Суббота, 24 марта 2018 16:47

Не все золото, что блестит, или Где купить человечность Избранное

Автор

У казахстанских потребителей появилась новая потребность купить не просто товар или услугу, но частицу тепла и человечности, считает колумнист Sputnik Казахстан

У известной сетевой писательницы увидела необычную рекламу питерской кофейни. Автор с подругой (другой сетевой писательницей, не менее известной) набрели на забавную вывеску и наудачу зашли выпить кофе. Огляделись: заведеньице крохотное, всего на два столика, очень уютное и любовно отделанное, за стойкой – сам хозяин, совсем молодой человек. Дамы попробовали кофе – превосходный, не хуже, чем в европах, съели по ложечке десертов – восхитительные. И цены, что немаловажно, в два раза меньше, чем в популярных сетевых кафе.

Но куда более, чем кофе и тирамису, подруг удивил и растрогал хозяин, рассказавший посетительницам свою немудреную историю. Открыл кофейню на паях с любимой девушкой, — скинулись всеми сбережениями. Долго делал ремонт собственными руками. Нанять профессионального баристу пока нет возможности, поэтому сам себе бариста. Впрочем, парню это не в тягость, так как знает он про кофе все и даже больше. И радуется настоящим знатокам и ценителям. "Приходите, — приглашает, — через пару дней, я новую пачку открою. Вам понравится".

Малый, совсем малый бизнес. В огромном городе, в суровом "некофейном" климате, в не самой, мягко говоря, доброжелательной для инвесторов стране, с зашкаливающим уровнем коррупции. "И столько в этом доверчивости, и тихого героизма, и какой-то кроткой обреченности", — восклицает блогерша. И тут же призывает своих френдов и подписчиков стать клиентами этой прекрасной кофейни. Проголосовать за "тихий героизм", так сказать, трудовым рублем.

Я прочитала и подумала, как мне это близко. Вот этот почти материнский инстинкт — защитить и оградить росточек от всех бед. Слабый росточек, но при этом такой сильный, как может быть сильна добродетель в греховном мире.

И у меня точно также рука сама тянется за смартфоном, чтобы совершенно бескорыстно заинстаграммить приятный мне магазинчик или малехонькую цирюльню, где уровень обслуживания можно выразить уютным словом "ублажили". Люблю старые слова, они куда точнее отражают суть, хотя их сегодня и предпочитают использовать чаще в ироничном контексте.

Заметьте, описывая хозяина маленькой кофейни, блогерша тоже употребила полузабытое, почти вышедшее из современного обихода слово "кроткий". Словари толкуют его как "покорный, смирный". А еще – "незлобивый, лишенный зла, злости". Это очень важно – быть лишенным злости.

Я живу на улице, где постоянно умирают и рождаются новые бизнесы. Иногда этот процесс становится неуправляемо стремительным. Еще прошлой зимой был суши-бар, а летом, глядишь: рабочие приколачивают вывеску "Автозапчасти". Турагентство сменяет ателье по пошиву одежды, но не проходит и полугода, как на месте портняжного манекена красуются огромные буквы "МЫ ОТКРЫЛИСЬ!": прекрасных дам приглашают на маникюр и сахарный шугаринг. Безусловно, такая судорожная активность не говорит о стабильности в стране. А ведь за каждой снятой вывеской – чьи-то разбитые надежды и неотработанные кредиты, чье-то человеческое отчаяние.

Почему так происходит? Возможно, это просчеты владельцев бизнесов, не сумевших грамотно определить целевую аудиторию и рассчитать спрос на свою услугу. Искать технические причины неудач — дело экономических аналитиков. Я не экономист. Я пишу колонки. Работа колумниста, как я ее понимаю, – это открывать новые смыслы привычных нам явлений. Меня больше интересуют глубинные причины, которые заставляют людей двигаться от неудачи к неудаче с неослабевающим энтузиастом. Как возникает этот таинственный фактор, который разрывает цепь неудачи и становится тем самым счастливым билетом? И прихожу к важному для меня выводу.

Шанс выжить сегодня имеет тот малый бизнес, который готов предлагать людям не только товар (услугу) как таковой, но и — чувства и переживания. Потому что сегодняшний потребитель готов за это платить. Платить за чувство защищенности и уюта в мире, который продувается всеми ледяными ветрами. Почему человек выбирает маленькую кофейню с хозяином за стойкой, а не сетевой общепит? Не потому ли, что вместе с чашкой кофе он хочет получить греющие душу воспоминания о поездке в красиво заснеженную и подсвеченную рождественскими огнями Прагу.

Почему в поисках десерта для семейного праздника мы не бежим в супермаркет за синтетическим тортом, а заказываем в интернете фруктовый пирог "хэнд-мэйд", — не такой красивый и пышный, и, к тому же, стоящий намного дороже? Потому что он непосредственно апеллирует к нашим воспоминаниям из детства, когда была еще жива бабушка, на кухне по воскресеньям так сладко пахло домашней выпечкой, и вся семья собиралась за вечерним чаем.

Недостающая нам человечность – вот новый бизнес-тренд сегодняшнего дня. А ведь еще недавно главным условием успешности для бизнеса было обслуживание наших грешков — тщеславия, гордыни и чувства ложной "элитарности". Психология потребителя меняется. Скажем, мои приятельницы, много лет делающие прически у неприлично дорогого, по меркам нашего города, мастера только затем, чтобы в разговоре небрежно бросить "А я стригусь у N.", резко научились считать деньги. А скорее всего – поняли, что не все то золото, что блестит.

Мы стали ездить по миру и с удивлением обнаружили, что наша индюшачья надутость – повод для осмеяния, но не для гордости. Что мир, на самом деле, живет просто и стремится к простоте. И что характерно для молодых потребительских обществ, вроде нашего, совсем не ценится в обществах, двигающихся вперед. Демонстрация социального статуса, примат "казаться" над "быть", уходит в прошлое, а опустевшую нишу заполняют переживания человека как личности, без оглядки на других.

Простая чашка кофе может принести совершенно полярные эмоции, будучи выпитой в различных предлагаемых обстоятельствах. Пусть ваш кофе всегда будет с добром. Для начала, как минимум – беззлобным.

Доброго дня!

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 28 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика