что корни растут из политики большей открытости страны, проводимой новым президентом Узбекистана. Алармизм по поводу некоего центральноазиатского обособления пока не уместен. Хотя бы потому, что сами лидеры стран региона говорили, что никакого нового интеграционного союза создавать не собираются. Однако вполне разумно и естественно, что соседям необходимо увеличивать объемы взаимной торговли.

Региональный рынок растет, как в силу увеличения уровня потребления, так и количества жителей. А основные торговые партнеры стран — это Евросоюз, Китай и Россия. Даже если эти ежегодные саммиты станут ритуалом, то полезным, хотя бы для сверки часов. Политолог заметил, что можно вспомнить первую встречу президентов Центральной Азии еще в декабре 1991 года, в Ашхабаде, после того, как было подписано Беловежское соглашение, и надо было понять, как двигаться дальше.

Был подготовлен проект конфедерации центральноазиатских республик, но затем отказались от этой затеи. Судьба центральноазиатского союза, предложенного спустя годы, также оказалась незавидна. Страны пока не готовы к взаимной интеграции, зато они готовы убирать ненужные барьеры, как это случилось между Узбекистаном и Таджикистаном. Тем более, что Туркменистан все еще придерживается изоляционистской политики, а Узбекистан продолжает ставить в приоритет развитие не многосторонних, а двусторонних отношений, подчеркнул он.

Много центров силы

Директор аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России Андрей Казанцев отметил, что центральноазиатские страны сейчас сталкиваются со сложной ситуацией. Они все проводят многовекторную внешнюю политику, то есть стараются дружить и получать максимально возможное содействие от всех ключевых мировых игроков. Однако сейчас в мире разворачивается очень много геополитических конфликтов: между Россией и Западом, Китаем и Западом, Индией против Китая с Пакистаном, Ирана против арабских стран. Центральноазиатские государства в этой сложной ситуации хотят сохранить свою многовекторную политику. В том числе для этого они пытаются начать как-то координировать свои действия.

«На это многие обратили внимание. Однако пока куда важнее координация в решении чисто внутренних проблем региона. Вообще, было странно, что пятерку центральноазиатских стран собирали в последнее время внешние игроки, вроде США или Японии. Отсюда логичная идея, что можно собраться и самим, без всякого внешнего участия. Теперь относительно интересов России во всем этом. Пока Центральная Азия не превратится в самостоятельный центр силы, враждебный России, в общем, никакой опасности для политики Кремля нет. Как мы все прекрасно понимаем, до этого очень далеко, об этом в обозримое время речь вообще не идет», — сказал он.

Политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика» Леонид Савин заметил, что пока сложно говорить, во что превратится эта встреча — регулярные саммиты, новый клуб нескольких стран Центральной Азии или региональный альянс. Кремль и простые граждане России несколько обеспокоены последними действиями президента Казахстана, особенно решение ввести латинский шрифт вместо кириллицы. Такие решения получают самые разные оценки. Впрочем, нужно учитывать, что Нурсултан Назарбаев является единственным лидером постсоветского пространства, который принял эстафету суверенитетов сразу после распада СССР. И вопрос преемника в Казахстане стоит остро как никогда, заметил он.

Регион стратегического значения

Савин считает, что внешнее вмешательство в дела региона, особенно со стороны США, будет продолжаться. Вашингтон беспокоит и проект «Один пояс — один путь» Китая, и ЕАЭС, а так как Центральная Азия представляет собой геополитический Хинтерланд, переходящий в Римланд, то интерес Белого дома к региону будет всегда, убежден он. Можно вспомнить и проект ГУУАМ, и недавнее Восточное партнерство, которое курировали в ЕС Польша и Швеция. Вашингтон также лоббировал проект Нового шелкового пути в регионе. Но все инициативы не достигли своих целей. Высока вероятность того, что и Ц5+1 через некоторое время исчезнет, и о нем будут вспоминать специалисты по новейшей истории, сказал эксперт.

«Здесь, скорее, важнее политическим элитам региона правильно осознать свое геополитическое значение и вести соответствующую политику. До настоящего момента такой политики не было. По ряду объективных причин ЕАЭС буксует, а вечным донором Москва быть не может. Впрочем, как и Китай, и США. Получение своих дивидендов в качестве транзитного государства тоже не может быть вечным. Что касается оценки региона как некого целого, то тогда нужно учитывать другие государства — Пакистан и Афганистан, и даже Иран, которые исторически и культурно тесно связаны с Центральной Азией. Конечно, они не входили в СССР, но 70 лет это довольно мало по сравнению с предыдущими столетиями интенсивных культурно-политических обменов в регионе. Вместе с этим есть такие региональные организации как ОДКБ и ШОС и большинство стран Центральной Азии имеют к ним непосредственное отношение. Поэтому региональная кооперация и развитие немыслимы без этих структур», — подчеркнул Леонид Савин.

Союз в обход России?

Эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук считает, что это не «союз в обход России», так как пять стран региона трезво оценивают текущую картину мира. Это вынуждает их искать пока еще не союзы, но какие-то чисто региональные конструкции, которые бы защищали их от нарастающих внешних угроз. С пониманием того, что экономика, как бы она успешно ни развивалась, никого и никогда не защитит. Не союзники они ее и потому, что для начала хорошо бы стать просто надежными партнерами, заметил он.

«Данный регион имеет стратегическое и геополитическое, а не региональное и даже не евразийское значение. Так как если США и Западу в целом удастся расколоть российско-китайскую дугу прямо посередине, то есть по Центральной Азии, весь континент будет мгновенно дезинтегрирован. Думаю, что и Москва, и Пекин это четко понимают, внимательно наблюдая за совместной активностью региональной «пятерки». Россию, наверное, обойти она пока может, но вот США – никогда. Обособиться от РФ и КНР вряд ли получится, да и собственно непонятно, зачем. Особых стратегических перспектив проект не имеет, так как для него необходимы большие деньги, которых на такие надгосударственные дела у стран региона просто нет. В противном случае, они не работали бы с тем же Китаем на очень большую «глубину». Но думаю, Вашингтон и Пекин для себя отметили такую демонстрацию, и теперь могут сделать из этого для себя некоторые выводы», — заключил он.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 55 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика