Понедельник, 29 мая 2017 08:33

ЧУЖИЕ ПОЛНОМОЧИЯ, А ГДЕ ГРАЖДАНСТВО – МНОГОТОЧИЕ…

Автор Маргарита НИКИТИНА, Астана

Парламентарии РК добрались до конституционной реформы. В минувшую среду народные избранники рассмотрели ряд законов вносящие серьезные изменения, как в законодательства страны, так и в нашу жизнь. Список документов достаточно велик – в нем  документы, касающиеся процесса выборов, работы Парламента и Правительства, Президента и Конституционного Совета и пр. Всего 8 конституционных законов.

АРХИТЕКТУРА СТРУКТУРЫ

Конечно, главной темой для обсуждения стало перераспределение полномочий. Оно коснулось всех. Даже главы государства. Как сообщил народным избранникам министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ, теперь Президент не сможет издавать указы, имеющие силу закона, объявлять законопроект срочным, и поручать Правительству экстренно вносить его в Мажилис, а так же отменять правительственные акты. Кандидатуры членов Правительства станут согласовывать с народными избранниками, Также, устанавливаются нормы, регламентирующие взаимоотношения Правительства с Президентом и Парламентом.

Более того, отныне Кабинет Министров будет действовать в пределах срока полномочий Мажилиса и, соответственно слагать свои полномочия перед вновь избранными мажилисменами. В конституционном законе «О выборах» предусматриваются поправки направленные на повышение правовой грамотности избирателей и участников избирательного процесса.

Правительство, правда, тоже без дела не останется.

Подробнее о новом распределении обязанностей рассказал все тот же Марат Бекетаев.

- Предлагается передать Правительству такие полномочия, как: определение приоритетных секторов экономики в области поддержки индустриально-инновационной деятельности, - сообщил он. – А так же создание специальных экономических зон, введение специального валютного режима на основе совместного представления Национального банка и соответствующих уполномоченных органов, определение перечня объектов, которые не могут быть переданы для целей государственно-частного партнерства и пр.

Вдобавок теперь Правительство само будет принимать решение о возможностях проведения нефтяных операций на море, внутренних водоемах, в зонах чрезвычайной экологической ситуации и на особо охраняемых природных территориях.

- Второе направление предусматривает передачу определенных полномочий Президента, имеющих социальное значение, - сообщил министр. - Например, в законе «О праздниках в РК» предложено передать Правительству полномочия по утверждению перечня праздничных дат.

Именно Кабинету министров отныне предстоит согласовывать с Администрацией Президента, определение порядка выплаты бонусов, оказание материальной помощи, установление порядка определения надбавок государственным служащим. А еще он станет утверждать порядок присуждения и установления почетных званий для субъектов предпринимательства.

Третье направление, как отметил глава Минюста, предполагает передачу некоторых организационных президентских полномочий. Например, определение границ областей и городов республиканского значения, определение перечня водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение и т.д.

 - Проект Закона направлен она организацию работы структуры власти согласно требованиям настоящего времени, - резюмировал Бекетаев.

ВРАЧА ВЫЗЫВАЛИ?

Но если новопринятые конституционные законы ужесточают ответственность должностных лиц, то усиляются и критерии их отбора. Так теперь отныне, кандидат в Президенты должен будет иметь как минимум пятилетний опыт работы в сфере госслужбы или на выборных государственных должностях. Кроме того ему предстоит доказать, (при помощи специалистов-медиков), что он не имеет заболеваний, препятствующих исполнению должностных обязанностей. 

Главу минюста дополнил заместитель председателя Центрального  Избирательного Комитета РК Владимир ФООС. По его словам, вопросы здравомыслия, то есть, простите, медицинского состояния кандидата, сейчас решаются консультативным путем, с участием Министерства Здравоохранения. 

- У нас есть примерно два варианта по принятию нормативно-правового акта, - отметил замглавы Центризбиркома. - Там мы определим перечень заболеваний, коллегиальный или индивидуальный врачебные осмотры, место, время прохождения предоставления медсправки в ЦИК. Возможно, будут и другие способы. В течение двух месяцев мы эту работу в любом случае завершим.

САМ НЕ САМ И ДРУГИМ НЕ ДАМ

Мажилисменом, отныне, сможет стать тоже далеко не каждый желающий. Так новый законопроект решительно ставит непреодолимый барьер на пути так называемых самовыдвиженцев. Теперь, чтобы попасть в законотворцы, гражданин должен будет стать как минимум представителем партии или республиканского общественного объединения, имеющих государственную регистрацию.

С точки зрения главы Минюста Бекетаева подобное решение является нормальной практикой цивилизованных стран. В противном случае нас ждет неконтролируемый хаос, и прецеденты у наших коллег по постсоветскому пространству уже были. 

 - Мы видели множество случаев, когда люди использовали эту норму в электоральный период для самовыдвижения, - подчеркнул Бекетаев, выступая в кулуарах Мажилиса. - Все понимали, что это несерьезное самовыдвижение. Это делалось для самопиара, либо в каких-то других интересах, но оно делалось. Даже возьмите опыт соседних стран – например, посмотрите, как на Украине. Вымышленный герой из фильмов «Звездные войны» тоже получил возможность стать кандидатом. Это была популистическая, провокационная мера одной из партий в Украине. Сам по себе этот факт привлек очень много внимания и показал незрелость того закона, который действовал в то время.

Чтоб у нас был так, как в Украине народные избранники не захотели.  И поэтому дружно отказались от принятия в свои ряды самовыдвиженцев.

- Мы хорошо знаем, что зачастую этой нормой пользовались не совсем компетентные и адекватные граждане, - поддержал министра лидер парламентской фракции «Народные  коммунисты» Владислав КОСАРЕВ. – Данная норма  будет способствовать повышению не только культуры политического процесса, но и в первую очередь активизации партийной деятельности и партийного строительства.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ!

Но, конечно, самой обсуждаемой в области конституционных законопроектов стала норма о лишении казахстанцев гражданства, вносимая в УК, УПК и соответствующие по теме акты. Тем более, что ранее такого наказания в Казахстане не предусматривалось.

Кого же у нас буду лишать гражданства и за что? По словам Бекетаева, это должно быть реально тяжкое нарушение – например, акт терроризма, создание террористической группировки и активное участие в ее деятельности.  И, конечно, особо тяжкие действия в ущерб  республике.    

- Согласно Закону «О национальной безопасности» к основным национальным интересам относятся незыблемость конституционного строя, - уточнил глава Минюста. - К данным понятиям относятся независимость, унитарность и президентская форма правления  страны.

То есть, карать лишением гражданства будут за преступления, в результате совершения которых причиняется тяжкий вред национальным и жизненно важным интересам РК. Сюда отнесены  16 составов преступлений, предусмотренных в 11 статьях УК. В этом списке – геноцид,  (статья 168 УК), сепаратистская деятельность (ч.3 статьи 180 УК), создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности   (ч.3 статьи 182) и другие.

- Данное наказание будет назначаться судом в исключительных случаях на основе полного исследования обстоятельств дела, тяжести совершенных деяний и тяжести наступивших последствий, - заверил Бекетаев.

Лишение гражданства подлежит регистрации уполномоченным органом на основе вступившего в законную силу обвинительного приговора суда.

 Еще одно условие – лишаемый гражданства казахстанец должен будет в данный момент находиться за рубежом.

  - Если в статье  УК предусмотрено такое дополнительное наказание, как лишение гражданства, то это не означает, что судья автоматически будет его назначать, - заявил министр юстиции. - Это дополнительное наказание не предусмотрено и не предполагалось для тех людей, которые находятся на территории республики. То есть, лишив его гражданства, мы лишаем его права вернуться в Казахстан. Я согласен, что если человек уже находится в Казахстане, то эту защитную меру применять смысла нет.

Все обсуждаемые нормы, как то нетрудно догадаться, были приняты народными избранниками практически без споров и почти единогласно. Что приятые законотворческие нормы принесут простым казахстанцам – можно только догадываться. Пока что наглядно можно разглядеть только создаваемые барьеры на пути социальных лифтов, нацеленных на политический олимп и защиту его от посторонних. А еще меры, направленные не столько против потенциальных террористов, сколько против тех, кто по тем или иным причинам был вынужден покинуть страну. В том числе и опасаясь политического преследования. Состав преступления найдется, у нас это умеют.

В целом ситуация все больше напоминает старый советский анекдот про секретное производство. Если там, как ни собирай кроватку, все время получался пулемет, то у нас, как не меняй законодательство,  все время получается, что оно направлено против оппозиции к действующей власти.

Просмотрено: 221 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика