Пятница, 18 мая 2018 12:04

АбитуриЕНТ-2018: НУЖНО БОЛЬШЕ ГРАНТОВ Избранное

Автор

Совсем скоро в Казахстане стартует абитуриентская кампания. Между тем, чиновники высказывают озабоченность оттоком казахстанских выпускников школ в Россию, другие страны. Лидером по приёму казахстанцев являются российские вузы, без лишних препон предоставляющие бесплатное обучение, стипендии и места в общежитиях. По данным Центра социологических исследований Минобрнауки РФ, только в 2015-2016 учебном году в России насчитывалось 73 455 студентов, приехавших из Казахстана. Как остановить отток молодежи? В условиях перехода на латиницу что важнее – физика или лирика? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в диалоге с кандидатом филофских наук, доцентом кафедры «Истории и культуры Казахстана» Алматинского университета энергетики и связи (АУЭС) Гульнарой АБРАХМАТОВОЙ.

– Гульнара Абрайкуловна, «на носу» абитуриентская кампания. Не секрет, что часть наших выпускников поступает в вузы России, где в настоящее время обучается более 80 тыс. наших студентов. Как остановить отток студентов из Казахстана?

– Да, такая проблема существует, но реальность такова, какова она есть. Другое время, другие молодые люди, другие возможности, другие вызовы общества. Этот процесс происходит и во многих других странах. На мой взгляд, для того, чтобы уменьшить отток наших потенциальных студентов из страны, необходимо реформировать саму деятельность учебного заведения и перейти на дуальную форму обучения. Это позволит в процессе учебы приобрести практические навыки, которые нужны студенту для того, чтобы хорошо освоить свою специальность.               

Возможно, нам стоит создавать факультеты, где готовили бы магистров с учётом их будущей работы, то есть, отталкиваясь от базового образования, настраивали бы выпускников уже в интересах той или иной корпорации. Таким образом, решался бы вопрос с трудоустройством. И студенты видели бы реальные перспективы обучения в казахстанских вузах.

Также, конечно, необходимо удешевлять обучение, увеличивать количество выделяемых грантов. В РК ежегодно выделяется 54 тысячи грантов. В 2017 году в АУЭС количество обладетелей образовательных грантов составило – 676.

Как вы знаете, в следующем 2018-2019 годах планируется выделить дополнительно 20 тысяч грантов. Как было озвучено, 11 тысяч из них будет направлено на обучение бакалавров по техническим специальностям. Однако, на обучение, скажем, дизайнеров, юристов, художников, музыкантов, переводчиков, лингвистов – грантов мало или их практически нет. Хотя не все выпускники видят себя в будущем технарями. Кроме того, на самом верху говорят о необходимости подготовки лингвистов, языковедов, переводчиков. Поэтому хотелось бы, чтобы больше выделялось грантов и для гуманирных специальностей.

Что касается российских вузов, то они проводят грамотную профориентационную работу, рекламные кампании. Представители вузов приезжают из Казани, Новосибирска, других городов для того, чтобы здесь принять бесплатно экзамены у наших ребят, выявить талантливых учеников. И в том, что у ребят есть выбор вузов – положительное явление. Этого не надо так сильно бояться. Кто видит дома перспективу, тот вернется. Другое дело, что отучившись в другой стране, у людей изменится менталитет, ведь традиции и установки все-таки в молодости закрепляются. Вот это, наверное, проблема.

Со своей стороны, казахстанские вузы тоже стараются проводить профориентационную работу. Мы работаем со школами, приглашаем учащихся в наш вуз. У нас учатся около 30 студентов из Узбекистана.

– Достаточно ли, по Вашему мнению, финансирование науки в РК?

– Научная общественность уже многократно высказывалась о недостаточном финансировании науки в   Казахстане. Ее вердикт таков – финансирование крайне недостаточно. Для того, чтобы совершить технологический прорыв в эпоху глобализации и быть конкурентоспособной страной в мире, финансирование должно быть увеличено в достаточном объеме.

– В этом году в процедуре сдачи ЕНТ появилась новинка: теперь выпускники смогут сдавать ЕНТ и на английском языке. Вместе с тем, большинство будут сдавать на казахском. Не рано ли еще казахстанской системе образования принимать ЕНТ на английском языке, когда еще трехъязычие полностью не введено, а только в эспериментальном порядке?

– Я считаю, что такое время уже наступило и если выпускник школы решает для себя сдавать ЕНТ на английском языке, ему надо это позволить.

– В условиях перехода Казахстана на латиницу, как Вы считаете: кто сегодня будет востребованнее: гуманитарии или технари? Иными словами, в какую сферу делать выбор нынешним выпускникам школ?  

– К сожалению, в сфере академического образования продолжается обесценивание гуманитарных наук: происходит укрупнение подразделений, сокращение финансирования и в некоторых случаях массовая ликвидация гуманитарных кафедр и дисциплин. Хорошо известно, что в правительственных, промышленных и институциональных кругах произошел поворот в сторону прибыльных прикладных исследований, естественнонаучных или технических. Считаю, что гуманитарные дисциплины способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и формировать потребности молодежи. Техническим специалистам необходимо видеть социальный контекст, который определяет цели, задачи, приемы и методы инженерной деятельности. Кто будет у нас востребованнее – сложно сказать, каждый сделает выбор в зависимости от своих способностей.

Если говорить о техническом и гуманитарном началах, то оба они, безусловно, являются ценными. Я имею философское и юридическое образование, преподаю социально-гуманитарные дисциплины в техническом вузе. И на первых занятиях сразу объясняю ребятам, что знакомство с социально-гуманитарными науками и исследованиями имеет важнейшую ценность. Ценность заключается в том, что эти науки занимаются объяснениями смыслов, а одно из свойств смыслов – открытость для интерпретаций. Стараешься объяснить студентам, что окружающий мир и все вещи в нем наполнены смысловым содержанием и что невозможно жить полноценной и успешной жизнью в настоящем без знания о прошлом. Они узнают, что понимание мира и создание осмысленного мира тесно связаны, и что создание такого мира — дело многих людей, и что оно свершается во времени.

Большинство наших студентов не идут в науку, а делают карьеру в бизнесе, в правительственных и неправительственных организациях и других сферах. Конечно, значение гуманитарных наук очень важно. Даже технари на занятиях по нашим дисциплинам проводят анализ и выстраивают аргументацию, как в устном сообщении, так и в письменном тексте, анализируют явления,   проблемы, и исследуют их историю. Таким образом, студенты получают навыки диалогического, самокритичного и гибкого способа мышления. Они воспринимают привычки критического анализа и аргументации, учатся говорить и писать так, чтобы добиваться максимального результата в различных профессиональных и публичных сферах.   Ребята понимают, что как участники публичного диалога они должны уметь мыслить и хорошо излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

– Совсем скоро заканчивается учебный год, начнутся сессии. Как Вы можете оценить уровень знаний студентов, например, в вашем вузе? Ведь многие в соцсетях жалуются на низкий уровень подготовки в местных вузах.

– В Национальном рейтинге лучших технических вузов Казахстана АУЭС обладает брэндом лучшего университета по подготовке кадров в области энергетики, информатики и телекоммуникаций с почти 100% трудоустройством выпускников и входит в топ-10, занимая лидирующие позиции по специальностям: теплоэнергетика; электроэнергетика; радиотехника, электроника и телекоммуникации; приборостроение; системы информационной безопасности; Космическая техника и технологии.

В нашем университете приобретают качественное техническое образование, что позволяет им быть конкурентоспособными на рынке труда.

Студенты АУЭС, в большинстве своем, выпускники физико-математических школ и при поступлении они держат знания по математике и физике.   Преподавать таким студентам не просто, у них большие требования к преподаванию и преподавателям. Только опытный, знающий, толковый педагог сможет постоянно держать планку на нужной высоте.   Конечно, существует   необходимость в эффективной системе подготовки и использования кадрового потенциала. Для этого нужно растить молодых учёных, заинтересовывать их оставаться в университете, создавать структуры, в которых они могут себя реализовать. Для примера, можно создать Центр интеллектуального резерва молодых людей в университете. Это очень активно работающий мостик между промышленностью, крупными корпорациями и выпускниками, молодыми учёными.

–Занимаетесь ли Вы научной работой? Над какими темами работаете?

– Моя научная деятельность связана с изучением развития образования, идейно-ценностных ориентаций молодежи, различные вопросы методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Мне приходится много времени уделять подготовке и организации научных студенческих конференций в вузе по разделу «социально-гуманитарные дисциплины».

Считаю, что, в первую очередь, преподаватель вуза должен работать по своей научной теме. В аудитории он высказывает публично свои научные взгляды, вовлекая студента в процесс исследования. И тогда, на занятиях,   студент не просто учится, а занимается наукой и тут учение и исследование совпадают. И далее основное требование к студенту – это умение разработать отвечающую его научному интересу тему.

– В АУЭС с Вашей помощью не раз проводились мероприятия Алмиатинского горкома КНПК. Проявляет ли молодежь интерес к деятельности Коммунистической партии, к левым идеям вообще, знают ли они о Ленине, Марксе и других левых деятелях?

– К сожалению, современные студенты мало знакомы со всемирной историей и я это отношу к издержкам современного ЕНТ.

– Спасибо за беседу!

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 281 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика