Среда, 04 апреля 2018 10:33

В школах внедряют трёхъязычие. Какие методики преподавания английского самые эффективные? Избранное

Автор

Совместно с British Council рассказываем о возможностях профессионального развития для современных учителей английского языка.

Мышление современного человека не ограничивается пределами города или страны – мы мыслим намного шире и воспринимаем мир глобальнее. Поэтому меняется роль образования в целом, появляются новые методы обучения. Но участниками образовательного процесса по сей день остаются учитель и ученик, пишет Информбюро

Преподаватели английского языка становятся своего рода проводниками в межкультурное пространство. Задача учителя английского теперь не просто обучить грамматике и лексике, но и обеспечить ученику возможность понимания культурного бэкграунда, ввести его в языковой контекст и подготовить к реальному общению. Согласно исследованию, проведенному British Council в ноябре 2017 -го в Казахстане и Кыргызстане, преподавателям английского, чтобы оставаться конкурентными, важно развивать следующие навыки:

Умение использовать инновационные методы обучения, взятые из мировой педагогической практики

Умение использовать новые технологии

Применение эффективных методов оценки учебного процесса для оптимизации планирования занятий

Современная парадигма образования предполагает переосмысление подхода к методике обучения, задач образовательной системы.

Образование больше не воспринимается как некий “багаж знаний”, накопленный во время учебы в школе или вузе. Оно перестаёт быть статичным, полученным раз и навсегда, и превращается в постоянный процесс получения информации.

Сегодня обучение это, прежде всего, готовность к восприятию нового, совершенствованию уже обретённых навыков, их обновлению. Учителя должны адаптироваться к вызовам, которые перед ними ставит постоянно меняющаяся система образования. Даже в эпоху постправды и неопределенности педагогам необходимо быть уверенными в собственных знаниях и навыках и постоянно их совершенствовать.

Везде инновации и реформы. Неужели традиционные методики преподавания совсем не работают?

Смотря, что подразумевать под “традицией”. Считается, что о концепции непрерывного образования или Lifelong Learning впервые упомянули в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. С тех пор идея непрерывного образования стала объектом изучения исследователей и педагогов и главным направлением современных образовательных методик. Но истоки этой концепции можно найти даже в трудах Аристотеля, Сократа или Платона. Например, греческая идея "paideia" заключалась в непрерывной наработке способностей, которые мотивировали учащегося к получению стипендии.

Непрерывное образование важно не только для ученика, но и для учителя. Возможно, для педагога оно даже приоритетнее, потому что необходимо подстраиваться под меняющиеся реалии, адаптироваться к требованиям и следить за трендами, чтобы быть востребованным на рынке труда.

Американский философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер считал, что "Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться", и эти слова кажутся пророческими.

Почему повышение квалификации так важно именно для учителей английского языка?

Английский язык обрёл статус глобального. Это язык науки, техники, бизнеса, туризма, дипломатии и решения мировых проблем. Благодаря такой популярности язык стремительно меняется, и учителям необходимо постоянно следить за новыми тенденциями. По данным американской компании Global Language Monitor каждые 98 минут в английском возникает новое слово – это 14 слов в день. Распространённое мнение, что язык можно знать в совершенстве, увы, совершенно не актуально в постоянно меняющемся лингвистическом пространстве.

Можно лишь пытаться не отставать от трендов, для этого преподавателям английского приходится много работать, разбираться в интернет-сленге и расширять кругозор.

Какие методики преподавания английского существуют? И какие из них считаются наиболее эффективными?

Некоторые методисты называют XXI век “Postmethods Era”. Большинство техник в методике преподавания английского языка уже изобретены и опробованы, сложно придумать что-то новое. Но тем не менее появляются вариации известных способов.

Важно понять, что ни одну методику нельзя считать стопроцентно эффективной. Всё зависит от целей и задач обучения, потребностей ученика, ведь каждый метод основывается на определенном видении и понимании языка. Наиболее универсальным является сочетание нескольких методик.

Классическая методика – Grammar Translation – изучение грамматических правил и их применение в процессе перевода с родного языка на иностранный. Этот метод, пожалуй, самый распространённый, и знаком каждому по школьным урокам английского. Однако его главный недостаток в том, что большая часть обучения происходит на родном языке, а иностранный используется лишь во время перевода и выполнения грамматических упражнений.

Direct Method, также известный как “естественный”, возник в начале 20 века как альтернатива традиционному Grammar Translation. Основной акцент делается на постановке произношения, разговорах на иностранном языке без перевода на родной, а грамматике уделяется меньше времени.

Audio-lingual Method – повторение и запоминание стандартных фраз. Этот метод направлен на создание механической привычки с помощью повторения основных моделей слово- и фразообразования. Но такая направленность на запоминание стандартных фраз часто игнорирует роль контекста в процессе изучения языка.

Communicative Language Teaching Method или коммуникативная методика, основана на идее, что успешное изучение иностранного языка происходит при его использовании в реальных ситуациях. Преподаватель в таком процессе выполняет две основные функции: содействие процессу коммуникации между участниками и контроль обучения.

Какая из известных методик наиболее актуальна?

Коммуникативный подход является самым актуальным и распространённым. Со временем появились его модификации. Самые популярные из них: Task Based Learning, Content and Language Integrated Learning, Dogme ELT и Flipped classroom.

Метод Task Based Learning зародился в конце 80-х, но особенную популярность обрёл в середине 2000-х. Главное в этом подходе – решить поставленную задачу, используя языковые структуры, которыми владеет ученик. Выполнение задания проходит в три стадии: Task > Planning > Report (Задача > Планирование > Отчёт). В конце ученики рассказывают о том, как выполняли задание и каких результатов достигли.

CLIL (Content and Language Integrated Learning) набирает популярность с середины 2000-х. Термин придумал и описал Дэвид Марш в 1994 году. В контексте метода CLIL разные предметы из школьной программы преподаются на английском языке. Учебная программа должна быть доступной для понимания и сопровождаться визуальным контентом. Язык в таком случае выступает не целью, а средством изучения другой дисциплины. При таком подходе ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию.

Изучение языка становится более осмысленным, а виды речевой деятельности интегрируются. На уроках химии, к примеру, ученики могут подготовить выступления-скетчи об открытии химических элементов, рассказать биографии ученых на английском языке.

Методика Dogme ELT появилась в 2001 году. Её основал педагог Скотт Торнбэри. Этот подход можно назвать самым нестандартным, его особенность – импровизация, почти полная свобода от учебников и планирования. Многие темы и языковые структуры для изучения не подготавливаются преподавателем заранее, а всплывают в учебном процессе. В центре внимания методики – личность учащегося, и контент часто создаётся студентами.

Например, педагог Джо Бертран, применяя методику Dogme, предлагает ученикам самостоятельно выбирать, какие навыки они хотят улучшить на занятии. Он делит класс на несколько групп в начале урока, и каждая группа определяет для себя форму работы: кто-то хочет практиковать устную речь и улучшить произношение, другие предпочитают потренировать аудиальное восприятие английской речи. По словам Джо, потребности нескольких групп можно удовлетворить с помощью простого диктанта. Ученики из одной группы могут зачитывать текст вслух для одноклассников, а затем студенты по желанию меняются местами.

Flipped classroom – новейшая из методик, появилась в 2007 году. Её основатели – Аарон Самс и Джонатан Бергман. При этом подходе тема следующего занятия даётся ученикам на проработку до урока. На самом занятии время уделяется обсуждению и практике, а не разбору теории. Студенты занимаются в удобном для них темпе вне аудитории и приходят на урок подготовленными. Благодаря самостоятельной подготовке учеников во время урока охватывается больше материала.

Миа МакМикен, основательница проекта Epigogy (Epic + Pedagogy) делится идеями, как студенты могут подготовиться к занятиям вне класса. Один из вариантов – обсуждение учебной темы с другими людьми, будь то родственники, друзья в Facebook или простые прохожие. По мнению Миа, это отличный способ расширить понимание изучаемой темы, понять, как её воспринимают посторонние, начать мыслить глобальнее.

Что из этого применяется в Казахстане в контексте перехода к трёхъязычию?

Цель языковой политики в Казахстане – интеграция республики в мировое сообщество, подъём науки, экономики и социально-культурного уровня страны. Поэтапное внедрение трёхъязычного образования в казахстанских средних общеобразовательных учреждениях идёт с 2015 года и в полной мере вступит в силу в 2019. Постепенный переход на трёхъязычное обучение в школах начался уже в 2017 году, 500 классов по всей стране апробируют новшество. Надбавка к зарплате англоязычным педагогам составит около 35 тысяч тенге. Стратегическая цель нововведения – создание необходимых условий для того, чтобы казахстанцы могли овладеть тремя языками: казахским, русским и английским. Для этого часть дисциплин в школах будут преподавать на государственном языке, часть – на русском и английском.

Исторически языковая ситуация в Казахстане определила билингвизм большой части населения. Недавно министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы заявил, что казахским языком владеют больше 80% казахстанцев. При этом три языка, по его словам, знает только 22% населения.

Эти данные подтверждает крупнейший в мире рейтинг уровня владения английским языком EF English Proficiency Index. Казахстан в нём занимает 67-е место среди 80 стран, что оценивается как “очень низкий уровень владения языком”. Этот показатель эквивалентен уровню А2, или Pre-Intermediate.

Предполагается, что обучение трём целевым языкам будет проходить в соответствии с моделью CEFR, а также с применением коммуникативного методологического подхода, описанного выше. При этом самой подходящей методикой является CLIL – интегрированное обучение предмету и языку.

Чтобы поддержать процесс внедрения трёхъязыкового обучения в казахстанских школах, в феврале 2018-го организация British Council запустила проект "Английский для трудоустройства", основанный на результатах оценки потребностей преподавателей английского языка. Проект объединил две группы участников из Казахстана и Кыргызстана: преподавателей университетов, которые готовят будущих учителей английского языка, и тренеров, которые обучают практикующих учителей. Провели двухнедельный обучающий курс совместно с АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Участники, прошедшие курс, будут проводить каскадные тренинги по инновационным методикам преподавания для других учителей английского языка в Казахстане и Кыргызстане.

С помощью каких ресурсов учителя английского языка могут улучшить свои компетенции?

Для преподавателей, которые хотят научиться применять интерактивные электронные ресурсы на занятиях, British Council совместно с АО НЦПК "Өрлеу" разработал руководство Digital Resources for Learners of 1-11 Grades. На сайте Teaching English представлены статьи, видео, подборка онлайн-курсов и вебинаров для профессионального развития. В свободном доступе на сайте выложены планы уроков, учебные материалы, статьи о преподавании, задания для работы в классе. Также British Council предлагает различные онлайн-курсы для учителей начальной и средней школы, семинары по технике преподавания и другим темам. Кроме того, British Council предлагает широкий спектр полезных ресурсов для преподавания.

British Council считает, что все учителя должны иметь доступ к высококачественным ресурсам для профессионального развития. С этой целью разработана программа Teaching for Success. Она включает курсы по повышению квалификации для преподавателей, доступ к профессиональным сообществам и другие ресурсы для профессионального развития преподавателей всех направлений. Курс адаптируется под конкретные запросы участников программы.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 45 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика