Пятница, 15 февраля 2019 11:26

ОБЩЕСТВО БЕСПЛАТНЫХ СОВЕТОВ Избранное

Автор

II Мажилис общественных советов, состоявшийся в Астане, оставляет смешанные чувства. С одной стороны, по реакции зала кажется, что казахстанская общественность уже готова заявлять и отстаивать свои права. С другой, глядя на проект итоговой резолюции, розданный еще перед началом заседания, создается впечатление, что протест не состоится, и органы общественности выродятся в очередное приложение к государственным структурам.

А ИСХОД ВОЙНЫ РЕШАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС…

ДЬЕРДЬ

В самом начале заседания глава офиса программ ОБСЕ в Астане Сабо ДЬЕРДЬ отметил ряд немаловажных вещей. В частности, что общественный контроль, играет серьезную роль, причем важнее, чем порой это видно.

- Там есть дополнительный ресурс, который обязательно надо вовлекать во все процессы, - заявил он. - И мы, через нашу программную деятельность стараемся содействовать этому.

Именно ОБСЕ стояло у истоков общественных советов, создаваемых в Казахстане. Именно они проводили экспертизы новообразования. И, да, так же именно они постарались передать «извлеченные уроки и наилучшие практики из всех стран ОБСЕ» нашим специалистам.

- Можно добиться существенных успехов и результатов без дорогостоящих проектов, - подчеркнул Сабо Дьердь. - На малых оборотах (финансовых – авт.), но больших оборотах мозгового потенциала, порой можно добиться большего. И не стоит смотреть, сколько тот или иной проект стоит. Надо смотреть, какая от него отдача.

На этом месте, казахстанским чиновникам, привыкшим и умеющим экономить на все и вся, а особенно на населении, стоило бы аплодировать стоя. Их энтузиазм и оптимизм практически оценили.

- Я надеюсь, что сегодня услышу от вас очень много интересных идей от государства, от Парламента… - завершил свой доклад глава столичного офиса ОБСЕ.

И, надо сказать, он даже не ошибся. Идей, и особенно, у нашего государства оказалось много и даже слишком.

КОМУ РЕМНЯ?

КАЛЕТАЕВ

Министр общественного развития Дархан КАЛЕТАЕВ напомнил, что Общественные советы были созданы в стране три года назад. И деликатно назвал их «мостом между обществом и государственными органами». А если конкретно, судя по его словам, общественные советы сейчас упираются аккурат в его подопечное Министерство.

- Мы должны усилить деятельность общественных советов, - первым делом сообщил он. - Мы будем рассматривать новые возможности и механизмы функционирования общественных советов. Я думаю, что сегодняшняя наша встреча даст особый импульс развитию их деятельности.

Поправки в законодательство о деятельности общественных советов Калетаев обосновал рекомендациями Гражданского Форума, прошедшего в Астане, по сути, под эгидой Гражданского Альянса Казахстана. Кто не знал – гражданское общество, оказывается, у нас выглядит именно так и никак иначе.

- Одним из важных направлений, необходимостью мы видим трансформацию деятельности Центра гражданских инициатив, - рассказал Калетаев. - Конечным результатом должно стать формирование на базе Центра сильного финансового института, инструмента поддержки неправительственного сектора.

По словам министра, туда предполагается привлечь более эффективное портальное мышление, и создать более удобную технологическую платформу для работы с грантами. Все это должно улучшить работу Центра.

- При этом главным для нас является улучшение взаимодействия Центра с Гражданским Альянсом Казахстана, - не стал скрывать глава ведомства. - В свою очередь функции Гражданского альянса Казахстана будут прописаны в Концепции развития гражданского общества. И, если это потребует законодательство, Гражданский Альянс Казахстана должен стать приводным ремнем в работе общественных советов. А так же составить ядро системы оценки эффективности грантового финансирования и госсоцзаказа.

Насчет приводного неизвестно, но все шансы стать «ремнем» у Гражданского Альянса Казахстана, похоже, уже есть.

ДУБЛЬ ДВА

Говоря об общественных советах министр, сославшись на тот же Гражданский Форум, озвучил ряд рекомендаций и замечаний.

- Замечания касаются обеспечения репрезентативности общественных советов, - сразу уточнил министр. - Чтобы по-своему представительству они соответствовали гендерной, демографической структуре регионов.

Чего же не хватает советам до той самой репрезентативности?

- Один из ключевых вопросов – это исключение дублирования в области функций общественных советов и маслихатов, - пояснил Калетаев. - На сегодня проведенный анализ показывает, что функционал советов почти копируют то, что выполняют маслихаты.

Здесь хотелось бы напомнить, что маслихаты, изначально, задумывались как представительские органы власти. Но потом вот так как-то загадочно получилось, что представлять наш народ стали в основном только представители провластной партии «Нур Отан», а их конкуренты на доходили даже до предвыборных кампаний, метко срезанные избирательными комиссиями на скрытых счетах, на которых хранилось 5-8 или даже, о ужас, по 200 тенге. Во многих случаях наличие скрытых счетов не подтверждалось, конечно. Но предвыборные сроки были уже упущены.

Но если кто-то подумал, что Калетаев решил избежать подобной ситуации, то он ошибся.

- Требуется единообразная политика в сфере общественных советов, - доложил он, сославшись на рекомендации зарубежных экспертов. - Чтобы для этого функционировал уполномоченный госорган. В составе советов должны быть шире представлены представители именно неправительственного сектора. При формировании советов допускается чрезмерно широкая трактовка понятия гражданских институтов. В связи с чем, советы наполняются представителями ветеранских организаций, партий и пр. Про партии я хотел бы отдельно остановиться….

По мнению министра, составу Общественных советов необходимо полностью состоять из департийных граждан.

- Происходит подмена понятий, - объяснил Калетаев, сославшись на тех же зарубежных экспертов. – И вместо обратной связи советы становятся дополнительным раздражающим фактором.

АНТИДОТЫ ВВИДЕ КВОТЫ

Как оказалось, у министра есть претензии и к возрастному составу общественных советов. И не только.

- На сегодня советы сформировались больше, как собрание аксакалов, - подчеркнул он. - Доля членов советов в возрасте от 60 и старше достигает больше 30 процентов. Существенный гендерный перекос - три четверти советов составляют мужчины. Минимальная доля молодежи – всего 5 процентов. Наблюдается дисбаланс численности советов. На центральном уровне она колеблется от 11 до 30 человек, в центральных госорганах и от 14 до 41 на областном уровне. При этом численность советов формируется вольным способом, на усмотрение госорганов, без привязки к пропорции численности населения.

Что же в целом предлагается в качестве антидота? Чтобы в институтах власти социальные группы были представлены в пропорции, максимально приближенной к их доле в социальной структуре общества. То есть предлагается внедрить систему квотирования представительства в общественных советах. А именно, установить квоты в соответствии с социально-демографической представленностью групп в административно-территориальных единицах. Для проведения отбора в состав общественного совета рабочая группа будет рекомендоваться объективными значениями, и иметь возможность дать свою оценку кандидатам. А еще - привязать количественные параметры общественных советов в регионах к пропорции численности населения. Общественным советам при госорганах следует базово исходить не из количества населения, а объема бюджета, который администрируется тем или иными министерством.

- Необходимо включить элемент состязательности и конкуренции, чтобы гражданскому обществу было интересно участвовать в деятельности советов, - посоветовал Калетаев. И подробно рассказал про рейтинговую систему. И финансовую награду для лучших.

- За каждый инициированный вопрос, проведенное заседание, петицию, общественное слушание, НПО или частным лицам назначается балл, - разъяснил министр. - По итогам проводимой работы данным НПО будут выдаваться премиальные. Для этого будут внесены изменения в законодательство о госсоцзаказе, грантах и премиях. В то же время неявка на три заседания влечет автоматическое исключение члена совета и блокирование его членства в любых иных советах. Уполномоченным органом будет формироваться так называемый черный список.

Чуть позже ему пришлось дополнительно разъяснять, что речь здесь идет не о подкупе членов совета, а лишь о поощрении НПО. Именно их, а не конкретных лиц.

- Советы станут более консолидированными и соответствующими структуре общества, - резюмировал Калетаев. - Усилится центральный уровень советов в госорганах и областных акиматах. Это вот те моменты, которые мы после долгого анализа хотели вынести на наше заседание.

И НЕ ТАК МОСТЫ МОСТЯТ…

ОСПАНОВ

Увы, но предложения министра особого энтузиазма у собравшихся почему-то не вызвали. Зато вызвали шквал критики. Даже у официальных спикеров.

- Некоторые ошибочно считают, что работа Общественного совета дублирует деятельность маслихатов, - непрозрачно намекнул представитель Общественного совета Караганды Кабыдгали ОСПАНОВ, - в том числе по причине нахождения депутатов обеих общественных структур. У нас только два депутата входят в общественный совет. Однако, учитывая широкие полномочия совета, существует потенциальная возможность для взаимного сотрудничества этих двух общественных структур.

ПЕТУХОВА

Председатель Общественного совета Министерства здравоохранения Надежда ПЕТУХО ВА тоже намекнула, что самодостаточность советов, оно конечно хорошо, но некоторое финансирование для нормальной работы все-таки требуется. Потому что голого энтузиазма уже не хватает.

- У меня нет штатной единицы секретаря, - пояснила она. - У меня сменилось пять сотрудников Минздрава. У них есть своя работа, они загружены ею, и у них нет заинтересованности в выполнении этих обязанностей.

Отдельной темой обсуждения стало то, что мимо общественных советов практически прошли все актуальные ЧП потрясшие страну и в минувшем и новом году. Тут и страшная ситуация с изнасилованием ребенка в Южно-Казахстанской области, и ЧП с убийством казахстанца в карагандинском кафе, и столичная трагедия с гибелью пятерых девочек во время пожара на окраине Астаны. Нельзя сказать, что общественные советы ничего не сделали. Но можно сказать, что общественность про их деятельность ничего не узнала.

- Нужен мост, - заявил один из выступающих. – Но мост между правительством и населением.

Идею с квотами собравшаяся общественность дружно забраковала. Идею с конкуренцией – тоже. А особые претензии вызвало ограничение времени свободных выступлений.

- Говорят, мы должны быть активными, мы должны говорить, - возмущался народ. - Но вы нам даете только 10 минут по регламенту!

ФЛАГ ГРАЖДАНСКОМУ АЛЬЯНСУ

БАТТАЛОВА

Руководитель Фонда развития Парламентаризма в Казахстане Зауреш БАТТАЛОВА с хирургической точностью выявила болевые точки Общественных советов. Вот только методы, предлагаемые министерством, с такой точки зрения, выглядят, как на мертвом припарки. То есть не только не облегчают ситуацию, а способствуют процессу разложения.  

- Гражданское общество и Общественные советы это не одно и то же, - проводит четкую грань Батталова. – Гражданское общество должны представлять сфера бизнеса, общественные организации, политические партии, представители СМИ, профсоюзы. Вот это гражданское общество. И когда мы говорим о снятии социальной напряженности, мы говорим об актуальном решении вопросов. Все институты гражданского общества должны в этом принимать участие.

При этом политические партии (и не только парламентские!) тоже в этом списке. По мнению Батталовой, нужно, чтобы гражданское общество имело возможность как можно активнее вовлекаться на уровень принятия решений.

- Общественный совет, это инструментарий, это орган, - считает на. Нужно законодательно расширять полномочия членов общественных советов, а статус общественных советов сделать выше. Нужно дать более конкретные механизмы для их эффективности и деятельности.

В законе есть, конечно, норма об общественном контроле. Вот только его механизм там размыт до крайности. А нужно четко. Если предпринимательское сообщество имеет право делать экспертизу законопроектов, и законотворцы обязаны ее рассмотреть, то почему таких полномочий лишены общественные советы? И почему их деятельность, которая изначально предполагалась мобильной, оказалась отягощена громоздкими процедурами.

Отдельно Батталова подняла вопрос о Гражданском Альянсе Казахстана, почему-то, с настойчивостью газа, пытающегося занять в нашей стране все общественное пространство.

- Уважаемый господин министр, - обратилась она к Калетаеву, - я неоднократно выступала и говорила, что Гражданский Альянс, это такая же общественная организация, как Фонд Развития Парламентаризма, который возглавляю я. Или как любой другой организации, которую возглавляют здесь люди. Да, может быть эта организация более солидная, по количественному составу, потому что в нее входят более 500 организаций. Но, тем не менее – это общественная организация, ассоциированного характера. И поэтому ему пора прекращать от имени гражданского общества проводить форумы.

Данная речь вызвала в зале долгие и продолжительные аплодисменты.

- Мы тогда сейчас все встанем и уйдем, - продолжила Батталова. И останется один Гражданский Альянс. Работайте. Посмотрим, как вы будете работать! Но мы не уйдем! Потому что мы имеем равные права и возможности. И мы будем добиваться их. На всех уровнях.

Контролировать Общественные советы должно гражданское общество в целом, а не отдельные НПО или того хуже, государственные власти, подытожила свою идею Батталова. И судя по аплодисментам и крикам из зала, ее одобрили.

- Давайте усиливать гражданское общество, - резюмировала она. - И если в нем есть лидирующие отдельные альянсы, то флаг им в руки. Но на равных партнерских взаимоотношениях!

И с данным предложением трудно не согласиться.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 158 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика