Среда, 30 января 2019 11:54

Как поступить в Гарвард (советы обычного отца обычного казахстанского школьника) Избранное

Автор

Составители ежегодного списка самых умных стран, эксперты международного портала Vouchercloud отметили превосходство азиатских стран по уровню IQ. Сразу шесть государств этого континента расположились в первой десятке. Среди них и Казахстан: по уровню образования молодёжи наша страна заняла девятое место, оставив позади США (13-е место) и Швейцарию. (11-е место).

…Алматинский школьник Акназар Кажымурат получил приглашение учиться в Гарвардский университет (штат Массачусетс, США) по исключительной программе, покрывающей обучение, проживание, страховку, питание и т.д.

Напомним, что каждый год на одно место в этом университете претендует около 15 человек. Или, говоря иначе, поступают только шесть человек из ста желающих. Ожидается, что в 2019-м приемная комиссия примет более 37 000 заявлений, но студентами станут только около 2 000. Выбор проходит по принципу: лучшие из лучших.

Надежная «пенсия»

Сдавая в апреле прошлого года экзамены для желающих поступить в американские вузы, ученик 11 класса Назарбаев интеллектуальной школы Акназар Кажымурат сдал экзамен ACT (American College Testing), который состоит из четырёх тестов: английский язык, чтение, математика, научное рассуждение. Достигнутый им результат - 36 баллов из 36 возможных, как сообщается в интернете, показывают только 0,1% экзаменуемых. Кроме английского, школьник из Казахстана в равной степени хорошо владеет испанским, русским, казахским, турецким. Следом за языковым экзаменом юный алматинец сдавал Subject Tests по математике, физике и биологии. И тоже набрал по максимуму – по 800 баллов из 800 возможных по каждому предмету. Как ему это удалось? Может, он вундеркинд?

- Нет, нет и нет, - утверждает его отец, житель Алматы Арман Абдуллаханов (он сейчас магистрант АГУ им. Абая). - Многие родители хотят результатов здесь и сейчас. Но – увы! Так не бывает. Их надо методично закладывать за десятилетия вперед. Говорят ведь, что любой человек может стать гуру в своем деле, если потратит на него 10 000 часов.

С момента рождения старшего сына я знал, что он умный, способный, одаренный и т.д. Галина Григорьевна Ишимова, первая его учительница, педагог от бога, вообще считала Акназара чуть ли не вундеркиндом. Но одно дело – чувствовать заложенные природой задатки и говорить о них, другое – выявить талант к чему-то конкретному. Когда Акназар учился в начальных классах, то одновременно посещал 12 кружков во Дворце школьников Дворец школьников, стадионах «ЦСКА», «Динамо», спорткомплексе «Темирдос», культурном центре «Алмарасан» и т.д. Я считал, что это моя отцовская миссия – дать шанс своим детям получить хорошее образование, особенно с учетом того, что происходит в нашей накопительной пенсионной системе. Все-таки у меня больше веры в эту «пенсию», чему в ту, которую мы откладываем.

Поэтому свой рабочий график я подгонял под сына, чтобы он мог разносторонне и гармонично развиваться. Кружки были хороши и полезны все. Плавание - тем, что развивает дыхание, способствует росту, снимает стресс. Футбол учит работать в команде. Языковые курсы – английский, казахский и испанский – понятно для чего: чем больше языков знаешь, тем более конкурентоспособен и тем лучше память. Шахматы и робототехника развивают интеллект, делают человека организованным. Фехтование, вокал, домбра, резьба по дереву нужны для общего развития.

Ни минуты покоя

- Где вы находили время на бесконечные кружки? Или делали ставку только на одного из своих сыновей? У вас ведь их трое.

- Акназар пошел в школу, когда среднему было всего два годика, а младший только родился. Эти двое тогда больше нуждались в материнском внимании, чем в моем. Чтобы инвестировать в старшего, я искал работу, не требующую моего постоянного присутствия. То есть был больше фрилансером. Иногда бывало так, что занятия в школе заканчивались в 13.30, а в 14.00 начинался, к примеру, английский. Пока ехали до Дворца школьников (все кружки в основном находились там), сын перекусывал прямо в машине, переодевался и шел на занятия, захватив с собой полдник. После английского съедал бутерброд и отправлялся на футбол, следом с яблоком в зубах на плавание, а дальше мы с ним ехали на испанский. Вот так и крутились. У нас бывали моменты, когда ребенок уставал от такого графика. Тогда я давал ему отдохнуть два-три дня. Дети, к счастью, в отличии от взрослых быстро восстанавливаются.

После 6 класса Акназар поступил в казахско-турецкий лицей. Почему мы выбрали именно его? Потому что наши даже лучшие школы, делая упор на одно какое-то направление, отстают в других. В РФМШ, в лицеях №34 и 165 хорошо преподают математику, но там дети не говорят, как правило, на английском и совсем не владеют казахским. То же самое можно сказать, поменяв местами, о лингвистических гимназиях. В очень хороших спортивных школах-интернатах будущие чемпионы очень слабы по общеобразовательным предметам. А я бы хотел, чтобы все эти три момента имели место быть в одной школе. К тому же у нас слишком «большой разбег» между школами. Особенно между городскими и сельскими. Когда качественное образование станет более доступным для всех, тогда у нас гораздо больше талантливых детей будут иметь возможность поступать не в последние вузы мира. И второй момент – нужно создавать при школах различные развивающие кружки. Хотя бы базовые: шахматы, языки и самые демократичные виды спорта.

А на КТЛ я вышел случайно. В 2007 году летел из Стамбула в Алматы. Когда сидевший рядом гражданин Турции заговорил со мной по-казахски, я вдруг поймал себя на мысли, что мне очень стыдно: он владел моим родным языком гораздо лучше, чем я. Узнав от соседа, что он преподает в КТЛ, я сделал засечку в памяти, что стоит обратить внимание на эту школу.

Сдавая через несколько лет вступительные экзамены в КТЛ, Акназар занял одно из первых мест по результатам, хотя конкурс был серьезный – 30 человек на место. Что меня поразило – ребята, которые пришли в школу, совсем не зная казахского, меньше, чем через год, 25 мая, на линейке в честь окончания учебного года, свободно говорили на государственном языке.

Акназар проучился в КТЛ всего год. Когда он закончил там 7 класс, мой друг, учитель из СШ № 56 Алматы, где в советские времена учились дети партийной номенклатуры, посоветовал обратить внимание на Назарбаев интеллектуальную школу. Их завуч, по его словам, побывав недавно в Талдыкоргане в местной НИШ, приехала потрясенной уровнем подготовки детей. И мы решили попробовать. Тем более, что в КТЛ ездить было тяжело. Школа находится совсем в другом конце города, чтобы добираться до нее на общественном транспорте, надо было тратить два-три часа, а я возить не мог, у меня к тому времени финансовые возможности иссякли.

В НИШ Акназар поступил также легко, как и в КТЛ: на одно место претендовало 8 человек, а у него был седьмой результат среди поступавших. Правда, первый год здесь он чуть «просел»: на его способности по физике особого внимания не обращали. В КТЛ у него был очень грамотный учитель по физике. Мехмет-бей считал, что у Акназара серьезный потенциал по его предмету, и если он будет заниматься, то ему будет по силам выигрывать мировые олимпиады по физике. Будучи еще семиклассником, сын под его кураторством участвовал в республиканской олимпиаде для 9-классников, где занял третье место. После этого его для обкатки взяли на проходившую в Астане международную олимпиаду для внеконкурсного участия. Там он тоже показал хорошие результаты и вероятно взял бы бронзу, если бы был полноценным членом казахстанской команды.

В НИШ на его способности в области физики обратили внимание только на второй год, когда пришел новый директор - Олег Юрьевич Пак со своей командой учителей. И Акназар снова стал показывать результаты по этому предмету на олимпиадах и параллельно по математике, к которой у него тоже лежит душа.

Отец-одиночка

- А в остальных детей вы также вкладываетесь?

- Не очень. С ними я упор делаю на базовые вещи - английский и казахский, и борьба. На второстепенные вещи, на которые хотелось бы ходить тоже, возможностей осталось мало, поскольку я и сам тоже решил учиться дальше - сейчас я магистрант АГУ имени Абая со стипендией в 53 тысячи тенге.

- Как дорого обходится семье образование вашего старшего сына?

- Это сложный вопрос. Час моей работы в юридической компании, где я работал, пока Акназар не пошел в школу, стоил сто долларов. Но я предпочел перебиваться случайными заработками (лишь бы на хлеб хватало), чтобы инвестировать свое время в будущее сына. Моя мама, то есть бабушка моих мальчишек, тоже много времени уделяла и уделяет и Акназару, и двум младшим мальчикам.

Если вы хотите спросить, могут ли другие родители тоже подготовить своих детей для поступления в лучшие вузы планеты, то я уверен, что могут. Другой вопрос, что возможности сейчас снижаются. Объясню - почему. Раньше во Дворце школьников все кружки, куда мы ходили, были бесплатными, сейчас они стоят примерно от пяти до 8 тысяч тенге каждый, а футбол в академии «Аякс» вообще 20 тысяч.

- Вы, кажется, сыновей воспитываете один?

- Это громко сказано, мне помогает моя мама. …Многие меня спрашивают: «Ты что, забрал детей у матери?!» Боже упаси! Экс-супруга закончила с красным дипломом КазГЮА, так что голова у нее соображает не хуже моей. Если бы у нас были девочки, то они бы остались с ней, а я бы был воскресным папой. В данном случае мы с ней поменялись ролями. Когда мы с женой разводились, я объяснил ей, что поскольку мы оба желаем добра нашим мальчикам, то они, чтобы стать в будущем умными, сильными и успешными мужчинами, должны получить мужское воспитание.  

В идеале, конечно, было бы лучше, чтобы рядом с детьми были оба родителя, но так получилось. Я подозреваю, что больше половины казахстанских семей сейчас находится в таком состояний.

Цена элитного обучения

(фрагмент из статьи о Гарвардском университете, опубликованной в выходящем в Германии русскоязычном журнале «Партнер» - №10 (217) 2015г.).

«В среднем стоимость платного обучения за год держится на отметке 40 тысяч долларов. Помимо этого, студенту придется заплатить около 8 тысяч за общежитие, 2 тысячи стоит страховка, 5 тысяч плата за проезд в общественном транспорте плюс более 5 тысяч в год на личные расходы, включая питание. Вопреки сложившемуся мнению о богатых студентах, только 30% учащихся оплачивают обучение самостоятельно, остальные 70 % получают материальную поддержку от вуза, покрывающую стоимость обучения, а порой и жилья. В университете существует огромное количество доступных стипендий. Кстати, чтобы получить грант на финансовую помощь, нужно «только» поступить в университет и предъявить документ, подтверждающий, что годовой доход родителей менее 65 тысяч долларов в год. Помимо этого университет находит подработку «бедному» студенту на территории кампуса. Существуют также исключительные программы, которые покрывают полностью все расходы, включая перелет, страховку, питание, личные расходы. Университет может предоставить и кредит. Кстати, Барак Обама выплатил полную сумму кредита, данного ему на обучение в Гарварде, как раз перед тем, как был избран президентом США. Однако при кажущейся финансовой доступности стоит помнить, что, прежде всего нужно убедить университет в том, что его финансовая помощь будет оправданна и из «сырого» абитуриента вырастет преуспевающий специалист, способный прославить имя Гарварда. Пожалуй, это самая главная и сложная задача».

"Россия представляет Европу на шестом месте, в то время как соседний Казахстан, доселе известный только Боратом и тем, что был частью Советского Союза, превзошёл все ожидания и расположился на девятом месте в списке самых умных школьников в мире. Может ли это быть признаком появления новой интеллектуальной сверхдержавы?" – задаются вопросом исследователи портала.

011

012

Источник https://www.vouchercloud.com/resources/worlds-smartest-countries

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 6725 раз
Еще материалы в этой категории: « СУМКА ТЕХНОЛОГИЙ КРЕДИТ ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО… »
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика