Вторник, 12 июня 2018 09:52

От чего и куда бежит молодежь, — окончание Избранное

Автор

Даже госпрограмма «Дорожная карта занятости» не особо облегчила жизнь молодежи в провинции. Хотя в этом есть и часть ее собственной вины.

Масштабы неформальной занятости (НФЗ) в Казахстане остаются внушительными. Хотя с 2008 года показатели и снизились, но до сих пор «неформалов» почти четверть. Работодатели не заключают договоры, чтобы избежать налогов. А молодежь зачастую даже не задумывается об этом, сообщает портал 365 Info

По официальной статистике, «неформалов» насчитывается 23% от всего экономически активного населения. Эти цифры приводятся в докладе «Проблема неформальной занятости молодежи в моногородах Казахстана». Подготовлен он на основании исследований, проведенных в Аркалыке, Аксае и Жезказгане.

Хотя независимые эксперты эти данные регулярно подвергают сомнению. Но сами статистики утверждают, что используют международную методологию измерения. Так или иначе, даже официальный результат заметно выше уровня развитых стран (10-15%)

При этом сохраняется сильный разброс показателей в зависимости от регионов — от 5% до 38%. Статистика показывает самые высокие цифры в аграрных регионах. А самые меньшие — в нефтедобывающих и промышленных областях.

Как уже было сказано, «неформалы» в большинстве своем — наемные работники. В отличие от «теневого сектора», трудятся во вполне официальных фирмах, но без трудовых контрактов. Среди них большая доля молодежи, в том числе в торговле и строительстве. Есть отдельная категория, четко локализованная в сельском хозяйстве. Это в основном работники личных подворий, среди них преобладает старшее поколение.

К официальным отношениям молодежь не стремится

В моногородах НФЗ в среднем выше, чем в остальных. Здесь «неформалы» из числа молодежи по большей части стали жертвами низкого качества образования и неблагоприятных социально-экономических условий.

— Среднестатистический сюжет выглядит следующим образом: слабая и средняя успеваемость в школе. Далее региональный колледж или вуз, где учится по невостребованной профессии.

В результате получает низкий уровень знаний и навыков,— перечисляют авторы.

Часть уезжает в большие города, а другая в отсутствие работы по специальности пополняет ряды «неформалов».

Кроме того, молодые и сами не стремятся к «официальным отношениям». Если стоит выбор: контракт или более высокий доход, молодые люди выберут второе.

Шанс для «неформалов» перейти в полноценный малый бизнес в моногородах есть, но слишком маленький

Сказывается низкая платежеспособность населения, отсутствие знаний у молодежи, а также общая ориентация на наемный труд.

И работодателям выгодно брать на работу без оформления. Во-первых, это позволяет снизить налоговое бремя, во-вторых, избежать формальных процедур в случае временной (или сезонной) работы.

Выручку часто пускают не в дело, а на свадьбу

Авторы обращают внимание на недостатки и законодательной базы. Например, там нет самого понятия неформальной занятости. В результате наемная часть «неформалов» сейчас наиболее уязвима.

— Хотя ответственность работодателя за использование НФЗ и предусмотрена, но применение этой нормы носит скорее декларативный характер, — утверждается в докладе.

Таким образом, нынешняя политика занятости «слабо способствует решению неформальной занятости».

В качестве примера приводится «Дорожная карта занятости-2020». В ней было предусмотрено обучение, переквалификация и возможность оплачиваемой практики для молодежи. Потом стало понятно, что эта политика решала лишь краткосрочные задачи в виде создания временных рабочих мест

Например, выяснилось, что огромная доля выдаваемых средств приходится на кредиты по закупу скота. Механизм предельно прост: предприниматель покупает молодую скотину, растит ее и продает.

— Однако механизм часто не предусматривает формирование самодостаточного бизнеса, — утверждают авторы.

Мало того, чаще всего выручку вместо вложения в собственное дело тратили на другие нужды

Например, устраивали шумный свадебный той или просто строили дом.

— Может быть, и удается сократить долю «неформалов» в краткосрочной перспективе. Но когда придет время прекратить программу, предприниматели уйдут обратно в тень. Она не обеспечивает развитие предпринимательства в условиях моно- и малых городов, — считают авторы доклада.

Госорганы с проблемой не справляются

Центры занятости и различные госуправления не стали эффективным инструментом

Их задача главным образом сводилась к реализации квоты госпрограммы.

— Нехватка штата, отсутствие наработанных практик по взаимодействию с неформально занятым населением, а также консервативный подход к работе препятствуют более высоким результатам в вовлечении «проблемной» части молодежи в продуктивную деятельность, — утверждают авторы.

По их мнению, действующая модель госуправления и нормативно-правовая база «не адаптированы под текущий уровень сегментации рынка труда».

Чрезмерная централизация и командно-административный подход не позволяют учитывать специфику территорий

— Пример Аркалыка и Жезказгана показывает, что созданные на центральном уровне институты на местах не могут кооперироваться и вырабатывать совместные решения. Для этого нет институциональной и нормативно-правовой основы.

Нужно чаще поощрять, а не наказывать

В первую очередь сегодня важно не допустить концентрации молодежи на теневом рынке. Авторы доклада приводят целый список мер для решения задачи.

Для начала необходимо законодательно определить сам феномен неформальной занятости. Но помимо этого есть и чисто практические предложения.

— Предусмотреть налоговые и иные льготы для той категории работодателей, которые будут стремиться к формализации трудовых отношений. Важно сфокусироваться на мелких предприятиях торговли, общепита и строительства, — считают авторы.

Помимо этого ввести меры социальной защиты уже для самих неформальных работников. И вообще опираться не на запретительно-репрессивные, а стимулирующие меры

Далее, ярмарки вакансий сделать не просто местом поиска работы, но местом различных тренингов и семинаров.

Необходимо переориентировать работу молодежных ресурсных центров. Проверить на предмет «нецелесообразной деятельности» вроде проведения культурно-массовых мероприятий.

Предложили и создать новый пилотный проект, на который выделить специальный грант. Причем целью программы должны стать именно моногорода.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 33 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика