Среда, 11 июля 2018 16:55

«УЛЫБАЕТСЯ ТОТ, КТО ПРОЖИЛ МНОГО ТРУДНОСТЕЙ» Избранное

Автор

Арман ИСАБЕКОВА – уникальная женщина: имея ограниченные физические возможности, она стала успешной пианисткой, педагогом, обладателем диплома «Учитель года– 2006». Сегодня она трудится учителем музыки в школе № 10 Бостандыкского района Алматы, репетитором фортепиано и вокала, активно участвует в работе Женского клуба «Алма-Ата». О силе духе, проблемах инвалидов, музыке и многом другом А.Исабекова рассказала в интервью порталу «Rezonans.kz».

«Мне предрекали будущее овоща»

– Арман Ерки-Улановна, как Вы пришли к музыке?

– Я расскажу историю одной девочки из Казахстана. Девочка родилась с ДЦП, даже голову не держала самостоятельно, ее обкладывали подушками, чтобы девочка могла сидеть. Дедушка обкладывал любимую внучку апельсинами со всех сторон и пел ей веселые новогодние песенки. Дедушка и бабушка пошли по врачам, надеясь вылечить девочку. Но приговор был один: не обучаема, неизлечима, через несколько лет станет овощем, лучше отдайте в Дом инвалидов. Однако, бабушка и дедушка не сдавались, делали массаж, бабушка, сама полуграмотная, еле-еле читала девочке книжки, дедушка пел ей песни и читал свои стихи, он был писателем – его звали Дусенбек Исабеков. В 6 лет девочка стала немного ходить, качаясь во все стороны, песни дедушки, звучавшие для нее, не прошли даром – у девочки проявился музыкальный слух. Её отдали учиться на фортепиано. А соседки шушукались и смеялись: мол, эта калека никогда не сможет играть.

Вскоре дедушка умер, бабушке пришлось все начинать с нуля в другом городе. Внучка продолжила обучение в музыкальной школе. Она стала учительницей музыки в гимназии, здоровые ребятишки тянулись к ней, не замечая её физических недостатков. Как вы поняли, речь идет обо мне. Вот такая сказка–быль о девочке, которую врачи признали не обучаемой и предрекали будущее овоща…

После школы я поступила в вуз. Учиться мне всегда было легко, хотя бытовых трудностей было много. Физически трудно было всегда, помогала бабушка. В тяжелые 90-е годы мы в буквальном смысле голодали, в доме не было даже растительного масла. Тогда были перебои с выплатой пенсий и стипендий. Чтобы я училась, бабушка шла на все: мыла полы в двух школах, белила три здания, сдавала комнату квартирантам, продавала все более или менее ценное, что у нас есть, поднимала меня в автобус, переполненный людьми. Так я закончила вуз и пошла работать. Начала свою педагогическую деятельность с 16 лет, еще во время учебы. Никем, кроме как учителем, себя   не представляла.

И тут впервые я столкнулась с дискриминацией инвалидов по труду. Привыкшая к заботе и нежности, я была ошарашена тем, как со мной обращалась при приеме на работу. Но мы не сломались. Несмотря ни на что, я пошла на конкурс «Учитель года-2006» и вошла в число финалистов. Получила премию, поездку в санаторий от профсоюза и музыкальный центр. Школу не оставляю. В 2016 году бабушка Венера Абдрахмановна умерла в больнице. Насколько смогла, я постаралась воплотить мечту дедушки и бабулечки – стать человеком полноценным, приносить пользу людям. Ведь мое имя «Арман» означает «мечта».

Работа – это способ жить

–Трогательная история. А как сейчас обстоят дела? Сохраняется ли дискриминация на работе?

– Сейчас администрация и коллеги школы № 10 г. Алматы очень поддерживают меня. Безусловно, физически тяжело преодолевать некоторые моменты. Каждый раз, особенно зимой, возникают проблемы: как приехать и как уехать из школы? В силу ограничений, к сожалению, я не могу принимать участие во всех мероприятиях школы, но стараюсь обязательно участвовать в жизни школы.

С появлением компьютера я открыла для себя нестандартный метод обучения музыке в школе – информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки. Это явилось моей темой самообразования. Я веду уроки музыки с помощью компьютера. Уроки – презентации, видео-уроки, которые делаю сама и вместе с детьми, с использованием фото, музыки и видео. Через наш канал на Ютубе, в котором уже 767 подписчиков на данный момент, происходит показ для родителей и коллег моих видеоклипов с детьми. Для меня работа в школе – это, безусловно, не только способ заработка, это просто способ жить, быть с детьми, преодолевать одиночество, творить.

–Есть ли среди ваших учеников «особенные» дети, чей талант, по вашему мнению, уникален? Что нужно для развития детских способностей?

– Каждый учение для меня интересен по-своему. Но особенные дети у меня действительно появились год назад, дети-аутисты. Вначале я очень боялась приступать к занятиям с ними. Но потом поняла, что отказываться не имею права. Как в свое время от меня не отказались учителя, несмотря на неверие и обсуждение.

Первая моя девочка-аутистка Жания показала очень хорошие результаты. Томирис со сложной степенью аутизма вначале не могла играть двумя руками, не было у нее и координации нот с клавишами, но сейчас она играет и понимает ноты. Кирилл – очень старательный, немногословный мальчик, тоже хорошо играет, с удовольствием ходит на занятия с мамой и папой. Ален– очень старательный, трудолюбивый, настойчиво постигает азы музыкальной грамоты.

Что касается музыкального образования для всех детей, то неправильно то, что у нас нет бесплатных музыкальных школ. Музыкальное образование недоступно для широких слоев населения. За редчайшим исключением, в крупных городах во дворцах школьников есть кружки, но там преподают музыку студенты, и уровень оставляет желать лучшего. Хотя, фортепиано всегда было элитарным, и в советское время обучение музыке было платным, но цена была очень дешевой. Зато вокал, хор были бесплатными. Конечно, сейчас надо стараться сделать музыкальные студии и спортивные секции максимально доступными для раскрытия потенциала детей.

– Какие проблемы существуют у людей с ограниченными возможностями в Казахстане?

– Мне в жизни просто необычайно везло. Я 24 года проработала в одной школе, где мне создали все условия для работы, перевели кабинет с третьего этажа на первый. Мне повезло и с коллективом, и с родителями, и с детьми. Но я давно не гляжу на наш мир сквозь розовые очки и вижу, как тяжело инвалидам в этой жизни. У меня есть подруга-инвалид, тоже с музыкальным образованием. Когда она пришла на собеседование в детский сад, куда подавала резюме, там посмотрели на неё и сказали: у нас музработник должен совмещать работу с обязанностями хореографа, как же вы будете, мол, перед детьми прыгать?

Так что, если я пойду на работу в другую школу, боюсь, никто уже для меня кабинет не передвинет на первый этаж. Многие из моих коллег по несчастью закончили вузы. Но сидят дома, потому что, если даже найдут работу, на предприятиях условий для них нет. И дискриминация, в любом случае, будет. Увы, многое зависит и от личности руководителя. И от настойчивости претендента на вакансию. Но не все из нас такие пробивные. Потому что в силу своей физической ограниченности, постоянной изоляции многие из инвалидов чрезвычайно замкнуты, закомплексованы, боятся выйти в люди, общаться. Взять на работу инвалида – значит на долгие годы взвалить на себя обузу, даже несмотря на то, что государство сулит таким предпринимателям налоговые послабления. Потому что надо оборудовать рабочие места, отдельные туалеты, въезды, выезды, парковки… Работодатели предпочитают в лучшем случае отделываться разовыми благотворительными акциями. Но людям с ограниченными физическими возможностями нужны не подачки, а право на труд.

В 40 лет жизнь можно поменять!

– Поделитесь, пожалуйста, секретом оптимизма. Как Вам удается оставаться красивой, активной, бодрой, несмотря ни на что?    

– Быт у меня обычный. Быт одинокой, не совсем юной, не здоровой женщины. Каждый день борюсь с бытовыми проблемами, которые для здоровых людей не составляют труда. Как пойти в школу, вернее, с кем, куда и как пойти? Как, вообще, куда-то пойти? Помогает мне Женский клуб «Алма-Ата», где я состою, советами и прочим. Но стараюсь большинство задач решать сама. Все что могу, я решу сама! Так меня учила бабушка. Не надо спекулировать болезнью, говорила она, в жизни все надо пережить. Сама она пережила тюрьму в юности – Архипелаг ГУЛАГ, посадила ее туда в 14 лет родная тетя, она прошла пять лет лагерей…

Улыбается тот, кто прожил много трудностей. Я просто люблю жизнь, люблю отдавать. Что такое счастье, вообще? Это силы для радости, жизни, несмотря ни на что. Кого-то разбивает невозможность реализовывать свои желания, а кого-то – неоправданные надежды. Жизнь не бывает сладкой, но если тебе дают лимон, не кисни, а постарайся сделать из него лимонад! Непонимание некоторых людей ранит, но я улыбаюсь, даже если сердце плачет. Я знаю, что когда-то все изменится. Будет солнце и невзгоды пройдут. Тем более, у меня есть мои ученики, и я им нужна. Дети – это дыхание жизни! Не важно, какие у тебя недуги, делай то, что считаешь нужным.

– Любопытно узнать о деятельности Женского клуба «Алма-Ата».

– Женский клуб г. Алматы создан в январе 2014 года под эгидой ОО «Я - Алматинец» и официально зарегистрирован в июне. С помощью рассылки в популярной социальной сети Facebook основатель клуба Бент-Анат Бейсембаева пригласила всех желающих на встречу, куда пришли 25 женщин. Сегодня многие из числа первых участниц вошли в правление нашего клуба. Именно через одну из членов правления я и вошла в этот клуб в мае 2016 года. Клуб объединяет около 150 девушек и женщин в возрасте от 20 лет и старше. Это представительницы разных профессий – юристы, адвокаты, банкиры, бизнес-вумен, домохозяйки. Есть и женщины с ограниченными возможностями. Все они разных вероисповеданий – мусульманки и христианки, разного социального и материального положения. Но всех их объединяют задачи самореализации и поддержки людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

В клубе существуют свои законы и традиции, среди которых – полный запрет на религиозные споры, на сетевой маркетинг и неуважение друг к другу. В клуб приходят не просто так, а только по рекомендации членов клуба. Значимых социальных инициатив Женского клуба не перечесть. Это помощь пострадавшим от селя в Наурызбайском районе г. Алматы, шефство над одинокими стариками и детьми в приюте «Солнышко», проведение благотворительных мероприятий Almaty Garage Sale, помощь ветеранам, акция «Бесплатный хлеб», помощь и психологическое сопровождение родителей детей с аутизмом – вот неполный список того, что участницы клуба реализовали за годы существования

Лично для меня членство в клубе – очень важный и значимый шаг в моей биографии. Участницы клуба являются друг другу не просто подругами, а родными людьми. Я живу одна и поэтому для меня очень важны общение и поддержка. Конечно, я хотела бы иметь свою семью. Безумно жалею, что в свое время упустила личную жизнь, осталась одна на этом свете. Но надежда умирает последней. Я еще надеюсь встретить человека и создать семью. Как говорила героиня популярного фильма, в 40 лет жизнь только начинается, и ее можно поменять!

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 227 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика