Суббота, 19 мая 2018 17:03

Почему в казахских медиа царят патриархальные взгляды? Избранное

Автор

Давайте будем честны! Почему в казахском обществе царит дикий сексизм? Отчего происходит рукоприкладство в семьях, неуважение к келин, домашнее насилие? Почему девушек воспринимают как слуг для родни мужа? А сам муж – как свою личную собственность? Почему у казахов так трепетно относятся к понятию «мать» или «сестра» и с такой категоричностью воспринимают жен и невесток? А ведь законы, уравнивающие в правах женщин и мужчин, давно приняты, пишет «Литер»

У женщины может быть свое мнение, видение, она имеет право делать выбор и быть защищенной государством.

Тема сексизма поднимается часто. А если почитать новости, волосы дыбом встают. Великое множество женщин подвергается психологическому насилию, уже не говоря о физическом и сексуальном. Вот недавно появилась новость о том, что в Уральске мужчина убил жену за ее желание уйти вместе с ребенком.

Доктор исследовательских наук Молдияр Ергебеков пришел к удивительному умозаключению в своих исследованиях казахских медиа на тему женщины и ее места в обществе. Его вывод словно диагноз. Диагноз раскрывает недостатки общества в целом.

В своем выступлении «Права казахстанских женщин: возможности и препятствия» на конференции, организованной при содействии фонда «Сорос-Казахстан», Молдияр затронул тематику женщин в казахских медиа. Его выводы и исследования кого-то насмешили, а кого-то заставили задуматься.

– Исследования Молдияра гласят, что казахские журналисты, с точки зрения этики, неграмотны и невежественны. Данные, приведенные в пользу этой теории, пугающие. Они заставляют задуматься. Много проблем, связанных с женской тематикой. Много сексистской пропаганды.

Если верить исследованиям, наши казахские медиа преподносят образ женщины с двух позиций. Первая – это мать, спутник по жизни, духовный партнер, женщина, чей долг рожать, хранительница очага, просто святость и ангел, не имеющий права жаловаться и говорить о своих чувствах.

Второй образ – сексуализированный, чисто половой партнер, объект вожделения и страсти. К нему не относятся серьезно. А относятся потребительски, как к какой-то вещи. Сексуализируют актрис, ведущих, моделей и просто красивых женщин. К примеру, есть рейтинги самых красивых стюардесс или же самых красивых женщин в сфере политики.

Два этих образа противопоставляются в наших медиа. Молдияр посвятил три года исследованию таких медиа как «Егемен Казахстан», «ЖасАлаш», «Казахстан заман», «Айкын». Порталам «Камшы», «Бак.кз», «Тенгри Ньюс», «Нур.кз», Sn.kz, а так же передачам «Калаулым» и «Женское счастье».

Рассмотрим повестку дня газеты «Егемен Казахстан», представленную на 8 Марта. К примеру, в 2014 году газета вышла с заголовком: «С праздником, дорогие наши матери!»

А теперь пояснение. 8 Марта – это не день матери. Это день защиты прав женщины. А это подразумевает, что в этот день должны обсуждаться гендерные проблемы.

Неприятно осознавать, что общество настолько пропитано сексизмом, что слово «женщина» моментально приравнивается к слову «мать». Все мы можем стать матерями, но если женщина этого не хочет, это ее право, ее выбор. Это прописано в законе. И никто не имеет право оказывать репродуктивное давление на нас.

Такие заголовки подчеркивают, что женщина может называться женщиной в случае, если стала матерью. Женщина – это мать. Таково восприятие традиционных казахских медиа.

У нас в обществе есть матери, есть бесплодные женщины, есть еще и наши девочки. Их права не учитываются? Этот праздник касается прав женщин. Если газета рассматривает женщину лишь как мать, значит, права не матерей не должны соблюдаться? Значит, женщина – не человек, по сути?

С этической точки зрения это большая проблема. Я понимаю, что на повестке дня у казахской прессы в основном проблема языка. Да, мы должны возрождать свой язык. Но вторая проблема – это сексизм.

Второй заголовок газеты «Егемен Казахстан» за 2015 год «С праздником, дорогие наши матери! С праздником всех красавиц!» Что значит «красавиц»? Заголовок подразумевает красоту, притягательность, обаяние. То есть здесь женщина оценена с эстетической точки зрения.

Прекрасные, красивые, милые – все эти понятия подразумевают эстетическую сторону вопроса. Это оценка внешности. Причем тут права женщин? Какое бы мы определение не давали женской внешности, это никак не затрагивает тему прав. Настоящее название праздника «Праздник женщин»!

Хочется, чтобы наши медиа соблюдали этическую сторону вопроса и не демонстрировали свое невежество и неграмотность. Этот праздник касается всех женщин, а не матерей или красавиц.

Может, это мелочи, но эти мелочи и порождают сексизм, они влияют на восприятие женщины в целом.

Салтанат АСКЕРБЕККЫЗЫ

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 59 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика