Пятница, 05 октября 2018 10:48

ЖМИ СВОИХ, ЧТОБ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ! Избранное

Автор

Мажилис вносит поправки в законодательство РК по вопросам госзакупок и закупок квазигосударственного сектора. А вот в чью пользу реально будут направлены эти изменения, как показала дискуссия, еще большой вопрос.

ЕСТЬ ТОЛЬКО ТРИ ПРОБЛЕМЫ….

Выступая на пленарном заседании, министр финансов Алихан СМАИЛОВ отметил, что сегодня в системе госзакупок существуют три основные проблемы. Таковыми он назвал чрезмерную регламентированность, низкую квалификацию участников процесса, и, конечно, процедуру закупа из одного источника. Министр заявил, что разработчиками документа была увеличена пороговая сумма закупок из одного источника со 100 до 500 МРП (с 240 500 до 1 202 500 тенге).

Алихан Смаилов

- Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам и поддержать отечественных поставщиков, - считает глава Минфина.

Для сельских акиматов, по словам Смаилова, данный порог увеличивается до трех тысяч МРП (6 807 000 тенге).

- В закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП или до 2 405 000 тенге) – уточнил он, - заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары. Кроме этого, вводится понятие «электронный кошелек». Это позволит автоматически возвращать обеспечение заявки на счет потенциального поставщика.

Данная мера вводится в целях снижения нагрузки на участников закупок по затратам на услуги банка.

- Наряду с этим законопроектом предусматривается совершенствование системы централизованных закупок, - заявил министр. - Централизованные закупочные органы будут функционировать на республиканском, областном и районном уровнях на базе действующих единых организаторов. Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов.

В целях единообразного подхода теперь закупки Единых организаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут четко разграничены закупки централизованных служб.

Всего законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в 9 законодательных актов, и 7 законов.

«ЗМЕИНЫЙ» ИСТОЧНИК

Народные избранники, к слову сказать, предложения разработчика раскритиковали. Так, по мнению депутата Татьяны ЯКОВЛЕВОЙ, очень скоро все конкурные процедуры могут превратиться в сплошной закуп из одного источника. Как в анекдоте, где сельчан попросили принести по бутылке водки и слить в общий сосуд, но каждый из них был уверен, что в общей бочке никто не распознает его личную бутылку воды. Так и у нас получается, что несостоявшихся конкурсов стало больше, чем состоявшихся. В 2017 году   63 процента государственных закупок проведены способом из одного источника.

Татьяна Яковлева

- То есть на практике получается, что конкурс не состоялся, - констатирует Яковлева. - Но вместе с тем заказчик подписывает договор с одним из участников несостоявшегося конкурса. Это же нонсенс!

Народная избранница предложила обязать заказчиков проводить повторные конкурсы, в случае если они будут признаны несостоявшимися.

- На наш взгляд это поможет уменьшить коррупционные риски в сфере государственных закупок, - считает она.

Министр заверил, что всячески поддерживает эту идею. Мол, если конкурс не состоялся, необходимо проводить его повторно.

- Если у нас все закупки будут из одного источника, тогда вообще зачем нужно законодательство, о госзакупках? – риторически вопросил Смаилов. Мы должны делать все, чтобы закупки осуществлялись в конкурентной среде. Как разработчики, мы считаем, что норма, которая говорит о том, что нужно обязательно проводить повторный конкурс, это критически важная норма. Я только поддерживаю.

Увы, лояльность министра не уберегла его от выговора со стороны спикера палаты Нурлана НИГМАТУЛЛИНА. Тот назвал проблему «больной», а так же, активно способствующей коррупционным правонарушениям.

Нурлан Нигматулин

- Всем известна эта практика, - посетовал спикер. - Всех неугодных поставщиков, подавших документы на конкурс, просто отсеивают на несоответствии квалификационным требованиям. Объявляют конкурс несостоявшимся, а потом заключают с одним из поставщиков, с кем уже заранее обо всем договорись. Вот такие хитросплетения на каждом шагу.

Если в начале 2000-х годов закуп «из одного источника» был скорее исключением, чем правилом, то сейчас такая практика стала повсеместной. И скоро она составит не 63, а 90-100 процентов.

- У нас закупки из «одного источника», стали как договорные матчи в футболе, где результаты предопределены, - резюмировал Нигматуллин. - Где тогда конкуренция? Где прозрачность? Где открытость госзакупок? Надо нам все сделать, и законодательно закрепить, чтобы закуп «из одного источника» опять вернулся в русло исключения, а не правила.

В итоге спикер Мажилиса поддержал предложение депутатов обязать заказчиков проводить повторные закупки, в случае, если они будут признаны несостоявшимися. Это поможет снизить коррупционные риски. Как минимум, должно помочь.

 

Еще один «хитросплетенный» пункт выявил депутат Мажилиса Павел КАЗАНЦЕВ. Он напомнил, что в действующем законодательстве присутствуют нормы, обеспечивающие в конкурсе преимущества отечественных поставщиков, а в новом – уже нет.

Павел Казанцев

- Законопроектом предлагается, - заявил Казанцев, - вместо этой нормы записать, цитирую: «критерии, влияющие на конкурсное предложение, определяются правилами осуществления государственных закупок», конец цитаты.

Смаилов попытался оправдать поправки тем, что подзаконными актами удобнее регулировать вопросы стандартов качества товаров и услуг, но понимания не нашел. Как ремонтник-прораб из анекдота, пытавшийся вместе с ветонитом и ламинатом добиться оплаты дорогостоящего материала «прокатит». Не прокатило.  

- Сегодня очень важно, законодательно, на законодательном уровне закрепить нормы, поддерживающие отечественных товаропроизводителей, - возразил ему спикер. - Особенно, если их товары соответствуют национальным стандартам, как сейчас в действующем законе записано.

Нигматуллин подчеркнул, что на практике, подзаконный уровень законодательства имеет свойство быстро изменяться.

- Завтра, по рекомендации, как у нас это принято, зарубежных консультантов, (с аргументацией - для каких-то рейтингов), эту норму уберут из правил, - напророчил он. - В результате опять будет страдать отечественный товаропроизводитель, причем тот, продукция которого выходит на конкурентоспособном уровне.

Досталось от председателя Мажилиса и НПП «Атамекен», благополучно согласившейся с такой поправкой.

- Если вы себя считаете защитниками отечественного бизнеса, вы должны, что называется, грудью стать против этой поправки, - возмутился Нигматуллин, выслушав робкие возражения представителей НПП. – Сейчас вы спасаете свое лицо! Материалы рабочей группы, почитайте. Позиция «Атамекена» – согласиться.

Эту позицию планируется обсудить, (да что там, скажем честно – изменить), до второго чтения законопроекта. Соответствующая поправка будет внесена от депутатского корпуса.

ВТО УЖЕ «ТОГО»?

Лидер фракции «Народные коммунисты» Айкын КОНУРОВ считает, что спорные изменения в законопроекте взялись неспроста.

конуров

- Вроде бы и Правительство, и квазигосударственный сектор, и, соответственно, НПП «Атамекен» не против, норм, - говорит он, - которые позволяют нашим отечественным товаропроизводителям иметь преимущества при осуществлении закупок. Но почему-то эта норма не была внесена Правительством, не смотря на то, что депутатский корпус эту норму активно продвигал, и, уже в стадии разработки законопроекта, настоятельно рекомендовал. Но только в зале заседаний, выяснилось, что вроде как все «за!», но почему-то под листом согласования, когда этой нормы не было в законопроекте, стоят все подписи. И Правительства, и квазигоссектора, и НПП.

Лидер народных коммунистов констатировал, что новый министр финансов, конечно, не ответчик за действия прежнего. Но что будет дальше, пока что неизвестно.

- Главная интрига связана именно с принятием в первом чтении этого законопроекта, - утверждает Конуров. - Я думаю, до второго чтения, депутаты эту норму внесут, и рабочая группа ее одобрит. И я думаю, что будет очень большой скандал, если эту норму отправят на заключение Правительства и Правительство, в целом, ее не поддержит.

Откуда у таких сомнительных поправок растут уши, догадаться тоже нетрудно.

- Нормы, которые фактически запрещают проводить протекционистскую политику в отношении отечественных товаропроизводителей, заложены в уставе ВТО, - напоминает мажилисмен. - И я думаю, что на сегодняшний момент нахождение Казахстана в ВТО больше вредит, чем помогает.

То есть за рядовыми обсуждениями рядовых законопроектов стоит нечто большее. Для Казахстана, как для экспорто-ориентированной экономики, нацеленной на экспорт природных ресурсов, сырья и полуфабрикатов.

- В сегодняшних условиях, никаких особых преград для этого экспорта, даже если мы выйдем из ВТО, нет, - предполагает парламентарий. - Страны-импортеры, заинтересованы в экспорте наших полуфабриктов, сырья и, наших металлов. Я думаю, что настало, наверное, время рассмотреть вопрос о выходе из ВТО, с учетом того, что начались открытые торговые войны между крупнейшими экономиками мира. И затесаться между слоном и бегемотом, нам абсолютно смысла нет.

Зато в этот период наша республика получила возможность начать стимулировать свою экономику. Тем более, что квазигоссектор Казахстана - это огромный потребитель товаров и услуг.

- Мы можем просто развивать малые и средние производства, для того, чтобы удовлетворить этот спрос, - предлагает коммунист. - И, соответственно, перекрыть каналы импорта товаров и услуг из-за рубежа. К чему и стремится на сегодняшний момент группа компаний «Самрук-Казына». Я думаю, что это очень правильный шаг.

А вот отказ Правительства принимать предложенную депутатами норму может привести к серьезным последствиям.

- Это раскроет многим глаза, - считает Конуров, - что развитые страны используют механизм ВТО для того, чтобы просто напросто расширять свои рынки и закрывать рынки для развивающихся стран.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 99 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика