Понедельник, 07 октября 2019 11:47

Ертысбаев и Аблязов – две стороны одной, большевистской, медали? Избранное

Автор

 «Перескочив с позднефеодального общества в коммунизм, основная часть населения Казахстана все еще мыслит коллективно-бессознательными категориями. Но история не терпит таких издевательств над собой», - считает живущий в США казахстанский философ Валихан Тулешов, передает Rezonans.kz. 

Свободный от обязательств 

Все больше казахстанцев устремляет свои взгляды в эмигрантское далеко. Вот и активно сотрудничавший с властью ученый-философ Валихан Тулешов эмигрировал в США. Свой отъезд объяснил просто:

- Мне хотелось попробовать пожить спокойной и стабильной жизнью в развитой демократической стране. А что? Я такой же человек, как и все. Имею право на выбор своей судьбы, хотя многим кажется, что раз я уехал, то была какая-то неприятная история. Нет, ничего такого, что задевало бы сердце, не было. Я просто решил научиться чему-то новому и реализовать на деле собственную трансцендентность. Я не считаю себя кем-то выдающимся, но уважаю себя хотя бы за то, что могу отвечать на вызовы судьбы. 

В США я приехал в январе 2016 года по приглашению Университета Джорджа Вашингтона на дебаты по национализму вместе с Айдосом Сарымом, Сериком Бейсембаевым и Маратом Раимхановым. А потом племянницы (их у меня в Штатах две) пригласили посмотреть Нью-Йорк. И я решил поизучать местную жизнь и попытаться понять в ней то, чего нет у нас. Через месяц собрался домой, а потом подумал, что надо бы наконец по-настоящему взяться за английский.

Из МАБа (сейчас он называется ALMAU), где работал в последнее время доцентом, уволился без сожаления, потому что интерес к моим философским работам и проектам как-то уже поостыл. До этого принимал участие в проектах по социальной модернизации. В планах намечалось приведение нашего законодательства в соответствие с законодательством Европейского Союза. Я начинал этот европейский вектор еще в нулевых годах по типу тех социальных стандартов, которые позже выбрали для себя Украина и Грузия. Когда встал вопрос – с кем нам идти, говорил, что с Европой, хотя все считали, что только с Россией. К чему это привело, мы все знаем: вместо того, чтобы создать демократическую политическую систему, защищающую либеральную экономическую, у нас произошла авторитаризация политического режима, а следом – попрание политических прав человека. 

 В общем, когда я увидел, что проект по социальной модернизации тоже заглох, то посчитал себя в моральном плане свободным от всех своих обязательств. В конце концов, если ценишь себя, то нужно постоянно подтверждать свою внутреннюю независимость и претензию на универсальную сущность, иначе превратишься в быдляк (извините, другого слова не нашел).

Поэтому и решил временно пожить в США. В Казахстан, могу при желании в любой момент приехать. Но зачем? Есть бешбармак или ругаться с теми, кого Айдос Сарым назвал г…м? Многие далеко не глупые люди в Казахстане считают, что кто-то, как Моисей, должен нас 40 лет “водить по пустыне”, а потом нужно еще лет 10 лет, чтобы все это устоялось. Может, они и правы: наше коллективно-бессознательное большинство не привыкло к быстрым переменам.

 - А как семья отнеслась к переезду? 

- Моя замечательная казахско-европейско-американская семья решила переехать из Казахстана еще в 2004 году. Поводов для отъезда было и есть множество. Например, совсем недавно поезд наехал на автобус, погибли люди. Трагедия. Однако все это вторично по отношению к тому, что на самом деле делает гражданское общество сильным и успешным государством. В Нью-Йорке живет куча народу, структура коммунального устройства намного сложнее, чем у нас, но жертв на порядок меньше. За без малого четыре года жизни я не помню здесь крушения самолетов или техники, хотя бывает, что поезда тоже переезжают людей.

 Философ-велорикша   

- Вы уже вышли из эмигрантского гетто? 

- Чем больше развит индивидуум, тем выше шансов приспособиться. Люди, чтобы остаться здесь, просят политическое убежище или пытаются жениться, выйти замуж. Мне же был присвоен статус человека с экстраординарными способностями в области политической философии, когда представил через своего адвоката не только рекомендации друзей, но и научные материалы, книги, статьи, выступления на радио и телевидении, доказательства руководства какими-то аналитическими структурами. Поэтому грин-кард получил без интервью. 

 А гетто, как и разруха, создается в головах тех, кто не осознает себя и не способен выйти за круг обыденности или прежней устаревшей культуры.  

Мой метод борьбы  с трудностями - не бояться и преодолевать их. Если тонешь, то нужно тонуть так, чтобы достичь дна, оттолкнуться от него и снова заглотнуть воздух. Только так можно научиться жить в чужой стране. И чем больше приобретаешь профессии, даже простых, гражданских, тем больше появляется уверенности в себе.

Теперь я, следуя собственной философской методологии, могу не только любому человеку рассказать, сколько времени и сил понадобится на социализацию, чтобы не оказаться на задворках американской жизни, но и показать это на своем примере.

- А чем заняты в США конкретно? 

- Где только мне не пришлось работать! Рынок труда в США огромный и постоянно развивающийся. Эмигрировавшие сюда ученые или представители творческих профессий работают на стройках, в торговле, водят автобусы, и нисколько не страдают от того, что трудятся не в соответствии с полученными ранее званиями. Здесь не стыдно чувствовать себя «простым» человеком, никто за это не назовет тебя аутсайдером.  

 Первые 10 месяцев я провел на стройке. Материальный фактор, конечно, тоже важен, чтобы, как здесь говорят, пить свой кофе с утра, но мне важнее было ощутить атмосферу свободной жизни. Следующие три месяца для поработал в Манхэттене как велорикша. Я хотел познакомиться с достопримечательностями, узнать расположение улиц, работу транспортной системы и функционирования дорог. Здесь ведь одни  улицы идут вверх, другие – вниз, одни – на запад, другие – на восток. Пытаясь заработать деньги, каждый день знакомился с новыми людьми, когда подвозил их на своем велосипеде.

Это был чрезвычайно интересный опыт коммуникации. Я даже специально прошел суд по обжалованию штрафа, где был оправдан. Еще я здесь получил водительские права, сертификат безопасности для работы на стройке, прошел курсы по уходу за больными, сходил на тренинг для водителей школьного автобуса, скорой помощи и небольшого трака - грузового автомобиля. Теперь хочу получить сертификат водителя большого коммерческого трака или охранника. Не факт, что буду работать по этим специальностям. Главное, не винить себя потом, что была возможность, а я не смог, потому что не освоил что-то.  

 Сейчас работаю в большой лифтовой компании и два дня в неделю подрабатываю тем, что ухаживаю за одним 95-летним дедом, эмигрантом из Киева. Этот человек приехал в США 30 лет назад вслед за детьми. Английский так и не выучил, но имеет собственную квартиру и получает американскую пенсию по очень хорошей программе: лекарства и медицинское обслуживание бесплатные, продукты питания тоже.  

Большевистская прямота и беспощадность 

-  Вы упомянули Айдоса Сарыма, который назвал недавно некоторых блогеров Казахстана г…м

- Не все так просто в этой жизни. Если необразованный индивид в силу своего плебейского высокомерия не считает образованного собрата за человека, то как последний должен относиться к этому? Поэтому - каков привет, таков и ответ. Образованность и принципиальность не должны быть беззубыми. А у талантливого и перспективного Айдоса, как у политика и политолога, все впереди. Когда-то мы с ним создали Европейский клуб Казахстана. Он был одним из немногих, кто понял суть идеи, которую я называю “способностью договариваться”.  

Люди, не зная исторического и политического контекста создания НСОД, обвиняют его членов в коллаборационизме, предательстве интересов народа и т.д. А суть вопроса между тем заключается в другом - как власть должна строить отношения с гражданским обществом? Например, с оппозицией, которой она не дает возможности сформироваться бесконечными провокациями, запугиваниями и репрессиями. Или как нужно относиться к тому же Амиржану Косанову, который проторил дорожку для НСОД?

Неприятие чужой точки зрения (страшнее этого ничего уже не может быть), иначе говоря - антагонистическое отношение к людям было порождено большевиками, которые не признавали права отдельного человека. Они руководствовались так называемым “демократическим централизмом”, но демократии-то самой не было! Насилие для них было самым простым способом заставить людей подчиняться.  От имени народа в стране Советов был уничтожен весь господствующий класс. Если говорить о Казахстане отдельно, то перестреляли и загнобили всех передовых представителей национальной культуры и политической элиты.

Поэтому, на мой взгляд, нам необходимо идти по европейскому социал-демократическому пути, но никак не по российскому, большевистскому. До варианта Грузии эпохи Саакашвили или Украины нам еще очень далеко, потому что основная масса (большевики) не понимает, что жить в состоянии озлобленного антагонизма к миру нельзя. Социал-демократов Эдуарда Бернштейна, Карла Каутского, которые стояли у истоков этой идеологии, большевики за их призывы идти на компромисс и переговоры с властью называли ренегатами. Но благодаря им и последователям их взглядов, 28 европейских стран весьма успешно уживаются по соседству друг с другом. Социал-демократы, идя на диалог с правительством, донимали его, соглашались с ним, боролись и уступали, но добивались улучшения жизни. В итоге западноевропейское общество сумело выстроить правильные отношения между разными слоями общества.    

Словом, чтобы двигаться вперед, надо научиться искать и достигать компромиссы, договариваться, кооперироваться и побеждать на выборах. Историческое время, в котором мы живем, не должно быть затрачено на  то, чтобы мы полосовали друг друга ножами и кастетами. То, что люди, срываясь на крик, смешали Косанова с грязью, - это недостатки политической культуры, необразованности, да что там - обыкновенной безграмотности. 

- Но он же, говорят, получил два миллиона за свое участие в президентских выборах? 

 - А говорят, в Москве кур доят. Это не более, чем вбросы, на которые наше общество легко ведется. И этому тоже есть объяснение. Нам почему-то кажется, что легко и просто сможем пройти тот путь, который Европа проходила почти 400 лет (английская буржуазная революция, к примеру, началась в 1640 году и длилась почти полвека). В Казахстане никогда не было капитализма. Перескочив несколько стадии общественного развития, мы с позднефеодального общества очутились при коммунизме. Но история не терпит таких издевательств над собой. У нас основная часть населения все еще мыслит коллективно-бессознательными категориями. Она думает, что мы все еще живем в некоем модернизированном казахском ханстве, где должен быть один лидер. Совсем еще недавно более 90% населения голосовали за Назарбаева. Сейчас соотношение изменилось. 30% электората пошли на выборы относительно осознанно. Однако эти люди еще не прониклись мыслью, что они должны не только думать вместе, но и поступать по-другому. 

За Косанова они проголосовали только на основе одной вещи – хватит Назарбаеву сидеть на Олимпе. А потом стали кричать и проклинать его, что он все делал неправильно, хотя сами и пальцем не шевельнули, чтобы реально поддержать его. Того политического и идеологического сдвига, который был осуществлен на выборах в условиях отсутствия какой-либо реальной оппозиции, проголосовавшие назло власти так и не поняли. И она, власть, как это ни странно, тоже не понимает этого до сих пор. В том же «Нур Отане» никакой конкурентной среды как не было, так и нет. Лидера партии там никто не выбирал: Назарбаев сам ее создал и сам себя назначил. 

- Как вы восприняли дебаты между Ертысбаевым и Аблязовым? 

- Как попытку власти начать хоть какой-то разговор с внесистемной оппозицией. Пусть и с трудом, но она вынуждена признать, что это реальная сила. Диалог, естественно, проходил в большевистской манере. Ертысбаев от имени правительства утверждал, что у нас в стране все супер. Другой большевик, оппозиционер Аблязов, говорил, что это далеко не так, поэтому нужно разрушить до основания старое общество и построить новое. Таких крайне антагонистических точек зрения, чтобы не скатиться к разрухе, молодому независимому государству надо избегать, противоречие должно разрешаться в рамках легитимного статуса. Вот, пожалуй, и все, что я пока хотел бы сказать гражданам моей тем не менее любимой родины.

Автор Мерей СУГИРБАЕВА

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 941 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика