Пятница, 03 августа 2018 11:50

Преступность в Алматы: все ли так плохо? Избранное

Автор

Последние события – убийство Дениса Тена, ребенок, сбитый неизвестным преступником на Восточной объездной – стали спусковым триггером для активизации неких сил, цель которых – смещение нынешнего главы МВД Калмуханбета Касымова. Такой активности не было ни после освобождения дорожного беспредельщика Максата Усенова, ни после недавнего освобождения Кайрата Жамалиева, осужденного по «делу Алиби» в 2015 году на 13 лет.

Да, правоохранительная система в Казахстане уже почти тридцать лет при взгляде со стороны напоминает мутный водоем с не слишком полезной для здоровья водицей. Но если взглянуть трезво, то ее качество пока не ухудшается, пишет Курсив.kz

Подметные письма

Отметим, что еще в апреле в соцсетях анонимы распространили информацию, дискредитирующую начальника ДВД Алматы генерал-майора полиции Серика Кудебаева, работающего на этой должности с октября 2013 года. Авторы писали следующее: «с момента назначения Кудебаева на должность криминогенная ситуация в Алматы ухудшилась, близкая к нулю раскрываемость преступлений искусственно завышается путем регистрации мнимых эпизодов, тяжкие и особо тяжкие преступления переквалифицируются на менее тяжкие».

Интересно, что это не первый анонимный наезд на алматинского руководителя ДВД. Ровно два года назад, после громкого променада по центру города убийцы восьми полицейских Руслана Кулекбаева, тоже рассылались анонимки, якобы подписанные подчиненными Кудебаева. Авторы заявляли: «…руководство ДВД по указанию начальника – генерала Кудебаева С. М. – вместо того, чтобы провести тщательный анализ и дать объективную оценку чрезвычайному происшествию, фальсифицируют факт нападения, уничтожают видеозаписи, укрывают вещественные доказательства, чтобы увести от ответственности начальника ДВД и Алмалинского РУВД. Последний в спешном порядке написал рапорт об освобождении от занимаемой должности по собственному желанию и теперь ожидает назначения на другую должность».

Между тем министерские проверки данных писем дали положительные для руководителя ДВД результаты – свидетельствовали «о благополучном морально-психологическом климате среди личного состава».

Если иметь в виду его послужной список, то вполне возможно, что Серик Кудебаев – в команде генерал-полковника Касымова, и это были попытки дискредитировать его патрона.

Работа на результат

Пусть чиновников, в том числе и алматинского начальника ДВД, обвиняют в работе ради хороших показателей, но обычно в процессе подобной деятельности можно наблюдать хоть какие-то реальные результаты, ощутимые для населения. В этом смысле динамика Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан показывает, что криминогенная ситуация в городе за последние пару лет не ухудшилась. Отметим, что на долю Алматы приходится 20,4% регистрируемых в республике уголовных правонарушений.

Хотя, как мы видим, кризис 2007-2008 годов резко обозначил всплеск преступности в Алматы в пять с лишним раз. В Астане за тот же период показатель подскочил почти в десять раз.

Для понимания данной динамики, возможно, нужно пояснение. В глобальном исследовании по проблеме убийств Управления Организации объединенных наций по наркотикам и преступности отмечается, что взаимосвязь между объемом ВВП и числом умышленных убийств была наиболее очевидна в странах – бывших республиках Советского Союза после его распада: сокращение ВВП в первой половине 1990-х годов совпало с резким ростом уровня убийств, в то время как медленное улучшение экономической ситуации сопровождалось устойчивым сокращением числа умышленных убийств. При этом исследователи пишут, что рост умышленных убийств характерен для государств с недостаточно эффективным контролем за исполнением закона.

В прошлом году портал Bnews.kz опубликовал интервью с директором межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК Асхатом Жумагали, который также рассказал о связи социально-экономических показателей страны с криминогенной ситуацией. По его мнению, с ростом благосостояния населения падает статистика по убийствам в стране. Правда при этом сохраняется аспект рецидива, и немаловажным является фактор жесткой судебной практики в отношении тяжких преступлений. Так, чем больше в каком-либо регионе осуждают без назначения лишения свободы, тем больше лиц, которые в последующем совершают убийство, в том числе повторно.

В документе «Программа развития «Алматы-2020», выложенном на сайте акимата города, авторы констатируют: «Анализируя оперативную обстановку на территории города Алматы в период с 2013 по 2015 годы необходимо отметить, что данный период характеризуется стабилизацией криминогенной ситуации. Департаментом внутренних дел в течение последних трех лет предпринят ряд организационных мер, направленных на профилактику правонарушений и борьбу с преступностью, коренное изменение подхода к учету и регистрации преступлений. Если в 2013 году зарегистрировано 53 918 преступлений, в 2014 году – 60 211, в 2015 году – 70 098 преступлений. В 2015 году статистический рост общеуголовных преступлений произошел с расширением границ города с присоединением территорий Алматинской области на 23,2 тыс. га и увеличением численности населения на 10% (с 1 552 349 до 1 699 714). В связи с введением нового уголовного законодательства, из общего числа зарегистрированных преступлений 5,5% приходится на уголовные проступки (3 843 из 70 098), ранее квалифицируемые как административные правонарушения (46 статей КоАП РК). На 13,9% произошел рост преступлений небольшой (11 216) и средней тяжести (48 363). В 2015 году из 10 тыс. лиц, совершивших преступления, половина (4 800) приходится на граждан соседних регионов».

Как видим, статистика Генпрокуратуры и ДВД Алматы разнится, хотя и тот и другой источник демонстрирует похожие тенденции.

Там же сообщается, что в 2015 году сократилось количество тяжких видов преступлений на 15,3%, разбоев на 14,2%, грабежей на 9,6%, краж из квартир на 12,5%, угонов транспортных средств на 7,1%.

Что характерно, в более ранней редакции документа сообщалось, что на охрану общественного порядка в городе ежесуточно выставлялось в среднем до 810 сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск МВД РК, которые перекрывали до 556 маршрутов патрулирования, из них 300 автомобильных и 256 пеших маршрутов. При этом, по опубликованным в СМИ данным, год назад штат ДВД Алматы составлял 4 560 человек. Видимо, это численность без учета бойцов Нацгвардии. То есть на патрулирование выделялось менее 17% личного состава. Правда в последнем отчете о реализации программы развития-2020 заявлено, что в рамках бюджетной программы «Укрепление пеших нарядов полиции на криминогенных патрульных участках города» в 2017 году ежедневно в среднем несли службу более 2000 сотрудников полиции и военнослужащих Национальной гвардии МВД РК, которые перекрывали 550 маршрутов патрулирования, в том числе 300 автомобильных и 250 пеших маршрутов. Численность удвоили, но количество маршрутов осталось прежним.

Между тем в данном документе как раз демонстрируется пресловутая работа главы ДВД на статистику, приведенные данные говорят, что с приходом нового начальства «пошел результат»: «Раскрываемость тяжких преступлений в 2013 г. составила 24,7%, в 2014 г. – 27,7%, в 2015 г. – 31,7%, особо тяжких в 2013 г. – 70,2%, в 2014 г. – 76,2%, в 2015 г. – 85,0%».

Анализ показал, что из 10 700 (2014 г. – 9 354) лиц, привлеченных к уголовной ответственности, 4177 (2014 г. – 3045) или 41,1% составляют жители других регионов Казахстана, иностранцы – 623 или 6,1% (2014 г. – 377), лица без определенного места жительства 212 или 2,1% (2014 г. – 326).

Анализ динамики преступлений, совершенных ранее совершавшими, показал, что в 2013 г. зарегистрировано 770 преступлений, в 2014 г. – 1003, в 2015 г. – 2001.

Разработчиками программы установлены не слишком амбициозные целевые результаты в плане общественной безопасности и правопорядка уже к 2020 году. Так, удельный вес преступлений, совершенных на улицах, снизится до 26,5%. Это означает, что он не будет дотягивать даже до уровня 2015 года (26,1%). Число погибших в ДТП на 100 пострадавших снизится до 2,3 случаев, при том, что в 2015 и 2016 году этот показатель был на уровне 2,4). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизится до 1,3% (в 2016 – 1,2). Уровень доверия полиции составит 60%. К сожалению, подобных свежих социологических данных попросту нет.

В 2016 году комитет по статистике министерства национальной экономики РК провел соцопрос «Уровень доверия населения к правоохранительным органам», в котором приняли участие 15 533 домохозяйств по всему Казахстану. Только треть опрошенных смогли продемонстрировать высокую степень доверия к отечественным органам внутренних дел. Вполне возможно, что ДВД Алматы либо акимат заказывали некие соцопросы, поскольку в «Программе развития Алматы-2020» есть данные о том, что в 2014 году «уровень доверия полиции» составил 54,4 %.

Уровень грабежей к 2020 году на 100 тысяч человек населения должен снизиться до 150. Это действительно труднодостижимая цель, поскольку в 2015 году показатель составлял 194 (по данным ДВД – 183,6). Число убийств, совершенных жителями на 100 тысяч человек населения, должно снизиться до 5, при том что в 2015 году показатель составлял 5,4. Удельный вес преступлений, совершенных ранее совершавшими, должен снизиться до 17,9%. Похоже, показатель рецидива у нас очень вырос, ведь в 2014 году он составлял всего 8,4, но в следующем году уже подскочил до 14,7.

Всевидящее ли око?

Вернемся к проблеме обеспечения безопасности. Как мы уже сообщили, лишь малая доля сотрудников ДВД занимались конкретно обеспечением общественного порядка на улицах. Есть ли надежда, что увешанный видеокамерами, как новогодними украшениями, город, обеспечен высокотехнологичным, и благодаря этому обеспечивающим оперативное реагирование, оборудованием?

На сайте МВД сообщается: «В настоящее время при поддержке акиматов принимаются меры по установлению видеосистем в жилых районах крупных городов. Так, в регионах успешно реализуется программа «Безопасный двор», в рамках которой в 2017 году установлены более 45 тыс. камер видеонаблюдения, выведенных к ЦОУ (2061), участковым пунктам полиции (1019), пунктам видеонаблюдения консьержей (1552)».

Что же касается Алматы, то на «приобретение особого оборудования» ДВД из местного бюджета выделено 2,7 млрд тенге. Что за оборудование – не сообщается, но его назвали в документе «арттехвооружение».

Зато для установки в наиболее криминогенных местах стел безопасности, с размещенной на них тревожной кнопкой, был найден инвестор на основе государственно-частного партнерства. Система экстренной связи установлена и функционирует на 18 объектах города, в том числе в 12 оружейных магазинах и на 6 объектах различных форм собственности. В данном случае авторы документа отделались «липой». Поскольку никто из жителей города не знает, где эти самые стелы и кнопки, то, скорее всего, «наиболее криминогенными местами» стали как раз магазины.

Также сообщается, что «исполнено мероприятие» на сумму 1,9 млрд тенге по повышению освещенности жилых районов (тротуаров, дворовых территорий), а также внедрению энергоэффективного освещения. Жители и гости Алматы сами оценят чувство юмора авторов документа.

В аналитической записке к «Программе развития Алматы-2020» сообщается, что «посредством расширения системы интегрированного видеонаблюдения и усиления контроля за правопорядком количество совершенных преступлений по итогам 2017 года снизилось на 6,1%, в том числе в общественных местах – на 18,3%, на улицах – на 21,9%». Кроме того, в документе сообщается, что для отслеживания оперативной обстановки, обеспечения охраны общественного порядка, дорожной безопасности, а также профилактики и раскрытия правонарушений в городе Алматы используются возможности более 115 тыс. камер видеонаблюдения. В том числе по принципу «Безопасный двор» в 6 686 дворовых территориях многоквартирных домов установлено 43 330 видеокамер, 8 387 частных дворов охраняются 24 907 видеокамерами и 3 404 камер видеонаблюдения установлены на 1 272 перекрестках улиц частного сектора. Также в городе на 6 682 объектах различных форм собственности установлено 35 892 видеокамеры. С помощью видеокамер в 2017 г. раскрыто 1 218 уголовных правонарушений.

Программистами АО «Института цифровой техники и технологий» (КБТУ) разработана автоматизированная система «Автонавигатор», включающая в себя электронную карту города с заполнением маршрутов (446) патрулирования для отслеживания движения нарядов комплексных сил полиции. Этот же софт призван обеспечивать ежедневную расстановку и корректировку нарядов комплексных сил полиции на электронной карте города.

Кроме того, израильской компанией «Тадирак» разработана специальная программа, позволяющая в реальном времени отслеживать количество звонков, поступающих каждому оператору, и время их обработки с выводом на проекционную панель ЦОУ ДВД, тем самым обеспечивая контроль работы операторов спецлиний «102».

Обратная связь

Редакцию, изучавшую бюджет города за прошлый год, заинтересовала расходная статья «Поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка», с затратами в размере 18 млн тенге. Оказалось, что в ВУЗах Алматы функционируют 37 студенческих отрядов правопорядка численностью 1265 человек. За активное участие в обеспечении охраны общественного порядка по итогам 12 месяцев 2017 г. денежной премией поощрены 959 общественных помощников полиции как раз на эту сумму. Кто нибудь видел этих новоявленных дружинников?

Более того, если студентам требуется какая-то компенсация правоохранительных усилий, то есть бескорыстные общественники. Так, по данным акимата, в городе функционируют два общественных формирования и 211 коллективов различных организаций, оказывающих содействие в обеспечении общественного порядка, численностью 3147 человек. В отчетном периоде с участием «общественных помощников полиции» раскрыто 167 преступлений, выявлено 9524 административных правонарушений.

Кроме того, сообщается, что участковыми инспекторами полиции в течение 2017 года проведено 1964 схода с населением, в которых принимало участие свыше 117 тыс. граждан.

Между тем в бюджете города заложен пункт, о котором не знает население города, но он напрямую касается его интересов. Это бюджетная программа «Создание местной полицейской службы, подотчетной местным исполнительным органам и местному сообществу» на сумму 834,9 млн тенге. Что означают эти мероприятия – неизвестно. Но нам как раз и нужна такая подотчетная местному сообществу полиция, которая должна стать не пугалом в погонах, а реально охранять общественную безопасность.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 9 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика