Понедельник, 18 июня 2018 12:14

ЕНТ-2018: реформа не ради галочки Избранное

Автор

20 июня в Казахстане начнется Единое национальное тестирование. Осуществлять руководство и контроль за организацией и проведением ЕНТ в этом году будут уполномоченные лица – представители Министерства образования РК. Они выбраны из числа вузовских преподавателей и завучей казахстанских школ, прошедших курсы и тестирование по проведению ЕНТ. Таких представителей МОН РК, начиная с 15 июня, будет распределять, согласно случайной компьютерной выборке, в разные регионы, за исключением тех, откуда те родом. Последнее делается для того, чтобы исключить коррупцию, пишет Central Asia Monitor

Жамал Кабиолдакызы, завуч по учебной рабо­те общеобразовательной школы No70 г.Алматы, является одним из таких уполномоченных пред­ставителей МОН РК.

– На протяжении всего своего существования, с 2004 года по сегодняш­ний день, Единое нацио­нальное тестирование неизменно подвергалось критике, подчас необо­снованной, нередко пред­взятой со стороны всех за­интересованнных сторон – родителей, учащихся, учителей, экспертного со­общества и даже предста­вителей государственных органов, – говорит она. – Порой, что называется, «вместе с водой выпле­скивался и младенец».

А ведь у ЕНТ изначально был огромный плюс: с его введением коррупция в школах в основном была побеждена, и у тех, кто действительно старатель­но все 11 лет грыз гранит науки, появился шанс учиться дальше бесплат­но. А мы, представите­ли администрации школ, наконец-­то были осво­бождены от телефонного права. Не секрет, до этого нам могли позвонить во время экзамена и, пред­ставившись, к примеру, каким­-то значительным лицом, требовать, чтобы у такого-­то ученика была пятерка.

Коррективы, внесен­ные после консультаций и обсуждений с эксперт­ными кругами Министер­ством образования и на­уки в процедуру Единого национального тестирова­ния, ярко демонстрируют понимание руководством ведомства отдельных эк­заменационных нюансов и важности первых шагов молодых людей во взрос­лой жизни, а также стрем­ление идти навстречу по­желаниям казахстанских граждан.

Одним из самых при­мечательных нововведе­ний этого года в Единое национальное тестиро­вание является то, что абитуриентам будет пре­доставлена возможность пройти ЕНТ также и на английском языке.

Хотя никаких льгот в виде до­полнительных баллов или своеобразного бонуса при равном количестве бал­лов это не дает (разве что право выбора языка), данное новшество полно­стью гармонирует с пере­ходом школьной общеоб­разовательной системы на трехъязычие: выбравшие тестирование на англий­ском языке могут по же­ланию сдать «Историю Казахстана» на казахском или русском языках.

В этом году продума­ны все нюансы, связанные со сдачей ЕНТ, – при­емная комиссия разре­шит сдавать экзамен с другим потоком, если по уважительной причине абитуриент не смог этого сделать со своей группой. Раньше дети, попавшие в сложные непредвиденные ситуации (заболел, попал на операционный стол, в семье случилось несча­стье, опоздал на начало ЕНТ и т.д.), и их родители переживали огромный стресс.

Еще один нюанс ка­сается знака отличия «Алтын белгi». По сло­вам вице-­министра об­разования и науки Асхата Аймагамбетова, теперь обладатель этого знака должен доказывать своё право на получение гран­та. Единственная при­вилегия – при рассмо­трении двух одинаковых результатов приоритет отдается алтынбельгийцу. Это, на мой взгляд, очень взвешенное и вдумчивое решение, поскольку речь в данном случае идет не просто о судьбе отдель­но взятого человека, а о формировании каче­ственного человеческого капитала.

Дело в том, что в последние годы толь­ко примерно половина претендентов на «Алтын белгі» подтверждала свои школьные успехи. Ко­нечно, среди обладателей этого знака всегда много действительно одаренных и умных ребят. Однако погоня за количеством, образно говоря, испортила качество. В школах стали искусственно тащить за уши отличников, натяги­вая им оценки в надежде, что в финальном конкурсе им повезет. А ведь «Ал­тын белгi» – это далеко не гарантия жизненного успеха.

В 2018 году будет увеличено количество ППЕНТ – пунктов про­ведения ЕНТ, которые окажутся охваченными прямой трансляцией. По данным на 1 марта 2018 года, таких пунктов в Ка­захстане будет 167: на базе вузов – 48, на базе ТиПО – 3, на базе школ – 116.

Это делается главным образом для того, что первое в своей жизни серьезное испытание вы­пускники казахстанских школ прошли с досто­инством. В то же время данная мера, обеспечива­ющая прозрачность и до­верие к самой процедуре тестирования, призвана нивелировать возможный и, как правило, традици­онный негатив со стороны отдельных родителей уче­ников, которые не смогли оправдать по разным при­чинам надежды семьи и школы на первом главном экзамене в своей жизни. После такой трансля­ции, я думаю, ни у одного родителя не возникнет сомнений в подтасовке результатов.

Как обычно, в 2018 году сохраняется возмож­ность второго шанса. Если абитуриент не поступил в вуз, то он сможет пере­сдать ЕНТ – но только в августе, но и в январе следующего года. Однако поступить в вуз в таком случае можно будет уже не на грант, а только на платной основе, что, на наш взгляд, вполне спра­ведливо.

При всем внешнем пер­манентном реформирова­нии системы казахстан­ского образования совер­шенно нетрудно заметить стержень, определяющий весь стратегический век­тор и динамику его раз­вития.

Это Программы «Казахстан­-2030» и «Ка­захстан-­2050», а также ежегодные Послания Пер­вого президента страны Нурсултана Назарбаева. В Послании «Казахстан­ский путь­-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» важное место занимает проблема повышения качества обра­зования и особое значение имеет призыв главы госу­дарства к модернизации системы образования с тем, чтобы вывести его на международный уровень.

Лидер нации неизменно уделяет огромное вни­мание вопросам и про­блемам отечественного образования, зачастую даже лично комменти­рует и корректирует от­ дельные непродуманные зигзаги и ошибки на пути совершенствования об­разовательной системы, что свидетельствует об исключительной осведом­ленности главы государ­ства в данной сфере.

Глобальные вызовы современности предъяв­ляют особые требования к интеллектуальному раз­ витию социума и качеству получаемых знаний казах­станскими гражданами.

Обеспечение мирового уровня образования и, соответственно, форми­рование специалистов высокой компетенции позволят казахстанцам успешно конкурировать с представителями других государств и континентов в самых различных сферах человеческой деятель­ности.

Самые важные, судьбоносные этапы ко­ренной трансформации системы образования уже закладываются в текущий период. Это переход на двенадцатилетний мо­дуль обучения, внедрение трехъязычия и переход на латиницу казахского ал­фавита в рамках програм­мы «Рухани жанғыру», что в совокупности позво­лит сделать качественный прогрессивный рывок в будущее.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 81 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика