Пятница, 07 сентября 2018 14:10

BRT: гладко было на бумаге Избранное

Автор

Новая линия BRT, появившаяся на ул. Тимирязева в Алматы, стала еще одним методом в системе «выдавливания» личного автотранспорта с городских улиц, пишет портал Zonakz.net.

Новая линия BRT (Bus rapid transit – скоростное автобусное сообщение), появившаяся на ул. Тимирязева в Алматы, стала еще одним методом в системе «выдавливания» личного автотранспорта с городских улиц. Для тех, кто еще не в курсе, линия BRT разместилась на крайней левой полосе движения (то есть посередине проезжей трассы), оставив частникам, таксистам и прочим по одной полосе движения в каждую сторону. Более того, был введен запрет поворота автотранспорта налево (пересекая линию BRT), что еще более ограничивает автолюбителей в маневрах.

Как утверждают в акимате, ул. Тимирязева для внедрения линии BRT на отрезке от ул. Байзакова до ул. Жандосова была выбрана не случайно: по ней по направлениям «восток-запад» курсирует 12 автобусных и 4 троллейбусных маршрута. С внедрением BRT власти планируют сократить время в пути в общественном транспорте на 32%, а пассажиропоток увеличить на 40%. К тому же уже в сентябре на линию будут поставлены новые 18-метровые автобусы-«гармошки» большей вместимости, с кондиционерами и камерами, что повысит комфортность и снизит загруженность автобусов в часы пик.

Вместе с тем в акимате утверждают, что при всех этих нововведениях пропускная способность на ул. Тимирязева для автомобилей сократится незначительно: если ранее она составляла в среднем 55 тыс. единиц автотранспорта, то после введения линии BRT прогнозируется снижение до 50 тыс. К тому же наша линия BRT — так называемого «открытого» типа, поэтому, если создается какое-то препятствие, ДТП или поломка автобуса, водители могут объехать по свободной полосе.

Мест нет!

Казалось бы, преимущества неоспоримы. Но на практике все оказалось не так гладко. Уже 3 сентября алматинцы стали размещать в соцсетях весьма неприглядные факты. Так, автобусы, двигающиеся по BRT, объезжали скопление движущихся по ней же троллейбусов не справа, а слева, то есть практически по встречной полосе, потому что сделать это справа им не давала многокилометровая пробка из «частников».

Да и мониторинг «ЯндексПробки», проведенный нами 4 сентября, ясно показывал, что в течение практически всего дня средняя скорость движения авто по ул. Тимирязева в районе пролегания BRT составляла не более 10 км/ч, а на отдельных участках падала до 7 км/ч и даже 3 км/ч. Согласитесь, при такой скорости говорить о пропускной способности в 50 тыс. единиц можно с большой долей натяжки. Кстати сказать, на том же отрезке на ул. Сатпаева, проспектах Абая и Аль-Фараби, по которым можно объезжать забитую Тимирязева, скорость движения отличалась немногим.

Частник – лишний!

Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков полагает, что с приоритетом развития общественного транспорта идет планомерное выдавливание с городских улиц частников.

«Если раньше на ул. Тимирязева были две полноценные полосы, то сейчас только одна. Поэтому если случится авария, ее нельзя будет объехать, встанет вся улица. Насколько этот проект был выполнен грамотно с научной точки зрения, судить сложно: расчет потока, оптимальность именно такого проекта, правильность выбора именно улицы Тимирязева – было ли это сделано? Оставлять всего одну полосу для всего потока транспорта именно на ул. Тимирязева мне кажется не самым лучшим вариантом, это серьезно снижает пропускную способность города в целом, потому что одну из основных артерий сузили до ручейка. Получится ли раскидать поток по параллельным улицам Сатпаева, Абая, которые и до этого не были свободными, покажет время», — заявляет он.

Между тем президент ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов считает, что ничего особо страшного с внедрением BRT не произошло.

«Для чего это было сделано? Для развития устойчивой транспортной инфраструктуры и сокращения машин на дорогах. Как руководитель общественной организации, ратующей за устойчивость, я это решение приветствую. Да, первое время у водителей будет истерика: 30 августа — абсолютно свободная улица, 1-3 сентября – пробки (с началом учебного года у нас всегда поток транспорта увеличивается). Мы так же возмущались выделенными автобусными полосами, но со временем привыкли. Будем смотреть вперед с оптимизмом. В крупных мегаполисах мира все делается, чтобы частные автолюбители в приоритет общественному транспорту чувствовали себя некомфортно – а мы же равняемся на Европу», — высказал он свою точку зрения.

Но в то же время А. Шакуов, поддерживая внедрение BRT, говорит, что мнение общественности власти проигнорировали.

«Почему BRT пустили по левой полосе, не оставив правую, как было с «выделенками», мне не совсем понятно – нас не спрашивали, что мы думаем и что хотим. Наша ассоциация принимала участие в рабочей группе, но как это было? Нам предложили, показали, рассказали, как все будет классно, но о внесении предложений речи не было», — говорит он.

Автобус – слабая альтернатива

Да и вообще, по его словам, идея пересаживания всех алматинцев с личного транспорта на общественный пока неосуществима.

«Горожане не готовы все пересесть на общественный транспорт, потому что акимат не готов предоставить идеальный общественный транспорт. Если внедряете BRT – будьте любезны предоставить к ней идеальную транспортную инфраструктуру. А у нас вводят, не учитывая проблем. То есть линия BRT — это хорошо, но она не решает проблемы в комплексе», — считает общественник.

От себя добавим, что если хотя бы половина алматинцев, имеющих собственные авто (по последним данным, в городе зарегистрировано 600 тыс. автомобилей), решат одномоментно пересесть на автобусы, то вряд ли автопарк, насчитывающий сегодня 1,5 тыс. единиц подвижного состава, справится с этим потоком. Хоть и появятся в городе «гармошки», они все равно, увы, не резиновые. В планах акимата есть увеличение автобусного парка до 6 тыс. единиц, но это когда будет, а уменьшить количество личного транспорта хотят уже сейчас. Не срастаются концы…

То, что общественный транспорт Алматы представляет слабую конкуренцию личному автомобилю, видно невооруженным глазом. Прежний руководитель городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут Исахов в феврале текущего года сетовал, что схема общественного транспорта мегаполиса страдает от относительно низкой скорости, малой вместимости и низкого качества автобусов, отсутствия интеграции с другими видами общественного транспорта, а также низкого уровня подготовки водителей. Много ли изменилось за полгода?

Кстати сказать, вместе с частниками в пробках теперь пострадают и «безлошадные горожане», пользующиеся услугами такси. Владелец одного из алматинских таксопарков, представившийся Альбертом, уверен, что появление BRT осложнит работу извозчиков.

«Здесь два варианта. Либо везти клиента по Тимирязева, если ему нужный конкретный адрес на отрезке BRT, терять время и особо обговаривать условия оплаты. Либо же предлагать высадить его выше или ниже, но при этом опять же брать меньшую плату, потому что доставка не совсем по адресу. Опять же запрет поворота налево… Клиент теряет время, сервис хуже, мы теряем деньги», — говорит он.

Равно как не выдерживает критики и экологическая составляющая планов по сокращению автомобилей посредством только BRT. Скоростной автобус, везущий 40 человек, в плане выбросов в атмосферу, конечно, лучше, чем 40 автомобилей, везущих 1-2 человек.

«В одном месте лечим, в другом — калечим. Пробка, где средняя скорость движения 4-5 км/ч, вызывает колоссальное загрязнение окружающей среды. Простое сравнение: обычно время от работы до дома на автомобиле у меня занимает 15 минут, 3 сентября я ехал 38 минут. Это – реальный пример, как ухудшилось положение автомобилистов и как это отразилось на чистоте воздуха», — комментирует проблему Э. Эдоков.

Что делать?

Между тем надо понимать, что BRT состоялась, и дальше будет только удлиняться (коридор скоростного автобусного транспорта будет проходить по ул. Мустафина, Рыскулбекова, Сулейменова, Жандосова, Тимирязева, Желтоксан, Толе би, ВОАД и Кульджинскому тракту).

А. Шакуов полагает, что сейчас необходимо лишь время для эволюции сознания: водителям нужно будет грамотно выстраивать маршрут движения и по возможности избегать проезда по ул. Тимирязева в часы пик.

«И надо исследовать, что мешает, почему пробки образуются? Участок BRT хороший, но надо посмотреть въезд на него и выезд, где могут быть проблемы. Ну, и главная мера воздействия полиции на нарушителей сегодня – не штрафы, а предупреждение, приоритет — показывать, рассказывать, учить, это же городу надо. Будем оптимистами — со временем придет понимание. Ведь BRT по ул. Тимирязева – не первая в Алматы, в «Орбите» она существует с прошлого года.

Что же касается специальных служб, то «скорая», пожарные, полицейские при включении мигалок могут отступать от всех требований ПДД, и ограничения не будут мешать им в спасении людей», — резюмирует А. Шакуов.

Алматинцы в соцсетях тоже делают отсылки к запущенной еще осенью прошлого года линии BRT в районе спальных комплексов «Орбита» по улицам Мустафина, Рыскулбекова и Сулейменова. И перечисляют, на их взгляд, ошибки, которые были там допущены и при продлении BRT по Тимирязева учтены не были. Среди прочих фигурируют и хромающая разметка, и отсутствие соответствующих дорожных знаков и мест парковки, и запрет «левых» поворотов, которые, по мнению народных экспертов, можно и разрешить, при этом совсем ненамного замедлив движение общественного транспорта по «выделенке».

Среди других предложений по сокращению количества автомобилей – развитие наземного метро, строительство многоуровневых парковок, строгое соблюдение общественным транспортом графика движения, что повысит его привлекательность, и многое другое. Но главное – они призывают разработчиков «не пакостить» автовладельцам, а попробовать самим проехать по Алматы в час пик не в качестве пассажира, а за рулем автомобиля.

«Расширение улиц, строительство развязок не дает долгосрочного эффекта: ведь по всей длине улицы проезжую часть не расширишь, и в «сужающемся горлышке» (допустим, три полосы превращаются в две) эффект расширения теряется. Грамотное планирование города, «умные» светофоры, реверсивное движение, платные парковки – только совокупностью всех этих методов — долгосрочных, дорогостоящих, можно если не решить проблемы с пробками в городе, то хотя бы ослабить напряжение. Для себя же я купил маленький складной велосипед, который вожу в машине, и в определенных случаях могу оставить автомобиль и доехать до нужного мне места на двух колесах», — подводит черту Э. Эдоков.

P.S. Призывом к бизнесу можно назвать предложение одного из алматинцев – он предложил частным структурам отказаться от стационарных офисов в пользу мобильных, благо современные средства коммуникации это позволяют. По его мнению, «офисный планктон» может работать и из дома, перестанет ездить каждый день на работу и обратно, и количество авто на дорогах сразу сократится в два раза.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 22 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика