Суббота, 23 февраля 2019 10:34

КЕМ ПИСАНЫ ЗАКОНЫ? Избранное

Автор

На днях в Астане состоялось уникальное мероприятие – конференция на тему «Парламентская открытость и совершенствование форм взаимодействия Мажилиса Парламента РК с гражданским обществом через законотворческий процесс». Организатором ее выступил Фонд Развития Парламентаризма в Казахстане.

 

 

батталова

-Конференция на такую тематику была проведена впервые, - говорит глава Фонда Зауреш БАТТАЛОВА. – Парламентарии в основном воздействуют с аффилированными НПО, вроде Гражданского Альянса Казахстана. Это ассоциированная организация, в состав которого входят около 500 общественных организаций. Но гражданское общество в целом намного больше!

В МАЖИЛИС, КАК В МАВЗОЛЕЙ

Если говорить о пользе конференции, то, прежде всего, стоит отметить ее информационность. Зарубежные участники делились опытом, как подобный процесс происходит в других странах. Начальник отдела поддержки законодательного Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека БДИПЧ Константин ВАРДЦЕЛАШВИЛИ рассказал собравшимся о международных стандартах парламентской открытости. А программный консультант ECN Любен ПАНОВ поделился опытом Болгарии по выстраиванию сотрудничества между НПО и Парламентом.

Следует отметить и интересный рассказ Генерального директора Молодёжной информационной службы Казахстана (МИСК) Ирины МЕДНИКОВОЙ. Он был посвящен экскурсиям в Парламент для молодежи, которые организация проводит уже почти 15 лет.

- Цель проекта: вовлечение молодых экспертов в законодательные инициативы и участие молодежи в процессах принятия решений, - уточнила Медникова. - Это базовое политическое право человека.

Перед экскурсией участники проходят определенную подготовку, участвуют в семинарах, изучают регламент. И представляют проекты своих предложений в законы.

- В начале февраля состоялся правительственный час по Году Молодежи, - напомнила глава МИСК. - Мы готовы быть каналом и площадкой экспертиз постоянно, и не только на тему молодежной политики, но и в других сферах, где работают наши партнеры.

Со своей стороны МИСК выдвинул ряд рекомендаций к подобным встречам с мажилисменами. А именно - меньше формальности и больше настоящего вовлечения.

- Все-таки, наша экскурсия длится всего 2 часа и напоминает блиц-опрос депутатов, - констатировала Медникова. - Хотелось бы больше времени посвятить обзору рабочих групп, и получить возможность включиться в них прямо на нашей встрече, подписать необходимые документы, познакомиться с руководителями и секретарями, услышать короткую лекцию о регламенте.

И, конечно, еще одна крайне необходимая вещь – это доверие к молодежи и уважение ее опыта.

- Хотелось бы, что депутаты проявляли больше инициативы, - резюмировала Медникова, - и вовлекали молодых экспертов в системную работу, а не ограничивались разовыми встречами.

МЫ РАДЫ ВСЕМ!

КОНУРОВ

О работе с населением, с институтами гражданского общества фракции «Народные коммунисты» рассказал ее руководитель, депутат Мажилиса Айкын КОНУРОВ.

- Мне хотелось бы выразить надежду, что текущий диалог и обмен мнениями не останутся просто словами, - заявил он.

По словам коммуниста, в Мажилисе Парламента стало нормой, что начиная с момента презентации того или иного законопроекта, в заседаниях рабочих групп и вплоть до его принятия во втором чтении двери для представителей гражданского общества, экспертов и различных объединений юридических лиц, образно говоря, всегда открыты. Другое дело, кто в них входит.

- Это группы людей, объединенные определенными задачами под зонтиком государственного финансирования и поддержки, - обозначил часть визитеров мажилисмен. - Назовем их формализованными или лояльными. Они работают по жесткому плану в определенном временном периоде и, зачастую, представлены группой людей не всегда единомышленников, но всегда на заработной плате, которые способны делать хорошие отчеты по техспецификации государственного заказа.

С одой стороны такие персонажи работают не за страх, а за зарплату. С другой - им не хватает открытости, что усложняет процесс. Вот с представителями организаций, финансируемых международными структурами проще и продуктивнее.  

- Работа у них проходит живее, критичность достаточно высокая и транспарентность этих организаций на порядок выше, чем у формализованных и лояльных, - отметил Конуров. - Честно скажу, что работать с такими организациями нам, оппозиционной партии, намного легче, чем с НПО, которые реализуют государственный заказ.

Третью группу людей объединяют общие проблемы, которые наша власть просто игнорирует.

- Жизнь и протестные настроения, можно сказать, кипят в таких образованиях, - уточнил депутат. - Это подтвердили митинги, марши и пикеты дольщиков, ипотечников, активных граждан противников застройки Кок Жайляу и т.д.. Борьба ведется за повышение заработных плат и улучшение условий труда шахтеров и нефтяников.

Коммунист отметил, что в каждой из этих организаций есть и слабые, и сильные стороны, и фракция старается наладить отношения со всеми. Жаль, что депутатов от КНПК в Мажилисе всего семеро, и все они имеют плотный график работы, так что времени и людей не всегда хватает.

ДИАЛОГ В РАЗНОЙ ФОРМЕ

Еще одна форма контакта с гражданским обществом – расширенное заседание фракции. Коммунисты сумели поднять на них ряд актуальных жизненно-важных вопросов. В списке – проблемы матерей-одиночек, взыскание алиментов, вопросы занятости, обеспечение надлежащей помощью детей-инвалидов и многие другие.

- Прямой и комфортной формой взаимодействия с гражданским обществом для депутатов-коммунистов является выезд в регионы, - подчеркнул Конуров. - Там проходят открытые встречи с избирателями. Именно там в неформальной обстановке складывается откровенный разговор о волнующих граждан вопросах.

К определенным победам здесь можно отнести создание общественного Фонда «Жардем» возникшего после вала обращений проблемных заемщиков банков, т.н. ипотечников. Активность Фонда и фракции позволила привлечь внимание к проблемам в реализации программы рефинансирования ипотечных займов, необходимости ее продления и включения в нее заемщиков с кредитами в иностранной валюте. С помощью Нацбанка и прокуратуры, мажилисменам удалось добиться возбуждения административных дел в отношении банков второго уровня. После снижения вала обращений в фонд со стороны ипотечников, было принято решение переориентировать работу на помощь дольщикам, инвесторам в жилищно-строительные кооперативы, в том числе и печально известной компании «Азбука жилья».

конф 1

Фракция по-прежнему плотно работает с общественными объединениями ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, воинов-интернационалистов, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.

- Мы всегда ориентированы на диалог, взаимодействие и сотрудничество со всеми без исключения неправительственными организациями страны, - подытожил Конуров.

ВЫХОД ТАМ, ГДЕ ВХОД

- К сожалению, на сегодняшний день механизмы взаимодействия гражданского общества с Парламентом недостаточно эффективны, - считает Зауреш Батталова.

Сенат для общественников практически недосягаем, а вот Мажилис – вполне доступен. Еще три года назад спикер палаты Нурлан НИГМАТУЛЛИН заявил, что приглашает на заседания рабочих групп представителей гражданского общества. Вот только кроме доступа другого результата не получилось.

- Концепция законопроекта и сам законопроект зачастую готовится Правительством, - объясняет глава Фонда. – И внести какие-либо изменения в концепцию представители гражданского сектора не могут. Каждый раз предложения отклоняются с формулировкой: «это выходит за рамки концепции законопроекта».

То есть общественники на заседания присутствуют, но права голоса практически не имеют, а их рекомендации не обязательны даже для рассмотрения. В итоге они просто игнорируются.

конф 2

- И для гражданского общества это серьезная проблема, - считает Батталова. - Оно теряет мотивацию, ему просто не интересно представлять поправки в законопроекты, которые оказываются никому не нужны.

Еще одна проблема - вообще попасть в Парламент. Это серьезная длительная процедура, требующая постоянных подтверждений. В противном случае участников рабочих групп просто не пустят в здание. А еще на входе у таких посетителей отнимают сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и компьютеры.

- Когда идет обсуждение той или иной поправки, зачастую есть необходимость быстро посмотреть в базу, уточнить и т.д., - отмечает общественница. - Надо заглянуть в законодательство, надо сверить нюансы и т.д., но такой возможности нет. В итоге выступление представителя гражданского общества не всегда может быть подкреплено конкретными доводами и выглядеть убедительно.

Когда законопроект вносится в Парламент, его первоначальный вариант, размещается на сайте Мажилиса. И… все.

- В ходе обсуждения в рабочих группах документ постоянно меняется, - сетует Батталова. - В сравнительную таблицу вносятся поправки, и следить за ними сложно. Члены рабочей группы и независимые эксперты, которые участвуют в заседаниях, просили, чтобы им присылали сравнительные таблицы заранее. Но в Парламенте считают, что это внутренний документ, и по регламенту они не имеют права кому-то его отправлять.

В итоге представители НПО вынуждены сразу, буквально на ходу, изучать и вникать в текст обсуждаемых поправок, а это достаточно сложно. И в такой ситуации тоже очень непросто обосновать свое мнение и быть убедительным.

Заключения общественников (в отличие, например, от бизнес-сообщества) так же не являются для депутатов обязательными к рассмотрению.

- НПО видят, что они работают на урну, - с горечью констатирует Батталова. - И это никак не может положительно мотивировать НПО.

КТО ЗА БЕСПАРТИЙНЫХ?

Право на участие казахстанцев в законодательном процессе официально закреплено Конституцией. Но вот возможность реализовать его есть не у всех. Мажилис Парламента сформирован из трех политических партий. А вот интересы беспартийных, которых у нас в стране вообще-то большинство, не представляет никто.

- Наши депутаты считают, что их выезды, которые они осуществляют в регионы, помогают им в работе, - отмечает Батталова. - Но зачастую на такие встречи им заранее готовят аудиторию из лояльных работников бюджетных организаций и госструктур, а представители независимых НПО просто не могут туда попасть и остаются за бортом.

В итоге Парламент за закрытыми дверями с жесткой пропускной системой живет своей жизнью, а гражданское общество – своей.

конф 3

- Сейчас многие заседания в Мажилисе проводятся в онлайн режиме, - подчеркивает глава Фонда. - Но этого недостаточно. На пленарном заседании повлиять на уже принимаемые решения сложно, это, по сути, завершающая стадия работы.

И, конечно, немаловажно в данном процессе, провести обучение. Общественников следует учить работать с законодательством, «слуг народа» - общаться с этим народом. Последнее – особенно актуально. Последние ЧП в Астане наглядно доказали, что нормально говорить с людьми ни чиновники, ни народные избранники, за редким исключением, не способны.  

- Наши чиновники не умеют работать с населением. А почему? – риторически спрашивает Батталова. - Потому что они привыкли работать с подготовленным населением. С теми же учителями и врачами, которые если и имеют собственное мнение, то от греха подальше предпочтут ничего не высказывать.

Сейчас общественники готовят пакет предложений, позволяющий улучшить работу парламентариев с гражданским обществом. Хочется надеяться, что предложения будут хотя бы рассмотрены. А не отправятся, по традиции сразу в урну.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 124 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика