Четверг, 15 ноября 2018 12:38

МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ - МАЛЕНЬКИЕ… ТРАТЫ? Избранное

Автор

Экономить на детях становится в Казахстане тенденцией и традицией. Зачем выделять дополнительные средства, когда их можно не выделять, а то и постараться сократить уже имеющиеся расходы.

ОПТИМИЗИРУЙТЕСЬ!

С таким оптимизмом столичные чиновники, не иначе вспомнив «лихие 90-е», взялись за оптимизацию дополнительного образования. Как отметила, выступая в среду на пленарном заседании Мажилиса, депутат от КНПК Ирина СМИРНОВА, это может грустно закончиться.

Смирнова-Гуманизация, творчество, критическое мышление, здоровый образ жизни, высокие стандарты спортивного, музыкального образования продвигаются в большей степени системой дополнительного образования, - отмечает она.

Ситуация с кружками и досуговыми центрами в Казахстане итак далека от идеальной. Многие населенные пункты не имеют не только домов школьников, спортивных объектов, площадок, но и элементарных дворовых клубов. Однако чиновники, похоже, считают, что детям и этого много.

- Вместо усиления и расширения системы дополнительного образования, отдельные акиматы стремятся оптимизировать имеющееся, - с горечью констатирует коммунистка. - Примером является решение акимата Астаны о реорганизации учреждений дополнительного образования путем присоединения Школы искусств №2 и Детской художественной школы к Школе искусств №1, присоединение Детских музыкальных школ №2 и №3 к Детской музыкальной школе №1.

Что следующее решат «объединить в целях оптимизации» наши чиновники и предположить страшно. Секции бокса с кружками бальных танцев? Или художественные студии с волейбольными площадками?

- Данное решение, якобы, опирается на опыт оптимизации учреждений образования в России, - объясняет мотивацию акимата народная избранница.

Однако раз уж мы решили с таким увлечением копировать российский опыт, может быть, следует делать это полностью? Потому что, если сравнить положение дополнительного образования в Казахстане и России, то оно у нас в стране оно оставляет желать лучшего.

Чтобы не быть голословной, Смирнова озвучила статданные РФ. Так в Санкт-Петербурге на 5 миллионов 500 тысяч жителей, имеется 640 учреждений дополнительного образования. Из них более 450 – полноценные Дворцы школьников, 45 музыкальных школ, 113 школ искусств. В Казани, (сопоставимой с Астаной по числу жителей), на 1 миллион 230 тысяч человек – 90 учреждений дополнительного образования. Может быть, и нам тогда лучше стремиться к таким показателям?

Увы, увы, в казахстанской столице на 1 млн. жителей количество учреждений дополнительного образования всего… 11! Это 2 дворца школьников, 2 школы искусств, 3 музыкальные школы, 1 художественная школа, 1 центр технического творчества, 1 центр детского и юношеского туризма, 1 детско-юношеский центр «Шығыс». Из 161000 школьников Астаны дополнительным образованием охвачено всего лишь около 36000.

Экономия чиновников тоже смотрится как-то странно. И больше всего напоминает попытку, сберегая грош потерять золотой рубль.

-Вследствие реорганизации, сокращение 18-ти штатных единиц дает экономию около 20 миллионов тенге в год, - приводит пример Смирнова. - В то время когда доход учреждений дополнительного образования может дать и дает гораздо больше, то есть более 100 миллионов тенге в год.

Коммунистка считает, что необходимо срочно рассмотреть возможность сохранения учреждений дополнительного образования.

- Есть риск того, что снижение числа таких учреждений, их сосредоточение в одном месте, сделает их еще менее доступными для детей столицы, - грустно резюмирует она.

НО ТЫ ГЛАЗА НЕ ЗАКРЫВАЙ…

Экономят у нас в стране не только на здоровых детях, но и на больных. Проблему доступа к образованию для детей с тяжелыми патологиями зрения (а их у нас в стране по некоторым данным около 3 тысяч!) поднял в своем запросе мажилисмен Кенес АБСАТИРОВ.

Абсатиров Кенес- Создание комфортной среды для людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетов социальной политики государства, - напомнил он. - Помимо доступности объектов, установки информационно-сигнальных стендов и т.п., принимаются меры и в плане внедрения инклюзивного образования для детей с особыми потребностями в развитии.

Однако пока что, по утверждению специалистов, реализуемые Министерством образования и науки меры по развитию инклюзивного образования в общеобразовательных школах неприменимы для слабовидящих и незрячих детей.

- Незрячие дети имеют право на полноценную жизнь, в том числе - право на получение бесплатного среднего образования, гарантированного Конституцией, - подчеркнул народный избранник. - Но они не могут учиться даже в коррекционных классах общеобразовательных школ, и вынуждены обучаться в специализированных интернатах.

К слову сказать, мест в таких интернатах у нас на всех школьников тоже не хватает, да и не во всех областях имеются подобные учреждения.

- За последние 3 года, при спонсорской поддержке предпринимателей, частным благотворительным Фондом «Дара» открыты специализированные классы для незрячих детей в городах Астана, Актау и Актобе, - рассказал Абсатиров. - Но специализированные группы в дошкольных учреждениях и вовсе являются редкостью.

Материальное обеспечение таких учреждений образования также оставляет желать лучшего – не хватает книг со специальным шрифтом, тифлотетрадей, тифлооборудования и т.п. Самим производить – дорого, а завозить – еще дороже. И у родителей детей с ограниченными возможностями денег на покупку таких пособий чаще всего тоже нет.

- Единственная в стране организация, занимающаяся изданием учебников и учебно-методических пособий с укрупненным шрифтом и шрифтом Брайля, выпускает их только для 1-х и 2-х классов, - изложил расклад мажилисмен. - Цены же на такие учебники начинаются от 16 тысяч тенге и выше.

Еще одной из главных проблем в работе с этой категорией детей является недостаток учителей – тифлопедагогов. На кафедрах дефектологии большинства педагогических ВУЗов страны готовят психологов, педагогов-логопедов, реже сурдо- и олигофрено- педагогов. И только единственный ВУЗ – педагогический университет им. Абая готовит тифлопедагогов. Фонд «Дара», конечно, пытается восполнить и этот пробел, организовывая различные семинары и мастер-классы с приглашением специалистов из России, либо привлекая для этого ими же подготовленных учителей, однако дефицит кадров в данной сфере заметен, как говорится, невооруженным глазом. И без создания самостоятельных кафедр тифлопедагогики в колледжах и вузах этой проблемы не решить.

Завершая запрос, Абсатиров призвал чиновников не закрывать глаза на проблему, и предложил увеличить госзаказ на подготовку тифлопедагогов, создавать группы для незрячих и слабовидящих детей в дошкольных организациях образования в зависимости от потребности региона и открыть специализированные школы-интернаты для незрячих и слабовидящих детей в каждом регионе Казахстана.

- При разработке Закона «О статусе педагога» следует предусмотреть стимулирование труда, учет интересов педагогов, работающих с детьми с особыми потребностями, - так же добавил мажилисмен, направляя запрос на имя министра образования РК Ерлана САГИДИЕВА.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 99 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика