Вторник, 20 февраля 2018 15:19

Сергей Масаулов: Почему арабки борются за свою эмансипацию, а постсоветские женщины позволяют себя закрепостить? Избранное

Автор

В понедельник в Астане, на площадке Национальной академической библиотеки прошел лекторий «Молодежь против экстремизма и радикализма». Организатором мероприятия выступил Информационно-аналитический центр МГУ и общественное объединение ZhaStarforPeace. Мы побеседовали со спикером лектория, известным в Центральной Азии политологом, координатором экспертной платформы «Большая Евразия» Сергеем Масауловым о наиболее обсуждаемых в Казахстане вопросах религиозной сферы:

- Сергей Иванович, во время тренинга «Интернет-пространство –территория противодействия терроризму» вы отметили, что одним из инструментов вовлечения в радикальную идеологию является «символизация», как закрепление своей принадлежности ячейке и группе с помощью языка символов. Сегодня в Казахстане обсуждаются поправки в законодательство по вопросам религии, которые предусматривают регламентацию внешнего вида верующих – в частности, вводится запрет на ношение закрывающих лицо никабов. Упорядочению подлежит даже форма бороды. Как вы считаете, стоит ли игра свеч? Не слишком ли большое значение профильное ведомства - Министерство по делам религии и гражданского общества - уделяет внешним атрибутам?

- Думаю, что мне, как зарубежному эксперту, не совсем корректно давать оценку нормам законодательства, разрабатываемым и принимаемым в Казахстане. Однако понятно, что сегодня мы все живем в проектном мире– и, разумеется, есть риски, что этот кейс может быть использован как основа для проекта, в котором будут проявляться спекуляции на чувствах верующих мусульман, будет запущен дискурс об ущемлении их прав со стороны государства и необходимости их защиты, будут нагнетаться протестные настроения в этой среде. Этого вполне можно ожидать.

Мне кажется, и эксперты, и журналисты должны использовать в данном случае не слово «запрет», а слово «регулирование». Вы верно заметили, что в религиозной сфере очень важна «символизация».Специальная одежда ближневосточного типа (паранджа, никаб) – это, безусловно, яркий элемент подобной символизации. Человек, одевший подобного рода одежду, тем самым сигнализирует, что он берет на себя иные нормы и правила поведения. Пожалуй, ключевой вопрос в этом случае следующий: противоречат ли эти правила и нормы законам и культурным традициям светского и демократического Казахстана. Если речь идет об общественном месте, учебном заведении, где могут находиться представители других конфессий и неверующие, то речь идет, прежде всего, о соблюдении правил общежития и следовании законам светского государства.

Еще один момент касается, если хотите, вопроса эмансипации женщины. Сегодня эти процессы активно происходят в ближневосточных странах, в том числе там, где действуют теократические режимы – в Иране, Саудовской Аравии. Женщины в этих обществах активно заявляют о своем праве ходить с непокрытой головой.

Почему же обратные процессы происходят в постсоветских обществах? Ведь и мужчины и женщины, согласно казахстанского законодательству, имеют равные права и возможности. Почему женщины в ортодоксальных религиозных семьях должны нести какую-то особую религиозную повинность, миссию, ответственность, тогда как их мужья одеты в светскую одежду и ничем не отличаются от неверующих?

Мне кажется, пора поставить вопрос именно таким образом.Тогда вопрос о ношении никаба и паранджи станет не вопросом запрета со стороны государства и репрессивных мер со стороны силовых органов, а вопросом общественной значимости и гражданского контроля – в котором акцент будет смещен на соблюдение прав казахстанских женщин, равноправия и даже, если хотите, феминизма.

 

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 470 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика