Среда, 05 декабря 2018 10:56

ТАРИФ УПАЛ – ТАРИФ ОТЖАЛСЯ! Избранное

Автор

Мажилис одобрил новый проект закона о естественных монополиях. По мнению законотворцев, в этой сфере давно требовалось навести порядок. А уж после того, как президент Казахстана, Лидер нации, Нурсултан НАЗРБАЕВ поднял вопрос тарифообразования в системе ЖКХ на Совете Безопасности, так вообще. Как говорится, сам глава государства велел.  

ГОРИТ ЛИ ТАРИФ?

Представляя проект закона на пленарном заседании, министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ отметил, что новый документ направлен на систематизацию законодательства в данной сфере. А предлагаемые им методы повысят как качество и эффективность услуг, предоставляемых монополистами, так и сделает более прозрачной их деятельность, а так же позволит усилить контроль за тарифами и инвестиционными программами. Существующий закон, который был принят еще в 1998 году, за прошедшие 20 лет неоднократно поправлялся и изменялся, и, в итоге, окончательно утратил системность.

Документ касался сферы естественных монополий в целом, но как нетрудно догадаться, больше всего обсуждался именно вопрос жилищно-коммунального хозяйства. Так Сулейменов отметил, что на ближайшие три года монополистам удалось привлечь инвестиции на сумму 2,2 триллиона тенге, и отдельно уточнил, что около 1,3 триллионов тенге - в сфере ЖКХ.

Тимур СУЛЕЙМЕНОВ

- За прошедшие три года фактически привлечено инвестиций на сумму более 1 триллиона тенге, - сообщил министр. - В том числе и в сфере ЖКХ -684 миллиарда тенге, которые практически полностью, на 98 процентов, профинансированы из внебюджетных источников. Кроме того, в рамках новой тарифной политики, активно привлекаются инвестиции международных финансовых организаций. Это позволило не только остановить рост износа инфраструктуры, но и перевернуть отрицательный тренд.

Сулейменов подробно рассказал о новом стимулирующем методе тарифообразования и о повышении эффективности деятельности субъектов, а так же - качества и надежности предоставляемых ими услуг. Здесь теперь будет учитываться количество жалоб потребителей, среднее число и длительность долговременных внеплановых отключений в сфере теплоснабжения, количество дней отключения от теплоснабжения в течение отопительного сезона и количество перерывов в подаче воды.

- Недостижение показателей будет влиять на уровень тарифа, путем его снижения, - подчеркнул министр. - При формировании тарифа так же будет применяться показатель эффективности, направленный на ежегодное снижение затрат субъекта естественных монополий.

Механизм формирования тарифа будет заранее, а не в пожарном порядке выкладываться на интернет-ресурсах. Для большей прозрачности и усиления контроля за тарифами предусматривается внедрение двух новых институтов. Будет сформирован новый консультативно-совещательный орган, называемый Совет по тарифной политике и Общественное объединение потребителей услуг субъектов естественных монополий.

А МОЖНО НЕ СЛОЖНО?

Депутат Алия САПАРОВА отметила, что информирование потребителей о механизме формирования тарифа – идея, конечно, хорошая, а вот ее исполнение вызывает вопросы.

Сапарова Алия

- К заявке субъект естественных монополий будет прилагать технически сложную и специфичную информацию, - отметила народная избранница, - которая не всегда будет понятна потребителям. И получается, что с одной стороны информация вроде есть, а с другой стороны, она тяжела к восприятию. Какие меры вы планируете, чтобы размещаемая информация по тарифу была доступна и понятна каждому?

Сулейменов честно согласился, что информация о тарифах у нас очень объемная и сложная. Содержание тарифной сметы и порядок ее предоставления регулируются отдельным приказом министерства.

- Мы внесем изменения в данный подзаконный акт, - пообещал он. - Будет новое приложение, в котором будет упрощенная информация по доходам-расходам монополиста, по динамике и причинам динамики. Конечно, мы будем вносить изменения в данный приказ после вступления закона в силу.

Депутата Ирину АРОНОВУ заинтересовала процедура публичных слушаний, точнее, судьба их результатов.

Аронова Ирина

- Ничего не говорится правовых последствиях решений, вынесенных на публичных слушаниях, - отметила она. - Каким образом результаты публичных слушаний учитываются при принятии уполномоченным органом решения об утверждении самого тарифа? В законопроекте об этом ничего не сказано.

Министр подтвердил, что публичные слушания важны и нужны для поддержания баланса между интересами потребителей и субъектов естественных монополий.

- Когда не было инструмента публичных слушаний, - напомнил он, - когда регулятор имел дело только с монополистом, который ему доказывал необходимость тех или иных операционных расходов инвестиционной программы, это было однобоко. Институт публичных слушаний был внедрен. Мы его хотим поддержать и развить, потому что в него будут включаться общественные объединения по защите прав потребителей и члены Совета по тарифной политике.

Поддержку и развитие публичных слушаний, по словам Сулейменова, будут оговаривать подзаконные акты.

ПОСЛУШНЫЙ» РЕЗУЛЬТАТ

Однако эту идею не одобрил спикер палаты, Нурлан НИГМАТУЛЛИН. Сославшись на выступление главы государства, он отметил, что обсуждения планируемых изменений тарифов у нас или не проводятся вовсе, или проводятся формально. И новый, принимаемый, закон тоже ничем не помогает снять эту проблему.

Нурлан Нигматулин

- Если посчитать сколько раз это выражение «публичные слушания» встречается в законопроекте, то я вас могу проинформировать – 23 раза! – заявил спикер. - Но все они, если вчитаться в суть, в основном в контексте – размещение сроков проведения, размещение объявлений, порядок размещения объявлений и пр. Или информация о проведенных слушаниях. Да, это, безусловно, необходимо. Но это техническая составляющая! В законопроекте ни слова не сказано о правовых последствиях, результатах, о роли общественных слушаний! Для чего мы их проводим?! Нет ни слова! Опять подходим к формальному формату! Надо детально урегулировать процедуру, детально урегулировать регламент проведения этих слушаний. И главной целью тут должно быть, на мой взгляд, обеспечение состязательности сторон. Как в судебном процессе!  

Министр пообещал учесть пожелания, однако руководителю палаты этого показалось мало, и он превратил пожелание в прямое поручение, которое разработчик должен исполнить до второго чтения законопроекта.

- Утверждение тарифа должно основываться на решениях этих слушаний – отметил Нигматуллин, - А то тогда для чего их проводить?! Когда решение о тарифе будут приниматься на основании этих слушаний, где арбитром должен быть уполномоченный орган, тогда и будет значимость общественных слушаний!

Не удержался спикер и от критики в адрес субъектов естественных монополий, регулярно завышающих тариф.

- У вас резервов много, - с армейским юмором заметил он. - Провел глава государства четко и жестко Совет Безопасности, посмотрите – все тарифы упали сразу! Упали и отжались! Ничего вам не нужно было, все резервы нашлись сразу. Так? Да. Ну вот.

 

Законопроект о естественных монополиях народные избранники благополучно приняли в первом чтении. Но, увы, как показывает практика, до решения всех проблем коммунальной сферы нам еще очень далеко.

Одну из них, касающуюся цен на уголь, поднял депутат от КНПК. Владислав КОСАРЕВ. Обратившись с запросом к премьер-министру Бакытжану САГИНТАЕВУ, коммунист отметил, что хотя Правительство принимает некоторые меры по снижению стоимости электроэнергии и угля, злоупотреблений там по-прежнему много.     

   косарев  

- К лицам, виновным в необоснованном завышении цен на электроэнергию, Генеральная прокуратура приняла эффективные меры, - утонил мажилисмен. - Она назвала причины завышения тарифов и лиц, виновных в этом. Предпринимаются меры по их преследованию и возврату излишне полученных с населения средств. Что же касается угля, то здесь все не совсем так. Тарифы на уголь долгие годы завышались, но ни Правительство, ни надзорные органы палец о палец не ударили, чтобы остановить беззаконие.

По самым скромным подсчетам цены на уголь в республике завышены   на 20-25 процентов. По мнению коммуниста, угольный бизнес влезал в карман каждому потребителю, извлекая из бюджета наших граждан до 2 тысяч тенге на каждой тонне. И это только официально признанные суммы, которые в целом по стране составили 14,6 миллиардов тенге ежегодно.

- Что Правительство не видело этих надругательств над нуждами людей? - риторически поинтересовался коммунист. – Почему оно не реагировало на многочисленные обращения граждан, в том числе и нашей фракции, других депутатов на ценообразование топлива? Упиваясь идеологией «свободного рынка», Правительство самоустранилось от решения жизненных запросов граждан страны, способствовало наживе узкому кругу лиц на поборах с населения!

Только теперь госорганы, договорились, чтоб реализаторы снизили маржу до 60-70 процентов. Но народный избранник уверен, что этого не достаточно.

- Это добровольное снижение прибылей, - подчеркнул он. - Теперь мы ждем, когда Правительство установит реальную и объективную норму прибыли и будет контролировать ее не только у трейдеров, но и у производителей.

Подбросил коммунист премьеру и еще одну математическую загадку - каким образом на потребление населения идет менее 7 процентов добытого угля, а почти 90 процентов получают крупные потребители или уголь идет на экспорт.

- А как там с прибылями? – не без иронии поинтересовался коммунист. - Неужели и там такие же «накрутки»?

Завершая запрос, Косарев призвал Правительство строить энергетический рынок страны в интересах общества, а не «по понятиям».

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 152 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика