Четверг, 20 декабря 2018 10:09

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ Избранное

Автор

Куда приведут Казахстан транзитные маршруты, которыми республика так гордится? Как показывает реальность, вопрос это очень спорный. Может быть, мы таким образом «приедем» к экономическому успеху и процветанию, а может быть, наша страна останется у разбитого корыта, то есть, простите, грейдера.

ПУТЬ В НИКУДА?

Судьбой транзитных проектов заинтересовались «Народные коммунисты». Выступая в среду, на пленарном заседании Мажилиса, лидер парламентской фракции КНПК Айкын КОНУРОВ обратился к премьер-министру Бакытжану САГИНТАЕВУ с запросом о них.

- В декабре 2014 года был запущен железнодорожный маршрут «Казахстан – Туркменистан – Иран», - напомнил мажилисмен. - Ожидалось, что он обеспечит казахстанским товарам прямой выход к портам Персидского залива, а также будет генерировать доход от транзита.

конуровСогласно прогнозам Правительства, объем перевозок грузов по этой дороге к 2022 году должен достигнуть проектной мощности, то есть 15 миллионов тонн в год. Коммунисты, однако, такого оптимизма не разделяют. За 10 месяцев нынешнего года объем грузов, перевезенных по вышеуказанному маршруту, через пограничный переход «Болашак» составил только чуть более миллиона тонн. Транзит же, не достиг и 200 тысяч тонн.

- По имеющимся данным, указанный маршрут в качестве международного транспортного коридора, фактически, не функционирует, резюмировал Конуров. - Бизнесом пока данное направление не востребовано, и его перспективы туманны.

Следует отметить, что данный проект не единственный из тех, кто имеет сомнительную успешность. Так в следующем году ожидается завершение работ по созданию казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западный Китай – Западная Европа». То есть свою часть дороги мы уже практически построили. А вот россияне продолжение маршрута – еще нет.

- Эта трасса имеет важное значение для нашей республики, уже улучшив перевозки между регионами, - уточнил Конуров. - Однако, как транзитный маршрут, магистраль полноценно сможет заработать только при вводе российского участка. По имеющейся информации, он будет полностью завершен не ранее, чем через пять лет.

То ли мы поспешили, то ли российская сторона подзадержалась, но итоге получилось, как в песне – дорога без конца. То есть, романтично, но с минимальной практической ценностью. Пока россияне не завершат работы по своему отрезку пути, Казахстану придется только мечтать о возможных солидных объемах выручки за транзит грузов. При этом, построенную дорогу необходимо содержать, для того чтобы сохранить ее в пригодном для эксплуатации состоянии ко времени выхода транзита на проектную мощность.

РИСКОВАЯ ТРАССА

Президент Казахстана, лидер нации, Нурсултан НАЗАРБАЕВ неоднократно отмечал, что запуск маршрутов «Север-Юг» и «Западный Китай – Западная Европа» крайне важен для нашей республики, в том числе и с точки зрения диверсификации экономики.

- Затягивание с их использованием как международных маршрутов увеличивает риски того, что грузоотправители переключатся на альтернативные направления, - констатировал коммунист. - Международная конкуренция в этой сфере очень высока, все стремятся перетянуть на себя транзитные грузопотоки.

Не меньшую значимость, по мнению Конурова, имеет и окупаемость инвестиций в данные проекты, для того чтобы они не легли неподъемным грузом на бюджет страны. Тем более, что брали мы эти кредиты в долларах и евро.

- Как известно, для строительства (коридоров – авт.) были использованы заемные средства, - сообщил мажилисмен. - При этом они номинированы в иностранной валюте, что в условиях снижения курса тенге увеличивает долговую нагрузку.

«Народные коммунисты» попросили Правительство обратить пристальное внимание на риски, возникающие при таком раскладе для казахстанской экономики. А так же – прояснить ряд моментов. В частности, когда ожидается полноценное функционирование железнодорожного коридора «Казахстан – Туркменистан – Иран» и автомобильного коридора «Западный Китай – Западная Европа» именно как транзитных маршрутов? А так же, из каких источников и в каких объемах в настоящее время финансируется содержание казахстанской части указанных инфраструктурных объектов? И конечно, каким образом осуществляется обслуживание займов на строительство и реконструкцию указанных объектов. Насколько возросла эта сумма после снижения курса национальной валюты тоже можно только догадываться.

- Каковы плановые показатели рентабельности данных проектов и насколько происходит отклонение от этих показателей? – завершил свой запрос лидер «Народных коммунистов».

