Четверг, 07 июня 2018 09:31

ОТЧЕТ В ЗАЧЕТ Избранное

Автор

Правительство отчиталось перед Мажилисом в исполнении республиканского бюджета. Счетный Комитет тоже особо не стал иметь ничего против. Вот только, несмотря на это, правительственный отчет производит впечатление красивого фасада потемкинской деревни при не вполне благополучном настоящем.

 

 

 

ДОБРОВОЛЬНО И С ПЕСНЕЙ

Что же наводит на такие пессимистичные мысли? Возможно вопросы, заданные чиновникам депутатами Мажилиса. По логике вещей, народным избранникам имело смысл порадоваться за деятелей Правительства. Согласно отчетам, доходная часть республиканского бюджета не просто выполнена, а перевыполнена и составила 100,9 процента с превышением на 82,8 миллиардов тенге.

тать- Вроде бы все в порядке, - констатирует депутат Татьяна ЯКОВЛЕВА. - Но по данным Счетного Комитета перевыполнение плана достигнуто за счет поступивших в конце 2017 года налогов за счет будущих периодов, на сумму 82 миллиарда тенге. Как видим, ситуация не изменилась. Доходная часть бюджета пополнилась не за счет улучшения налогового администрирования, как нам обещают уже много лет подряд, а в основном за счет перевыполнения по авансированию, перевыполнению плана по штрафам, пеням, взысканиям и т.д.  

Если говорить о налоговом администрировании тут все не так благополучно, как кажется. В минувшем году не исполнены поступления по 16 позициям налогов и неналоговым платежам на сумму 108,5 миллиардов тенге. Бюджет недополучил 33,4 миллиарда тенге в результате уклонения от уплаты налогов. Сумма недоимки хоть и снизилась, но все же остается существенной – около 153 миллиардов тенге.

- Скажите, пожалуйста, когда же, наконец, доходная часть бюджета будет реально пополняться за счет расширения налоговой базы, стимулирования налогоплательщиков, а не за счет, повторюсь, авансирования штрафов и пени, - поинтересовалась Яковлева. - Когда же все принятые меры в целях улучшения налогового администрирования принесут ощутимый эффект?

ТАК БРАТЬ НЕЛЬЗЯ!

султановМинистр финансов Бахыт СУЛТАНОВ ответил на этот вопрос весьма туманно. Он не видит в подобных методах переплаты ничего плохого.

- Авансирование или переплата в бюджет со стороны налогоплательщиков, это явление ежегодное, - заявил министр.

Сославшись на представителей горнорудного сектора, Султанов отметил, что платить заранее – в интересах самих налогоплательщиков, (таким образом, они снижают КПН).

- В целом, Налоговый Кодекс направлен на принятие превентивных мер и на добровольное исполнение своих налоговых обязательств со стороны налогоплательщиков, - отметил глава Минфина. - Впоследствии это, конечно же, приведет и к снижению пени, и штрафов. Такие меры призваны на то, чтобы больше упор делать на добровольную уплату налогов.

нигЭтот спич вызвал негативную реакцию у спикера палаты, Нурлана НИГМАТУЛЛИНА.

- Вот не хочется комментировать, но вы вынуждаете просто! – заявил он. - Вас послушать – к вам толпами идут налогоплательщики, и они забросали вас заявлениями, с авансированием, с предоплатой, как в том анекдоте: «В счет будущего урожая возьмите с меня налоги!» Вы вообще понимаете, что вы говорите? Вам нужно прекращать эту практику!

Сославшись на все ту же Ассоциацию горнорудной промышленности, глава палаты заявил, что подобные меры Минфина таким авансированием «обескровили отрасль».

- Конечно, понятно ваше большое желание красиво выглядеть в отчетах, и к этому, наверное, нужно стремиться, - подчеркнул Нигматуллин. - Но это нужно делать за счет конкретного результата, а не за счет манипулирования цифрами!

По словам спикера, вожделенный более чем стопроцентный показатель был достигнут именно за счет авансирования.

- То есть вы забираете у предприятий их оборотные средства, изымаете налоги, с несуществующих объемов, забираете налоги с неосуществленных продаж! – резюмировал он. - Вы же тем самым, повторю, обескровили крупные предприятия. Но зато добились стопроцентного показателя по формированию доходной части бюджета!

Нигматуллин считает, что резервы для повышения доходов в стране есть – тот же малый и средний бизнес, согласно данным чиновников, растущий не по дням, а по часам.

- Вы же констатируете, что налогооблагаемая база увеличивается, - напомнил он. – Так работайте с ними!

Спикер призвал Правительство издать нормативно-правовой акт, запретивший бы латать бюджетные дыры путем авансирования.

- И тогда мы увидим реальные цифры, как у нас работает Минфин, - считает он. - Как у нас работают все налоговые подразделения, все налоговые службы, как они администрируют.        

В СЛЕПОЙ ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

иринДепутат Ирина УНЖАКОВА озадачила Правительство вопросом, на что идут деньги, выделяемые республиканским государственным учреждениям (РГУ) и республиканским государственным предприятиям (РГП). Каковы реальные результаты их работы? Нужной информации в отчете она не нашла.

- Нами сделан был дополнительный запрос в Минфин, - уточнила она, - и вот какая картина открылась. На 1 января 2018 года зарегистрировано более 170 РГУ и РГП. У каждого министерства, я подчеркиваю, в ведении находится от 3 до 60 таких учреждений и предприятий. Их общие суммарные бюджетные расходы превышают 100 миллиардов тенге. На мой взгляд, эта сумма достаточно существенная, для того, чтобы являться слепой зоной в правительственном отчете.

премВице-премьер Ерболат ДОСАЕВ заверил народную избранницу, что на самом деле работа этих организаций находится в особой зоне внимания Правительства и постоянно ревизируются. Полезные, функциональные предприятия работают, а бесполезные сокращаются, передаются в конкурентную среду и пр.

  • Все сэкономленные средства, по предложению Правительства, они будут направлены на повышение фонда оплаты труда государственных служащих, - заверил вице-премьер. - Работа находится на постоянном контроле, и в рамках 2019 года, в рамках консолидированного отчета мы, может быть, рассмотрим возможность, чтобы показать отдельно работу всех подведомственных организаций.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

павелМажилисмен Павел КАЗАНЦЕВ выразил недоумение по поводу займов у Всемирного Банка, ЕБРР и тому подобных организаций. По словам депутата занятые суммы направляются на покрытие текущих затрат, организацию круглых столов и оплату зарубежных специалистов, гонорары которых в четыре раза превышают разумные. (И это при наличии отечественных экспертов, обученных по программе «Болашак»!) В итоге народный избранник неделикатно поинтересовался у главы Минфина, «какие конкретно суммы были использованы на оплату консалтинговых услуг иностранных экспертов, и на заграничные командировки ваших специалистов?»

Про командировки Бахыт Султанов тактично умолчал. А про займы сказал, что они направляются «на привлечение передового международного опыта».

- Тот опыт, когда вы говорите о наших выпускниках… - заявил министр. - Иногда таких знаний и опыта недостаточно.

Результатом здесь, по словам Султанова, должны стать «не построенные дороги, а эффект в развитии той или иной отрасли». Словом то, что руками не пощупаешь. А вот на убытки поглядеть можно – в прошлом году из свыше 400 миллионов занятых тенге около 60 миллионов было направлено на консалтинговые услуги. И большая часть была потрачена на экспертов самого института (фанфары!) выдававшего займы.

- Это обязательное требование самого Всемирного банка, - уточнил глава Минфина.

Такой подход опять не устроил спикера палаты, Нурлана Нигматуллина. Конечно, он отметил, что «средства большинства займов были направлены на реализацию реальных проектов», и «на реализацию проблем, которые есть у нас в экономике», (чего бы это не значило, но хочется верить, что речь все-таки шла об их решениях).

- Но немало и таких займов, - заявил спикер, - средства которых расходовались, мягко говоря, неэффективно. К примеру, покрытие дефицита бюджета. Есть примеры, когда средства зарубежных займов тратились на прямые функциональные обязанности министерств. Ну, зачем вам привлекать для этого специалистов из США и ЕС? Лучше вас лично, Бахыт Турлыханович (Султанов – авт.), работу своих подчиненных кто оценит? Я думаю, что наши министерства сами в состоянии разработать показатель эффективности работы своих же структурных подразделений.

Вице-премьер Ерболат Досаев заверил, что да, в состоянии. И вообще в последнее время привлечение местных займов для исполнения государственных функций запрещено. Пресекать подобные факты будет специальная межведомственная комиссия.

Досталось от спикера и тем, кто подписывал договора займов, «что называется на коленке, ни во что не заглядывая», а в итоге, согласно принятым условиям до 80 процентов займа направляются на обслуживание консалтинговых услуг.

- Нам нельзя забывать, - напомнил Нигматуллин, - что нам эти займы придется возвращать, причем, возвращать с процентами.

Как говорится, берешь чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда.

ОТ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ К РЕАЛЬНОСТИ

айкДепутат от КНПК Айкын КОНУРОВ призвал коллег оценивать работу Правительства не только по количественным финансовым показателям, но и по качеству проделанной работы. С одной стороны прекрасно, что доходная част бюджета выполнена и перевыполнена. С другой – все это делалось при весьма благоприятных общемировых тенденциях, типа повышения цен на нефть и роста нефтедобычи в стране. И при всей этой благодати активы казахстанского Нацфонда сократились свыше чем на 900 миллиардов тенге, а внешний долг подрос почти на 4 миллиарда долларов.

- Это говорит о том, - констатирует коммунист, - что Правительству в экономике пока не удалось найти новую модель роста, а преимущество традиционных сырьевых секторов используется не в достаточной мере.

Квазигосударственный сектор, непрозрачный и закрытый, так же порождает немало вопросов.

- Фактически этот сектор отработал «на себя», - констатировал мажилисмен, - что вызывает необходимость в пересмотре бюджетной модели и введении жестких нормативов.

А главным двигателем роста инвестиций и деловой активности Конуров назвал республиканский бюджет.

- Это говорит о недостаточной работе по созданию благоприятных условий для частных инвестиций, - уверен депутат. - Государство подменяет собой какие-то институты, берет на себя «плохие» долги частного сектора. В целом, присутствие государства в экономике на деле не снижается, а только растет.

И, конечно, говорить о социальной направленности бюджета, это означает сильно преувеличить. Как заявил коммунист, ускорение экономического роста, к сожалению, никак не отражается на реальных доходах населения. И о повышении внутреннего потребления тоже говорить не приходится.

Одна из причин такой ситуации – недостатки планирования. Если верить цифрам, социальные обязательства Правительства формально выполнены. Если же говорить о реальной ситуации…

- По факту мы видим, что именно заложенные в бюджет параметры определяют низкий уровень доходов населения, - говорит Айкын Конуров. - Размеры минимальной заработной платы, прожиточного минимума, черты бедности не отражают реалий и дают ориентиры для занижения оплаты труда в целом по стране. Это же касается зарплаты в образовании, здравоохранении, которые зависят от бюджетного финансирования.

Мажилисмен призвал Правительство перейти от формальностей к реальности и пересмотреть условные параметры в пользу действительных потребностей населения.

После некоторых дискуссий народные избранники отчет по бюджету все-таки приняли. Но осадочек остался.

- Мы видим, что показатели освоения бюджетных средств повысились, - резюмировал Нигматуллин. - При этом показатели эффективности использования государственных средств, к сожалению, снизились. Сегодня мало просто осваивать бюджетные средства, сегодня важно, коллеги, как достигаются эти показатели…. Каждый вложенный тиын должен эффективно работать на экономику страны и благосостояние нашего народа.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 209 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика