Пятница, 16 февраля 2018 13:47

ВСЕ САМОЛЕТЫ «ГРЕШНЫ». КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ АВИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ ? Избранное

Автор

В эти дни внимание мировых информагентств приковано к авиакатастрофе, произошедшей 11 февраля 2018 года в Подмосковье, где самолет «АН-148» упал через несколько минут после взлета. На борту рейса из Москвы в Орск находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Как стало известно, эксперты МАК расшифровали черные ящики, в итоге подтвердилась версия об обледенении датчиков, как об основной причине трагедии. Тема безопасности полетов является актуальной и для Казахстана. В нашей стране поломки и неполадки воздушных судов случались в 2017году, а также в прошлые годы. Что такое обледенение и возможно ли было его предотвратить? Как летают президенты? Каким образом обстоят дела с безопасностью полетов в Казахстане?  На этот и другие вопросы в эксклюзивном интервью порталу «Резонанс.kz» отвечает Заслуженный авиатор Республики Казахстан, капитан, штурман-инженер Валерий МЕДВЕДКОВ.

СПРАВКА:

Страна-производитель«АН-148» – Украина. Ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Разработан на АНТК им. О. К. Антонова. Рассчитан на перевозку до 80 пассажиров на расстояние до 4400 км. Первый полёт самолет совершил 17 декабря 2004 года. По данным kp.ru, аварии с самолетом «АН-148» случались и в прошлые годы: 5 марта 2011 года самолет разбился в Белгородской области РФ. Как сообщает rosbalt.ru, в МАК (Межгосударственный авиационный комитет) рассказали о проведении переговоров по поводу последней авиакатастрофы в Подмосковье с уполномоченным представителем «Национального бюро по расследованию авиационных происшествий Украины», как государством-разработчиком«АН-148»и изготовителем двигателя самолета. Переговоры прошли и с представителями ГП «Антонов». Комиссия по расследованию ожидает решения украинской стороны.

27541010 915897785244462 1262345757220246410 n

– Валерий Георгиевич, эксперты МАК пояснили, что из-за обледенения датчики показывали неверную скорость полета. В результате пилоты серьезно превысили скорость, необходимую для взлета, что и привело к катастрофе. Помимо этого, по данным российских СМИ, командир воздушного судна «АН-148» лично принял решение не обрабатывать лайнер специальным составом, чтобы сэкономить время. Что такое обледенение и можно ли было его предотвратить?

–Окончательно давать оценку, я конечно же, не могу. Этим занимается специальная комиссия. Могу только оценивать, на основании открытых данных. Обледенение – это ухудшение аэродинамических характеристик самолета, возникающее вследствие разниц температурного режима. Также ухудшение на практике бывает, если, к примеру, самолет загрязненный и откладывается конденсат. Обледенение, действительно, может быть причиной трагедии. В данном случае сообщается, что обледенение случилось из-за того, что не обработали самолет. По правилам безопасности предполетная подготовка проводится основательная. Помимо контроля и техосмотра, в аэропорту вылета принимаются меры для недопущения обледенения. Самолет обливают специальным раствором –  несколькими тоннами горячей воды с дорогостоящим токсичным веществом, действующим наподобие антифриза. Здесь, наверное, сыграл свою роль человеческий фактор. Кроме того, у«АН-148»имеются особенности конструкции – верхнее расположение стабилизатора. Но считаю, что это, всё же, роковое стечение обстоятельств.

–Существуют ли надежные модели самолетов, по которым, скажем, наблюдается низкая статистика катастроф?

– Более или менее, все модели самолетов «грешны». Правда, мы в любую погоду и на разных самолетах летали.  Хотел бы выделить модель самолета «ТУ-154», он летает комфортно, тихо. «ТУ-95» – тоже старый, надежный самолет. Я 13 лет летал на самолете «ИЛ-86», с него ушел на пенсию. Он очень просторный, один коридор – больше 6 метров, двухпалубный, три салона, 215 тонн – взлетный вес. На «ИЛ-86» мы по 300-450 пассажиров перевозили, в том числе спортсменов и солдат. На «ИЛ-86» четырехкратное резервирование – то есть четыре степени зашиты. Допустим, четыре пожарных очереди для тушения пожаров, если не справилась одна очередь, включается другая. Такая же система и с тормозами, и со всеми другими устройствами, оборудованием самолета. Хороший, надежный самолет.

«ИЛ-86» выпускались в СССР, и сейчас они продолжают успешно летать. С ними случались единичные аварийные ситуации, но ни одной авиакатастрофы с самолетом «ИЛ-86» не происходило. Сейчас по его образцу в России выпускаются самолеты «ИЛ-96», на нем летает президент Российской Федерации Владимир Путин. Эти самолеты покупала у нас Куба, другие страны.

В Алматы оставалось всего 7 самолетов «ИЛ-86», к сожалению, их отправили на металлолом, а они могли еще летать, не отработали они свой срок. Кстати, в Китае с удовольствием используют «ИЛ-86», я два года учил китайцев летать на них. Сейчас Казахстан не закупает самолеты из России, приобретаются, в основном, «Боинги» из США и «Эйрбасы» из Европы.

– Мы знаем, что одним из Ваших постоянных пассажиров был Динмухаммед Кунаев.  Интересно, а как перевозят на воздушных судах первых лиц государства, президентов? 

– Шесть лет мы возили первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухаммеда  Ахмедовича Кунаева, он был очень хорошим человеком, и это тема для отдельного, большого разговора. В части подготовки VIP-полетов существует специальный план, особые правила безопасности. Мы были закреплены за этим самолетом плотно, обстановка была такая, что в любое время могли внезапно вызвать по команде, неважно– ночь, полночь.  Штатная подготовка самолета к полету проводилась в течении 10 дней: мы облётывали самолет за городом или иногда над городом. Каждый день летали три и более часа непрерывно, проверяли работу всех систем самолета. Затем составляли и подписывали акт. После чего самолет пломбируется и помещается под вооруженную охрану. Сейчас такой же порядок подготовки полетов высших руководящих лиц государства. 

К слову, наш правительственный борт предоставлялся и для перевозки знаменитостей. В свое время нашим пассажиром был известный ученый-математик Келдыш Мстислав Всеволодович, посещавший казахстанские объекты. Возили известного советского и российского тележурналиста Владислава Листьева, я общался с ним. Возил и Леонида Якубовича, когда он прилетал в Казахстан. Он летал с нами в Москву, Израиль. Якубович звал меня на программу «Поле чудес» неоднократно, сожалею, что не смог. А сейчас мне уже некогда.

– Какие проблемы современной авиации Казахстана Вы могли бы назвать?

– Повышение пенсионного возраста пилотов. В Казахстане подняли пенсионный возраст летчиков до 63 лет, сравняв со всеми другими профессиями. Разве пилот может летать до такого возраста? Много лет назад был случай, когда в Астане летчик умер за штурвалом. Для совершения безопасных полетов это должен быть абсолютно здоровый человек, с отличным зрением, без болезней! Мне повезло уйти на пенсию еще по старым законам, в 1998 году в возрасте 52 лет. Мы уверены в том, что правительству необходимо пересмотреть пенсионный возраст летчиков. 

Кроме того, стоит больше внимания уделять безопасности полетов в Казахстане. Сегодня у нас назначается начальником инспекции по безопасности полетов кто угодно – юристы, все другие специалисты, которые в авиации плохо разбираются. 

Беспокоит и система подготовки пилотов, она изменилась. Раньше в Алматы и других городах были учебные подготовительные отряды летчиков, сейчас в их зданиях открыли летные Академии. Обучение в них преимущественно платное, но самое возмутительное, что когда дело доходит до тренировок, то вылеты для курсантов тоже платные. Причем вылеты дорогостоящие, не каждому под силу такая учеба. Нужно отбирать способных курсантов и обучать их бесплатно, тогда кадровый уровень нашей авиации заметно повысится.  

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 459 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика