rezonans.kz
-1 °c
Astana
-11 ° Tue
-4 ° Wed
-5 ° Thu
-6 ° Fri
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью
No Result
View All Result
rezonans.kz
No Result
View All Result
Дом Авторские колонки

По ком звонит медиа-колокол

Тулеген Аскаров
22.06.2020
in Авторские колонки, Без рубрики
0
По ком звонит медиа-колокол
90
SHARES
61
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Предстоящие 12 месяцев станут решающими для определения будущего глобальной индустрии новостей. Об этом говорится в докладе «Digital News Report 2020» (DNR 2020), подготовленном исследователями «Reuters Institute for the Study of Journalism» (RISJ).

Для подготовки доклада были опрошены более 80 тысяч потребителей онлайн новостей в 40 странах мира. Доминирует среди них Европа (24 страны), тогда как Азиатско-Тихоокеанский регион представлен 8-ю государствами, Северная и Южная Америка – 6-ю, Африка – двумя. Ни одна из стран СНГ не попала в исследование, а бывший социалистический лагерь представляют в нем Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия. 

В предисловии к докладу директор RISJ Расмус Нильсен отметил значительное влияние пандемии коронавируса на средства массовой информации. Хотя большая часть данных для подготовки «DNR 2020» была собрана в январе-феврале до начала эпидемии в странах, представители которых участвовали в опросе (Китай в нем не представлен), проведенном компанией «YouGov», ключевые перемены глобального медиа-рынка были видны уже и тогда. Они связаны с изменениями в оценке новостей людьми, снижении доверия к медийной продукции, растущими объемами активной дезинформации (fake news) и манипуляции общественным мнением, затрудняющими доведение до населения объективной информации, в том числе и от государственных органов, отвечающих за здравоохранение. 

С другой стороны, пандемия вызвала значительное увеличение информационного потребления и частоту обращения к новостным источникам. Это выяснилось во время второго раунда опросов, проведенного в апреле, когда в ряде стран заболеваемость коронавирусом достигла пика. Одновременно оказалось возможным увидеть влияние пандемии на источники новостей и оценить решающую роль СМИ в кризисные времена для своевременного и качественного информирования населения в борьбе с коронавирусом. Исследователи обнаружили, что многие медиа-компании достигли рекордных показателей по охвату аудитории потребителей новостей. В выигрыше оказались телевидение и онлайн-ресурсы, тогда как тиражи газет упали из-за ограничений по их распространению, введенных на пике коронавирусной инфекции. Но одновременно проявилась и усталость от новостей, поскольку в основном они были пессимистичными и посвященными главной коронавирусной теме. 

Также выявились кратко- и долгосрочные последствия пандемии для экономики медиа-сферы в виде сокращения рекламных бюджетов, численности занятых в этой индустрии, закрытия многих СМИ, в первую очередь локальных, не сумевших адаптироваться к новым реалиям. Кстати, из доклада выясняется, что позиции локальных СМИ, все еще остающихся главным источником новостей в городах и регионах, теснятся Facebook и другими онлайн-платформами. 

Владельцы тех СМИ, аудитория которых расширяется в результате роста спроса на качественную объективную журналистика, сталкиваются с проблемой падающих доходов, что не дает им возможность адекватно повышать зарплаты сотрудников редакций. Хорошая новость заключается в значительном росте доходов от онлайн-продажи новостной продукции во многих странах, хотя большинство ее потребителей по-прежнему предпочитают получать новости бесплатно. 

Ситуация усугубляется, по мнению составителей «DNR 2020», еще и утерей медийными организациями и журналистами контроля над информационными потоками, так как их читатели, зрители и слушатели мигрируют в социальные сети, мессенджеры и другие онлайн-платформы, где им предлагается больший выбор источников и альтернативных точек зрения, включая и медиа-фальшивки. В свою очередь традиционные СМИ также не стоят на месте, наращивая свои онлайн-ресурсы и поддерживая лояльность своей аудитории посредством различных интернет-инструментов. 

Среди так называемых «новых медиа» в докладе указывается на WhatsApp, показавший наибольший рост аудитории и трафика в ряде стран. Но, хотя использование таких медиа-ресурсов значительно выросло в большинстве стран, представленных в опросе, уровень доверия к традиционным СМИ в части информации о коронавирусе оказался гораздо выше по сравнению с оценками для соцсетей, видео-платформ и мессенджеров. Это и не удивительно, поскольку еще до начала пандемии из данных опроса была видна обеспокоенность его участников растущим объемом fake news, распространяемых в интернете прежде всего через Facebook и WhatsApp. Впрочем, свой вклад, по их мнению, вносят и политики вместе с чиновниками, хотя в некоторых странах, включая США, досталось и традиционным СМИ по этой части. 

Примечательно, что большинство опрошенных – 60% – предпочитают новости, свободные от какой-либо точки зрения, тогда как 28% отдают предпочтение противоположному подходу к формированию новостного потока. 52% респондентов хотели бы, чтобы новостные медиа сообщали о недостоверных заявлениях политиков и чиновников. 58% предпочли бы онлайн-платформы, на которых блокировалась бы политическая реклама, содержащая недостоверные требования и данные. Респонденты в возрасте 18-24 лет (так называемое «Поколение Z») отличаются весьма слабыми коммуникациями с новостным рынком через веб-сайты и приложения, предпочитая получать их через соцсети. Примечательно, что быстро растет роль Instagram в получении новостей и вполне возможно, что эта платформа опередит Twitter уже в следующем году! 

В целом же нельзя не согласиться с авторами доклада «DNR 2020» в том, что современная новостная журналистика и СМИ вступают в историческую кризисную фазу. В США, по праву считающихся одним из глобальных лидеров в этой сфере, запущена инициатива «The Journalism Crisis Project» усилиями организации «The Tow Center for Digital Journalism» и журнала «The Columbia Journalism Review». Организаторы этого проекта заявляют о том, что медиа-индустрия охвачена кризисом уже давно и пандемия коронавируса лишь ускорила негативные тренды в этом бизнесе. А экономические проблемы в свою очередь угрожают не только отдельным журналистам и редакционным коллективам, но и все журналистике в целом, без освещения которой общественной жизни не могут нормально функционировать и демократические институты. 

Tags: AIN Citadelanalitycalanalytical centeraskarovCitadel projecteconomic expertexpertjournalists of Kazakhstan Communists of KazakhstanKazakh communistKazakh communistsKazakh expertKazakh journalistKazakh mediakazakh politiciankazakhstanKonurovMirmanova mediaMirmanova projectnews of Kazakhstanpolitical communicationpolitical consultantpolitical mediapolitical.kzpolitical.kz projectqazaqstanrezonansrezonans.kzThe Communist People’s Party of KazakhstanTulegen Askarov
Тулеген Аскаров

Тулеген Аскаров

Экономический обозреватель, аналитик, участник ряда крупных исследовательских проектов.

Next Post
Правящая партия Сербии победила на парламентских выборах

Правящая партия Сербии победила на парламентских выборах

  • В тренде
  • Комментарии
  • Новое
КОРОНАВИРУС КАК ДОСРОЧНЫЙ ПРИХОД БУДУЩЕГО

КОРОНАВИРУС КАК ДОСРОЧНЫЙ ПРИХОД БУДУЩЕГО

14.05.2020
УРОКИ МАСАНЧИ

УРОКИ МАСАНЧИ

12.08.2020
Covid-19, социализм и солидарность

КОРОНАВИРУС КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ

17.06.2020
Грядущие войны и казахстанцы

Грядущие войны и казахстанцы

15.06.2020
Токаев объявил о новом пакете реформ в 2021 году

Токаев поздравил казахстанцев с Днем благодарности

Первая проблема Барыса

Первая проблема Барыса

Назван самый дорогой футболист Премьер-Лиги Казахстана

Назван самый дорогой футболист Премьер-Лиги Казахстана

Газпром выплатил Нафтогазу $2,9 млрд в соответствии в решением суда Стокгольма

Газпром выплатил Нафтогазу $2,9 млрд в соответствии в решением суда Стокгольма

Токаев объявил о новом пакете реформ в 2021 году

Токаев поздравил казахстанцев с Днем благодарности

01.03.2021
Аскар Мамин провел встречу с главой «Роскосмоса»

Аскар Мамин провел встречу с главой «Роскосмоса»

01.03.2021
Ержан Биржанов назначен вице-министром труда и соцзащиты населения Казахстана

Ержан Биржанов назначен вице-министром труда и соцзащиты населения Казахстана

01.03.2021
Данные пользователей сервисов VPN попали в открытый доступ

Данные пользователей сервисов VPN попали в открытый доступ

01.03.2021
Facebook Twitter Youtube RSS

МЫ ПИШЕМ ИНТЕРЕСНО О САМОМ ВАЖНОМ ДЛЯ ВАС


Подпишитесь на наши обновления чтобы быть в курсе важнейших новостей














Все материалы на сайте предназначены только для совершеннолетних читателей. Редакция уважает, но не обязательно разделяет точку зрения авторов.
Перепечатка материалов без указания первоисточника запрещена.

Мы анализируем важное.
Мы беседуем о важном.
Мы информируем о важном.
Мы создаем резонанс.

© 2019 rezonans.kz

No Result
View All Result
  • Новости Казахстана
  • Экономика и Бизнес
  • Наука и технологии
  • Новости мира
  • Авторские колонки
  • Интервью

© 2019 rezonans.kz

Войдите в свой аккаунт ниже

Забытый пароль? Зарегистрироваться

Fill the forms bellow to register

All fields are required. Log In

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In