ПОД КОЛЕСАМИ ПОЛИТИКИ

Сам Айкын Конуров так же считает, что с поводами для оптимизма здесь не густо. А то, что чиновники гладко пишут на бумаги, но упорно забывают про овраги, у нас стало почти традицией.  

- Планы, озвученные в свое время Правительством, когда строились вот эти коридоры, к Персидскому заливу и к Западной Европе выглядели довольно хорошо, - отметил депутат. - Под эти планы брались кредиты в зарубежных финансовых институтах развития. Естественно, на сегодняшний момент, после нескольких девальваций, эти кредиты вздорожали пропорционально.

Теперь, когда стоит вопрос возврата этих средств, есть подозрения, что пресловутые коридоры банально не смогут окупить себя. Просто потому, что есть определенный предел рентабельности и нагрузки на эти транзитные пути. А еще, потому что политическая ситуация в окружающем мире в последние годы заметно изменилась и не в лучшую сторону.

- Есть определенные риски, есть уязвимости в этих проектах – подчеркнул коммунист. – Мы и хотим озадачить этим Правительство. Часть рисков связано с изменением в геополитической обстановке. И на сегодняшний момент, пути, куда направлены эти транзитные магистрали, находятся под давлением т.н. мирового сообщества, во главе с США и ЕС.

Сейчас и Иран, и Российская Федерация, находятся под западными санкциями. К тому же Россия официально пока что не входит в принятый Китаем маршрут «Один пояс – один путь», трасса «Западная Европа – Западный Китай», есть только на казахстанском участке, и значит, говорить о ее работе в полную силу можно будет не раньше, чем через пять лет.

- Возможно, у Правительства имеется какое-то свое видение по этим трассам, по этим путям транзита, - не стал отрицать мажилисмен. – И мы надеемся получить ответ от премьер-министра, что все будет нормально. Но оценивая геополитические и внутренние риски, мы, к сожалению, пришли к выводу, что озвученные ранее планы на сегодняшний момент фактически можно назвать неосуществимыми. Увеличить транзит и товарооборот за последние три-четыре года до озвученных величин просто нереально.  

Положение, как уже отмечалось, ухудшается санкционной политикой Запада. Рикошетом может достаться и нам, государству, во всех конфликтах вроде бы постороннему.

- На сегодняшний момент, и Россия, и Иран, фактически находятся под серьезным прессингом, - объяснил Конуров. – Соответственно, и пути транзита через эти страны, будут находиться под санкциями. Например, со стороны международных страховых компаний. И я думаю, навряд ли кто-то захочет пропускать груз через страну, на территории которой известные международные страховые компании откажутся страховать грузы. Это один из инструментов, которые могут применить в отношении этих стран. И соответственно, такой поход ставит под угрозу и наши транзитные пути.

ВЫХОД ИЗ КОРИДОРА…

В итоге ситуация получается крайне неоднозначная. С одной стороны Казахстан вроде бы, находится в центре Евразии, и для него было бы странно не пользоваться выгодами своего геополитического положения. С другой – если маршруты через наших ближайшие соседей, на помощь которых мы рассчитывали при транзите, будут так же экономически непривлекательны, как сейчас, то предлагаемые пути, образно говоря, никуда нас не приведут. Так что же нам нужно сделать, чтобы не остаться с долгами и незагруженными трассами?

По мнению Конурова, вариантов тут может быть много. Например, просчитать все риски и постараться, если хватит резервов, погасить кредиты досрочно.    

- С учетом внешней монетарной политики США, доллар планирует дорожать на развивающихся рынках, - напомнил мажилисмен. - Соответственно, чем раньше мы отдадим эти деньги, тем лучше, тем меньше будет государственный долг.

Можно, в соответствии с поручением Президента страны, развивать региональные дороги, а магистрали сделать основными и выстраивать вокруг них инфраструктуру.

И, конечно, по мере возможности, необходимо влиять на наших партнеров по транзиту.

- Это тоже часть нашей внешней политики, - подчеркнул коммунист. - Это работа с партнерами- с Россией, с Ираном, для того, чтобы они тоже смягчали свою риторику на внешних политических фронтах. Потому что политика, это искусство возможного и, как говорится, любая конфронтация, она приводит к очень серьезным последствиям.

А негативные последствия при самых неудачных раскладах ждут всех. Если планы государства на развитие не реализуются, как оно предполагалось, то потом это закономерно напрямую сказывается на качестве жизни рядовых граждан.

          

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 415 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика