Суббота, 29 декабря 2018 11:33

НУЖНО ДЕРЖАТЬ МАРКУ Избранное

Автор

Под видом адаптации работы в Евразийском Экономическом Союзе казахстанские чиновники протаскивают практически коррупционные нормы и потенциальные схемы обогащения. На подобном деянии не так давно представители Правительства были пойманы депутатами Мажилиса Парламента. Попытку создать свою прибыльную нишу из посредников пресек спикер палаты Нурлан НИГМАТУЛЛИН.

ЕДИНЫЙ И НЕПОБЕДИМЫЙ?

Представляя на пленарном заседании новые поправки в законодательство, министр национальной экономики Тимур Сулейменов, конечно, выбрал самые обтекаемые и дипломатичные формулировки.  

- В целях сокращения теневой экономики и борьбы с контрафактной продукцией, - вещал он, - в законопроекте предусмотрены нормы по маркировке и прослеживаемости товаров. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет утверждаться Правительством. С обязательной процедурной анализа выгод и сдержек для бизнеса.

В целом, министр заверил, что законопроект будет направлен на поддержку предпринимательской деятельности, сокращение издержек бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности, и комплексное развитие торговой инфраструктуры. Вот только народные избранники ему не поверили.

Депутат Альберт РАУ поднял вопрос о том, что недавно Мажилис ратифицировал соглашение ЕАЭС о маркировке. Конечно, при принятии законопроекта у коллег депутата Рау возникло очень много вопросов.

- Сегодня в представляемом законопроекте, концептуально, целый ряд моментов уже закрепляется в национальном законодательстве, - отметил мажилисмен. – Это касается маркировки товаров и прослеживания. В том числе и норма, которая предусматривает, что будет создаваться единый оператор, который будет определяться по итогам конкурса.

Тема, по словам депутата, оказалась достаточно актуальной для отечественного бизнеса. В частности, немаловажен вопрос, кто будет являться этим оператором? Какие требования и критерии отбора будут предъявлять к участникам конкурса на звание единого оператора? Это будет государственный орган или организация? И если организация, то опять же, государственная или частная? А так же, наверное, было бы благом закрепить основные требования отбора этого оператора в законе.

Министр заявил, что закрепить в национальном законодательстве международные обязательства, которые нами ратифицированы, чтобы они стали частью национальной правовой системы крайне необходимо. А касательно маркировки, сослался на «шубный» пилотный проект .

- Здесь, как раз это механизм маркировки был апробирован и в принципе, доказал, свою эффективность, - заверил Сулейменов. - Теневой оборот практически был устранен, налоговые поступления увеличились в несколько раз.

ШУБООБРАЗНОЕ РЕШЕНИЕ

Теперь, по мнению министра, шубный опыт стоит распространить на остальное производство.

- Необходима организация, которая будет это делать для всей номенклатуры маркируемых товаров, - объявил он. - Маркируемые товары, как мы говорили, они будут определяться перечнем, исходя из нескольких потребностей. Потребности в борьбе с теневой экономикой и повышению налоговых и таможенных сборов. И, конечно, это учет интересов бизнеса. Поэтому сразу закреплено, что «Атамекен» будет играть одну из ведущих ролей. Оператор будет выбираться на конкурсной основе.

Кто станет тем удачливым конкурсантом, по словам министра, предсказать пока что невозможно. Но, согласно предлагаемым нормам, это однозначно, должно быть казахстанское юридическое лицо, обладающее всем необходимым материально-техническим обеспечением и IT-инфраструктурой. Критерием станет конкурс

- Стандартно это оставляется на усмотрение либо Правительства, либо органа в соответствующей отрасли, - уточнил Сулейменов. Так же со своей стороны он пообещал проявить либерализм и добавить еще ряд предложений бизнеса, к этим нормам. Предложения он обещал проработать до второго чтения.  

ВЫ ИЗ «ФОРМУЛЫ-1»?

Сакен УтебаевДепутата Сакена УТЕБАЕВА такой подход не убедил. Он напомнил, что наряду с введением единого оператора, законопроектом предусматривается так же внедрение новых участников в лице центров этикетирования и маркирования.

- Эти центры будут наносить средства идентификации на товары, - сообщил мажилисмен.- Тем самым они будут заниматься маркированием товаров, хотя маркировкой, насколько нам известно, должны заниматься сами производители товаров. Появление таких посредников может привести к удорожанию стоимости маркировки дополнительной нагрузке на бизнес. Поясните, в чем задача этих центров?

Естественно, министр попытался представить подобную меру исключительно благом для отечественных предпринимателей.

- Появятся такие, частные центры этикетирования, которые будут предлагать услуги по маркировке товаров, либо части тех товаров, которые подлежат маркировке, - заявил он. Но тут же честно признался, что по ним сейчас подзаконные акты еще не разработаны. И сделано это единственно с целью, чтобы дать дополнительную возможность кроме самостоятельной маркировки получать эту маркировку в рынке.

Предлагаемое объяснение не понравилось спикеру палаты Нурлану Нигматуллину.

- В законопроекте, который вы внесли, вы предлагаете создать эти центры, и фактически они появляются, как новые участники рынка, - подчеркнул он.

Заверения Сулейменова, что рынок породит такие услуги сам, спикера тоже не устроили.

- Ну, неужели, коллеги, вам не очевидно, что это лишнее промежуточное звено? – вопросил он. - Мы с вами создаем посредника. Точнее вы предлагаете создать посредника. Вы сейчас говорите, что это будут частные компании. То есть они просто будут собирать деньги предпринимателей.

По мнению председателя палаты, чиновники просто предлагали создать очередного посредника на рынке. Со своей стороны министр постарался максимально быстро отречься от предлагаемой инициативы. И снова не угадал.

- Ой, как вы быстро! – отреагировал спикер на предложение устранить посредников всех и сразу. - Вообще иногда складывается такое впечатление, что когда вы готовите у себя в Правительстве законопроекты, вы извините, коллеги, вы глубоко не погружаетесь в него. И только после того, как Парламент примет ваш законопроект в работу, когда депутаты вам аргументировано укажут на необходимость внесения тех или иных поправок, вы, что называется, переобуваетесь на ходу и меняете свою позицию. Вы знаете, словно гонщики «Формулы-1», которые на ходу меняют шины своих болидов. И только здесь начинаете вносить и глубоко прорабатывать свои же законопроекты.

По словам Нигматуллина, та скорость, с которой министерства меняют свою позицию, показывает их поверхностный и бессистемный подход при разработке законопроектов.

- Извините, коллеги, но сегодня мы это еще раз увидели, - констатировал спикер. - Поэтому до второго чтения нам нужно поработать, чтобы прописать в законопроекте, требования к единому оператору и убрать ненужных посредников.

ДАЙ ПОЛОСУ!

Но, конечно, ничего из предлагаемого Правительством и Парламентом не получится, если у нас в Казахстане, наконец-то не появится доступный широкополосный Интернет. Тут уже претензии спикер выдвинул к Министерству информации и коммуникации.

- Какую мы сферу сегодня ни возьмем – образование, здравоохранение, в целом экономический блок, налоговое или таможенное декларирование, все упирается в обеспечение широкополосного Интернета, - подчеркнул Нигматуллин. - У нас из заседания в заседание, при обсуждении практически каждого законопроекта, мы возвращаемся к теме доступности Интернета. Чего стоят все наши усилия, при разработке законопроектов, и Правительства, и Парламента, если их реализация тормозится недоступности Интернета? Темпы покрытия широкополосным Интернетом сегодня, надо констатировать, отстают от темпов развития общества и экономики.

Не без иронии спикер намекнул, что производители товаров не обязательно будут располагать свои производства и предприятия в Астане, Алматы или областных центрах. Есть еще малые города и сельская местность. И как в таком случае эти товаропроизводители должны работать с информационной системой этикетирования и маркировки и прочими нюансами, если нет полного интернет-покрытия?

- Когда вы обеспечите полную доступность Интернета по всей стране? – без обиняков поинтересовался спикер у надлежащего ведомства.

Динара ЩЕГЛОВАПредставитель Мининфрмации Динара ЩЕГЛОВА заверила, что полная информатизация – вопрос ближайших 3-4 лет. Нигматуллин назвал решение этой задачи архиважным.        

- Без этого, любое направление, которое мы возьмем - здравоохранение, образование, сегодняшний вопрос, маркировки товаров - будет зависеть и упираться в интернет-обеспечение, - подчеркнул глава палаты. – И чтобы вы не оказались завтра тормозом всех экономических направлений, которые есть сегодня у нас.

Не смотря на бурность дискуссии, на претензии к Правительству и отдельным министерствам, на неподготовленность разработчика и других чиновников, законопроект все-таки был принят. Точнее ему была дана отсрочка до второго чтения на устранение всех недостатков.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 133 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика