Бизнесмен и руководитель IT-компании Максим Беляков разработал сервис для помощи нуждающимся. Онлайн.kz – некоммерческая онлайн-платформа, где нуждающиеся могут оставить заявку на обеспечение любыми базовыми потребностями. В интервью для Rezonans.kz Максим Беляков рассказал об основных принципах и перспективах своего проекта.
Как к вам пришла идея создания проекта Онлайн.kz?
– Так как мы являемся резидентами IT-парка Татарстана, к нам пришел запрос от правительства на разработку подобной платформы онлайн-сервисов в период пандемии в Татарстане. Мы подумали, почему бы и для Казахстана не разработать подобную историю. С 10 апреля Онлайн.kz был запущен, как справочник онлайн-сервисов в период пандемии. Я, являясь активным пользователем социальных сетей, начал замечать огромный поток заявок от людей с просьбами о помощи. Мы решили создать платформу, которая будет координировать людей, которым нужна помощь, с людьми, которые могут помочь. Изначально было желание помочь здесь и сейчас, но это уже переросло в большой международный проект.
Как вы реализовывали свой проект? Кто состоял в вашей команде в самом начале, и кто состоит в ней сейчас?
– Когда мы делали самую первую версию проекта-справочника, у нас были бэкенд-фронтенд-программисты и я, как руководитель проекта. На центр взаимопомощи, мы уже начали подключать больше людей. Сейчас в нашей команде есть пять программистов, руководитель проекта и более 20 волонтеров из России, Казахстана и Узбекистана.
Мы также заключили партнерские соглашения с тремя общественными фондами, которые при необходимости, предоставят нам волонтеров. Кроме этого, мы уже собрали около 12 международных волонтеров, то есть у нас на текущий момент есть договоренность с ЮАР, Филиппинами, Непалом, Грузией и Кыргызстаном. В этих странах мы также планируем реализовывать наш проект.
Кто чаще обращаются за помощью? Какое общее количество обращений за все время существования проекта и среднее количество за сутки?
– Чаще всего обращаются многодетные матери-одиночки. Что касается количества обращений за сутки, у нас было по 400 обращений в сутки, но были и дни, когда не было ни одного. Всего в период существования проекта мы обработали порядка 1600 заявок, из них релевантны на текущий момент около 1200. Мы периодически публикуем статистику в наших группах.
За счет чего проект функционирует? Есть ли поддержка от меценатов или чиновников?
– Онлайн.kz существует полностью за наш счет, ресурсами нашей компании, за мой счет можно сказать. У нас нет никаких комиссий, мы никак не монетизируем платформу и не будем этого делать, потому что это исключительно благотворительный проект.
Нужно отметить, что нас многие ресурсы поддержали информационно, за что им спасибо, потому что основная проблема сейчас – это информационная поддержка. Проект существует, пока люди им пользуются, поэтому чем больше про нас знает, чем больше нам доверяют, тем больше нуждающимся помогают и тем больше они обращаются.
Если говорить о поддержке со стороны государственных учреждений, мы писали нескольким вице-министрам, нас не поддержали даже информационно, не говоря уже о каких-то материальных нуждах. Меценаты, в свою очередь, помогают людям напрямую.
На старте, когда еще платформа была просто справочником онлайн-сервисов, Мусин Багдат отметил ее в своем списке подобных проектов. Важно было бы упомянуть, что аналогичный проект Взаимопомощь.рус, который мы запустили 15 июня в России, информационно поддержали представители IT-парка при министерстве цифровизации: опубликовали у себя на сайте, разместили в своих СМИ.
В Узбекистане проект совсем мертвый, потому что про нас мало кто знает. Сейчас мы ведем переговоры с крупным фондом, возможно, попробуем с ними что-то сделать.
Почему вы решили заниматься благотворительностью? Почему вам важно помогать людям в такой трудный период?
– Это хороший вопрос, на который я сам себе еще не ответил. Наверно, в какой-то момент я осознал, что мы можем помочь и раз мы можем – надо это сделать. Важно помогать тем людям в трудный момент, кто действительно нуждается в помощи. Сейчас на самом деле, огромное количество мошенников, огромное количество недобросовестных людей-иждивенцев, именно поэтому мы отклоняем порядка 65% заявок. Повторюсь, помогать важно и нужно, но только тем, кому действительно нужна помощь. Я считаю, что от вас не убудет, а для человека это возможно какой-то новый старт в жизни.
Какова судьба проекта Онлайн.kz в период пост-пандемии?
– Проект несет намного большую миссию, чем какое-то временное решение на период пандемии. Мы изначально об этом говорили. По данным Всемирного Банка, в Казахстане порядка 1 миллиона 350 тысяч человек, находятся за чертой бедности. Это первый момент. Второй момент в том, что у некоммерческих организаций нет единого реестра благополучателей. То есть, условно, любой человек может подать заявки в 50 фондов и в 10 фондах потом обслуживаться. Данную проблему мы решаем во второй версии проекта. Онлайн.kz останется актуальным. Люди не станут резко богаты после пандемии. В Казахстане гораздо больше людей, которым постоянно нужна какая-то помощь. Сейчас им стали уделять больше внимания. Так что проект будет также существовать и развиваться после пандемии.
Жанарыс Жумашев, команда Rezonans.kz