Вторник, 09 октября 2018 11:28

Досхан Жолжаксынов: «Мой Кунанбай жесток, но справедлив» Избранное

Автор

Популярный артист театра и кино, а сейчас и режиссер Досхан Жолжаксынов является горячим сторонником радикальных мер (вплоть до смертной казни) в отношении тех, кто попирает общественную мораль. Свою точку зрения он обосновал в картине «Кунанбай».

«Я кожей чувствовал своего героя»

Также и в «Биржан-сале», первой своей режиссерской работе, главного героя в «Кунанбае» Досхан Жолжаксынов сыграл сам.

На роль Кунанбая я даже никого и не пробовал, - признается он. - Думал о Тунгышпае Жаманкулове, примерял этот образ на Айдоса Бектемирова (в картине он сыграл Барака, старшего султана Аягузского округа)… Но чтобы настроить любого актера на внутреннее состояние героя, с ним надо долго и кропотливо работать, а отпущенные деньги и, главное, натура (основные события происходят весной), уходят. Это ведь не театр, где режиссер может работать от месяца до года над одной только мизансценой. А я кожей чувствовал своего героя, наши взгляды с ним где-то совпадали. Так почему было не сыграть его самому?

IMG 8520

Кунанбай Оскенбаев предстает перед зрителем человеком, чуть перешагнувшим за пятый рубеж. Он уже сделал карьеру – стал старшим султаном Каркалинского уезда, у него подрастают сыновья. Народ своего ага-султана не очень любит (многим он был неугоден какой-то своей «прямоугольностью»), но к нему прислушиваются, его мнение часто бывает решающим в споре. Словом, в прочтении Досхана Жолжаксынова Кунанбай – государственник, который пытался в рамках одного казахского рода построить отдельно взятое государство со своими конституцией и законами. Проводя эту идею, он действует жестко и порой даже жестоко. Это наглядно продемонстрировано в эпизоде, где речь идет о сожительстве свекра и невестки. Этих двоих побудили к этому суровые реалии жизни. У Кодара умирает, не оставив после себя потомства, единственный сын, а Камка, сноха, отказывается возвращаться в родительский дом. И вот однажды они посмотрели друг на друга вовсе не взглядом отца и дочери…

IMG 4072   копия

Кунанбай, услышав об этом, посылает верных людей на разведку. Те, вернувшись, клянутся на Коране, что святотатство имеет место быть. Ага-султан, чтобы решить судьбу нарушителей вековых традиции демократическим путем, ставит вопрос на голосование «перед членами политбюро» - советом биев. Те заявляют, что такое на их практике происходит впервые. Мудрая Зере, мать Кунанбая, предостерегает сына: «Мы все ходим под Богом. Смотри, как бы не пролилась безвинная кровь. Все должно быть по закону». И тогда ага-султан вызывает из Семипалатинска главного имама волости, знатока шариата. Все в итоге решает голосование: Кодара и Камку приговаривают к повешению, чтобы другим неповадно было.

Когда Кунанбая арестовывают и сажают в Омскую тюрьму за то, что он единолично покарал, как считают власти, невинных, он не отказывается от своей позиции. Во-первых, суд биев, принимая решение о смертной казни, руководствовался законами шариата, по которым испокон веков живет степь. Во-вторых, считает он, народ теряет почву под ногами, когда попираются основы вековой нравственности. Этот момент, собственно говоря, больше не о том времени, когда жил Кунанбай, а о сегодняшнем дне.

IMG 9379(1)

Почему Абай не справил ас по отцу?

К сожалению, считает Досхан Жолжаксынов, законы, призванные стать на защиту морали, у нас очень мягкие:

- Живи я в то время, тоже был бы среди тех, кто голосовал за это, - не боится он вызвать на себя гнев сторонников моратория на смертную казнь. Сегодня столько негативного происходит вокруг (матери продают детей, отцы покушаются на честь дочерей), что самому впору повеситься, слыша такую информацию. Посмотрев этот фильм, многие зрители наверняка скажут, что обществу нужен Кунанбай.

Кстати, до того, как Досхан Жолжаксынов снял свою картину, бытовало мнение, что история с наказанием Кодара и Камки выдуманная.

- Но мы нашли поэму «Кодар» Шакарима, - сообщил режиссер. - Там есть строки о том, что когда тела согрешивших свекра и невестку снимают верблюда, через горб которого подвергли их повешению, то могучий Кодар пришел в себя. Но пощады нет: со связанными руками и ногами его сбрасывают вниз с высокой скалы, а после закидывают камнями.

Одну из жен ага-султана Кунанабая Оскенбаева токал Улжан сыграла жена режиссера Карагоз Сулейменова. Роль, как утверждает супруг, она получила по-честному, пройдя серьезный кастинг. С исполнителями других ролей было сложнее.

- Я долго искал мальчика на роль Абая (в фильме ему всего 12 лет), но труднее всего было найти актрису на роль Зере. Уже надо выезжать на съемки, а Зере нет. Помог мой друг - Аскарбек Сеилханов. Через него мы вышли на замечательную актрису Нурсифат Салыкову, актрису Таразского областного драматического театра. Знание народной культуры помогло ей без труда перевоплотиться в Зере, умнейшую женщину своего времени. Это в ней надо искать истоки того, откуда взялся талантливый управленец Кунанбай Оскенбаев и гениальный Абай Кунанбаев, ее любимый внук.

Фильм снимался на родине Кунанбая - в ауле Чингистай Семипалатинской области.

- Мне была дорога аура этих мест и участие местных жителей в массовке. Старики, охотно соглашаясь на нее, говорили, что приходят из-за аруаха Кунанбая. По их глазам я видел, что эти люди искренни. Массовка блестяще справилась с задачей в эпизоде, где Кунабай дает ас – поминальный обед - по отцу Оскенбаю.

А вот Абай, кстати, не справлял ас по отцу. Почему? История, как говорится, умалчивает об этом. У местных аксакалов версии разные. Один из них - Абай будто бы не успел при жизни (а она у него, как мы знаем, была не очень длинной) понять и принять позицию отца. Другой ответ более философский: поэт смерть воспринимал как неизбежную данность, а потому ничего сверхъестественного в этом не видел. За него это сделали мы. Прах Кунабая покоится в 70 километрах от Семипалатинска, в местечке Акшокы. Перед тем, как приступить к съемкам, мы, зарезав кобылу и поставив несколько юрт, собрали на ас всех, кто имеет отношение к Кунанбаю, Абаю и Шакариму.

90-минутную полнометражную игровую картину Досхан Жолжаксынов снял за месяц и 18 дней. Столь рекордно короткий срок (на клип и то иной раз уходит больше времени) он объясняеттем, что съемочная группа работала по четкому, поминутно расписанному графику, которому актер, а теперь и кинорежиссер научился, снимаясь в казахстанско-американском проекте «Кочевник». Заранее составленный план не мог поломать даже природный катаклизм. Перед началом съемок поднялся однажды штормовой ветер, поднявший уже расставленные юрты в воздух. Их потом пришлось собирать в радиусе трех километров.

Объясняя, почему он решил взяться за картину об отце Абая, режиссер заявил, что он (Кунанбай) новый и достойный внимания зрителя герой.

- Возможно, даже немного запоздалый, но именно Кунанбай - носитель национальной идеи, считает он. - Большинство о нем знает только то, что он – отец великого Абая, про которого, если разобраться, большинство тоже знает не очень много. Я убежден, что идеология должна начинаться со своего кино. Мы ведь разбаловали юных зрителей картинами с обилием спецэффектов. Фильмы, где рассказывается о человеческой душе, их пугают и не привлекают.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 160 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика