rezonans.kz
-23 °c
Astana
-24 ° Fri
-9 ° Sat
-1 ° Sun
-5 ° Mon
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью
No Result
View All Result
rezonans.kz
No Result
View All Result
Дом Авторские колонки

Проблемы и противоречия казахстанской науки и образования в процессе интеграции

Еркин Байдаров
07.02.2020
in Авторские колонки
0
Проблемы и противоречия казахстанской науки и образования в процессе интеграции

Mathew Schwartz/upsplash.com

458
SHARES
1.4k
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter
Статья Айкына Конурова «Станет ли 4,0 для нас роковым?» на сайте Rezonans.kz 4 февраля текущего года вызвало немалый интерес у многих казахстанцев. Не оставила она равнодушным и автора данной статьи. Накануне публикации «Станет ли 4,0 для нас роковым?» автора настоящего материала попросили выступить на пленарном заседании VII Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Индустрия 4,0: диалог поколений и новые ориентиры для молодых ученых» приуроченной к 175-летию Абая Кунанбайулы и состоявшейся в одном из университетов южной столицы. К конференции автором было подготовлено небольшое выступление, в котором им в тезисной форме были затронуты проблемы и противоречия казахстанской науки и образования в процессе их интеграции. После завершения конференции «Индустрия 4,0» у автора возникла мысль послать текст выступления в редакцию сайта, тем самым предлагая продолжить поднятые Айкыным Конуровым проблемы в его статье. 

*****

В условиях т.н. 4-й промышленной революции, известной как «Индустрия 4,0» интеграция науки и образования является сегодня одним из актуальных вопросов на всем постсоветском пространстве. Это и неудивительно, так как многие десятилетия и наука и образование в Советском Союзе развивались практически отдельно друг от друга, выполняя свои цели и задачи. Пересечение интересов двух институциональных структур происходило в процессе чтения лекций «академиков» (т.е. научных сотрудников различных институтов АН СССР) в высших учебных заведениях страны и в «подпитке» лучшими выпускниками вузов стены самих НИИ. 

Однако после присоединения постсоветских стран к т.н. «Болонской декларации» (1999) и в частности Республики Казахстан (2010), в стране начинается процесс «сближения» науки и образования. Как мы знаем, в западных странах наука и образование сосуществуют в стенах крупных университетов, где имеются крупные научные библиотеки, научные лаборатории, снабженные современным оборудованием и т.д. и т.п. Практически все научные открытия осуществляются именно там. Таким образом, от интеграции науки и образования выигрывает общество в целом, так как лучшие ученые читают лекции студентам, а затем лучшие студенты продолжают исследования, начатые их наставниками, продолжая тем самым традицию «мастера и подмастерья» крупнейших университетов эпохи средневековья. 

Так условно понимаемая система интеграции науки и образования, безусловно, дает хорошие результаты. Но такая навязываемая система без соответствующих традиций не даст того результата, на который чиновники из МОН рассчитывают. Необходимо время и создание оптимальных условий, а не «подгонка» казахстанской системы образования и науки под «западные стандарты». Это все равно, что «биться», – как гласит японская пословица, – «как муха о ламповое стекло». Поэтому необходима, как нам представляется, разработка соответствующей стратегии развития для интеграции науки и образования.

Мы не должны забывать, что образование – это не только целенаправленный процесс приобретаемых знаний, умений, ценностных установок и компетенций, но и процесс формирования ума, характера и интеллектуальных способностей личности. Роль науки в этом процессе заключается в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Только так понимаемый синтез двух систем, может позволить нам выйти на мировой уровень развития науки и образования.

В настоящее время, вызывает много вопросов, сам процесс подготовки научных кадров и преподавателей для вузов страны. Здесь множество т.н. «подводных камней», «зацепившись» за которые мы не можем «сдвинуться» с места и идти дальше. Из-за этого, собственно говоря, мы и не видим пока существенных результатов от интеграции науки и образования. В итоге, «бег по кругу» приводит нас к замкнутому кругу. 

Казахстанская наука сегодня находится в глубочайшем кризисе. Проблемы связаны как с финансированием научных исследований, так и с дальнейшим существованием самих НИИ. Подготовка научных кадров практически прекратилась. На смену ей ввели подготовку различных т.н. докторов философии (PhD), зачастую не имеющих практических представлений о специфике научной деятельности и по этой причине малопригодных для работы в самих НИИ. Естественно, есть и исключения. Но в том и дело, что всего лишь исключения. Поэтому как бы это смешно не звучало, но НИИ Казахстана напоминают в настоящее время «Клубы за 60», где молодые ученые большая редкость. 

Вызывает массу вопросов и подготовка преподавателей для вузов Казахстана, как и деятельность большинства отечественных высших учебных заведений.  Давно не секрет, что на педагогические специальности поступают не самые лучшие. После окончания вуза и получения специальности эти самые «не самые лучшие» – «готовят» будущих специалистов. Как мы видим, в этом вопросе много проблем, от решения которых зависит будущее, как  науки, так и образования страны в целом, поскольку они тесно взаимосвязаны. И не случайно, что данная проблема недавно была озвучена главой государства Касым-Жомартом Токаевым, которыйна заседании Кабинета министров затронул вопрос о качестве преподавательского состава в стране, особо подчеркнув, что «сейчас вузы выпускают учителей с низким уровнем знаний и умений». Как отметил президент, на педагогических факультетах чаще оказываются те абитуриенты, которые не смогли поступить на другие специальности – в итоге, на курсе учатся студенты с низкими показателями, которые затем становятся «некачественными» учителями. В связи с этим, слова главы государства о том, что: «Нам нужны высшие учебные заведения по подготовке учителей новой формации», должно стать не просто очередным «сотрясанием воздуха», а прямым руководством к действию, ибо как говориться «отступать некуда», позади регресс казахстанского общества и шаг в никуда…

В тоже время, в условиях модернизации научно-академической и образовательной сфер в Казахстане, что на наш взгляд, является объективным процессом, мы должны понять, что современный мейнстрим позволяет адаптировать новые цели и задачи, стоящие перед наукой и образованием под конкретные изменения. Поэтому современная тенденция переосмысления роли науки и образования состоит в стремлении активно включить их в канву новой жизни с учетом процесса модернизации, которая и должна стать стратегической целью социальной трансформации казахстанского социума. Так, например, соединение ценностей модернизации с национальной культурной самобытностью и стремлением с помощью науки и образования реализовать оптимистический сценарий путей вхождения в современную цивилизацию, доказало свою жизнестойкость в ходе модернизации ряда азиатских стран Восточной и Юго-Восточной Азии – Китая, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии.

За довольно короткий отрезок времени ими был совершен гигантский скачок в социально-экономическом развитии. Стремление преодолеть исторически сложившуюся изоляцию от остального мира, отставание от достижений технологического прогресса трансформировались в устойчивую культурную мотивацию к модернизации. В экономике это вылилось в развитие современных отраслей промышленности, в развитие высокотехнологичных сфер производства, в активную поддержку научных исследований

Выдающийся просветитель тюркских народов Евразии Исмаил Гаспринский (1851-1914) по этому поводу говорил, что: «Нация, без науки и современных технологий постепенно исчезнет под давлением других цивилизованных народов. Это называется войной за жизнь. Орудием этой бескровной войны является профессия, промышленность, знание и наука.

Поэтому интеграция науки и образования в рамках реализации проекта модернизации общественного сознания казахстанского социума приобретает сегодня важное значение. И ее решение во многом зависит от нас самих…

Еркин Байдаров

Еркин Байдаров

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова, доцент факультета востоковедения КазУМОиМЯ им. Абылай хана, область интересов - культурно-цивилизационные и философские проблемы глобализации, история философии, история и культура народов Центральной Азии, политические процессы, а также социокультурные и этноконфессиональные отношения в странах Центральной Азии

Next Post
Телесериал – будущее человечества, которое уже наступило

Телесериал - будущее человечества, которое уже наступило

  • В тренде
  • Комментарии
  • Новое
КОРОНАВИРУС КАК ДОСРОЧНЫЙ ПРИХОД БУДУЩЕГО

КОРОНАВИРУС КАК ДОСРОЧНЫЙ ПРИХОД БУДУЩЕГО

14.05.2020
УРОКИ МАСАНЧИ

УРОКИ МАСАНЧИ

12.08.2020
Covid-19, социализм и солидарность

КОРОНАВИРУС КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ

17.06.2020
Грядущие войны и казахстанцы

Грядущие войны и казахстанцы

15.06.2020
НИЗКОУГЛЕРОДНЫЕ ВРЕМЕНА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ

НИЗКОУГЛЕРОДНЫЕ ВРЕМЕНА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ

Первая проблема Барыса

Первая проблема Барыса

Назван самый дорогой футболист Премьер-Лиги Казахстана

Назван самый дорогой футболист Премьер-Лиги Казахстана

Газпром выплатил Нафтогазу $2,9 млрд в соответствии в решением суда Стокгольма

Газпром выплатил Нафтогазу $2,9 млрд в соответствии в решением суда Стокгольма

НИЗКОУГЛЕРОДНЫЕ ВРЕМЕНА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ

НИЗКОУГЛЕРОДНЫЕ ВРЕМЕНА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ

25.02.2021
В Казахстане могут ослабить карантинные меры с 1 марта

В Казахстане могут ослабить карантинные меры с 1 марта

24.02.2021
Мамин поручил усилить противоэпидемические мероприятия в некоторых регионах

Мамин ответил на предложение снизить пенсионный возраст

24.02.2021
Токаев продлил мораторий на создание квазигосударственных компаний

Токаев подписал поправки по расширению территориальных вод на Каспийском море

24.02.2021
Facebook Twitter Youtube RSS

МЫ ПИШЕМ ИНТЕРЕСНО О САМОМ ВАЖНОМ ДЛЯ ВАС


Подпишитесь на наши обновления чтобы быть в курсе важнейших новостей














Все материалы на сайте предназначены только для совершеннолетних читателей. Редакция уважает, но не обязательно разделяет точку зрения авторов.
Перепечатка материалов без указания первоисточника запрещена.

Мы анализируем важное.
Мы беседуем о важном.
Мы информируем о важном.
Мы создаем резонанс.

© 2019 rezonans.kz

No Result
View All Result
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью

© 2019 rezonans.kz

Войдите в свой аккаунт ниже

Забытый пароль? Зарегистрироваться

Fill the forms bellow to register

All fields are required. Log In

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In