Понедельник, 22 января 2018 13:29

О чем казахстанцы хотели бы поговорить с президентом страны? Избранное

Автор

Диалог власти с народом – процесс всегда сложный и не всегда однозначный. Казахстан в этом плане не исключение, пишет Central Asia Monitor. Еще более затруднительна настройка коммуникационных связей населения с первым лицом государства. Инструментарий тут ограничен «прямыми линиями» в телеэфирах, пресс-конференциями, ежегодными обращениями и посланиями. Такой «диалог» не всегда способствует отражению всего среза общественных мнений и настроений. Тем более что руку на пульсе держат модераторы таких мероприятий, сортируя поступающие вопросы не только на совесть, но и за страх. Это, увы, аксиома, не требующая доказательств. Ну а если пофантазировать и представить, что возможна встреча с президентом, так сказать, тет-а-тет? Мы обратились к представителям гражданского сектора, представляющим различные сферы нашей жизни, с вопросом: «Если бы у вас появилась такая возможность, то что бы вы сказали главе государства, какие бы проблемы озвучили, на каких процессах, происходящих в стране, акцентировали бы внимание?»

Мурат Телибеков, руководитель Союза мусульман Казахстана:

telibekov– С президентом страны, если бы представилась такая возможность, хотелось бы поговорить о многом… Казахстан должен продемонстрировать миру эффективное взаимодействие религии и государства. У нас есть для этого хорошие возможности. Разрушительную энергию исламского экстремизма можно обратить во благо общества. И здесь уместно провести аналогию с ядерной энергией. Она может породить неисчислимые страдания, но в то же время может привести общество к процветанию. Все зависит от того, в чьих руках окажется эта сила. Исламский экстремизм – порождение невежества и предрассудков. Огромное количество людей стали сегодня заложниками архаичных представлений об исламе. Черпая знания у ортодоксальных богословов с Ближнего Востока, они погружаются в иллюзорный мир, оторванный от реальной жизни. Говорят, что от болезни можно избавиться двумя путями: вылечить человека или убить его. Наша ошибка заключается в том, что мы пытаемся решить проблему исламского экстремизма, используя лишь силовые методы. Они необходимы, спору нет.

Однако это не позволит кардинально решить проблему. Как обуздать энергию религиозного фанатизма и направить ее в созидательное русло? Один из способов – предложить обществу альтернативную модель ислама. Это не означает отказ от канонов вероучения. В большей степени речь идет о возвращении к истокам истинного ислама. Сегодня в Казахстане сформировалась модель национального ислама. Ее основные признаки – терпимость, отсутствие фанатизма и агрессивности, способность мирно уживаться с представителями других религиозных конфессий. Необходимо утвердить ее на государственном уровне и задекларировать. К сожалению, этому мешает комплекс неполноценности отечественного духовенства.

Привыкшие пресмыкаться перед зарубежными миссионерами, они пребывают в состоянии вечных учеников. Мне не раз приходилось наблюдать такую картину. Приезжает в Казахстан провинциальный священник из Саудовской Аравии, и наши имамы буквально молятся на него. Спрашиваю: «В чем дело?! Почему такое отношение?».

«Он приехал с родины Пророка! Значит, гораздо больше знает об исламе», – с благоговением отвечают они. Ну, что тут сказать… Им даже в голову не приходит мысль преподать арабскому теологу урок настоящего ислама, указать на заблуждения и ошибочное толкование Корана. Религиозные деятели могут оказать помощь государству в решении важных социально-экономических задач. Почему, к примеру, ДУМК сегодня не может патронировать исследования молодых ученых в области медицины, информатики и нанотехнологий? Кому-то эта идея может показаться фантастической.

Но ведь нельзя отрицать тот факт, что именно на заре возникновения ислама произошел бурный расцвет науки и культуры. Я не предлагаю здесь ничего нового. В Европе и США уже многие годы католические университеты успешно готовят специалистов светских наук, и это не вызывает ни у кого удивления. Необходимо наполнить ислам светской жизнью, трезвыми мыслями, свежим воздухом. Нельзя позволить ему замыкаться в узких рамках. Обитание в душных, непроветриваемых помещениях ведет к вырождению и деградации религии. К примеру, почему ДУМК не может стать инициатором крупных спортивных состязаний? Разве пропаганда здорового образа жизни противоречит исламу? Отнюдь. Почему казахстанские имамы не могут периодически организовывать литературные конкурсы, концерты симфонической музыки, выставки современной живописи? Разве повышение культурного уровня не способствует совершенствованию человеческой души? В Лондоне я видел прекрасные картины мусульманских художниковавангардистов. Невольно возникает вопрос: почему эти прогрессивные веяния обходят Казахстан стороной?

Почему наше мусульманское духовенство в большей степени ориентировано на консервативные круги Ближнего Востока? Будь моя воля, я бы построил в Алматы международный Центр исламской культуры, который будет принципиально отличаться от аналогичных заведений в Центральной Азии. Здесь наряду с мечетью будут библиотека светской и религиозной литературы, театр, концертный зал, спортивный комплекс, плавательный бассейн, конференц-зал, детский оздоровительный комплекс, восточная чайхана. Создание подобного центра ознаменует собой начало новой вехи в развитии ислама. Казахстан должен взять на себя миссию формирования в Центральной Азии новой концепции взаимодействия государства и религиозных институтов. Хотелось бы также сказать несколько слов об искоренении коррупции в стране.

Решительные шаги государства в борьбе с этим злом вселяют надежду. Тем не менее, считаю необходимым внести определенные коррективы, и прежде всего в идеологию страны. Невозможно искоренить мздоимство, если изо дня в день средства массовой информации навязчиво пропагандируют культ богатства, по сути, призывая людей к обогащению любой ценой. Для чего, к примеру, мы периодически публикуем списки «Форбса», в которых гордо указываем достижения наших олигархов? Вы думаете, это вдохновляет общество?! Увы! Все это превратилось в жизненную философию миллионов людей, вытеснив на задний план моральные ценности. Необходимо понять, что имморализм обрекает государство на крах.

Талантливый государственный деятель, лишенный моральных принципов, рано или поздно превращается во взяточника; гениальный ученый – в преступника. Экономическое процветание страны невозможно, если в обществе отсутствует мораль. Большой вклад в оздоровление общества могут внести СМИ. Будь я министром информации, то поручил бы всем телекомпаниям подробно рассказывать о родителях, близких родственниках и учителях разоблаченных преступников. Во-первых, общество должно знать, откуда берет истоки безнравственность. Во-вторых, пятно позора ляжет не только на преступника, но и на всю его семью, род. Подобное наказание порой страшнее смертной казни и тюремного заключения. Пресса – великая сила! Но, к сожалению, наши журналисты проявляют абсолютную инфантильность, беспомощность и равнодушие. Всевышний Аллах даровал казахскому народу просторную землю и несметные богатства. Сможем ли мы разумно распорядиться дарованными нам благами? От этого зависит не только будущее страны, но и существование самого народа.

Всеволод Лукашев, председатель общественного объединения «Казахстанский русский культурный центр»:

vsevolod– Сегодня очень много говорится о том, что этнокультурные объединения испытывают недостаток финансовых средств для выполнения ими своей задачи по сохранению мира и стабильности. Решение проблемы есть, и оно на поверхности. Его воплощение в жизнь и могло бы стать лейтмотивом разговора с первым лицом государства. Архиважно при налогообложении этнокультурных центров использовать нулевую ставку с обязательным закреплением данной нормы в Законе «Об Ассамблее народа Казахстана». Что это даст? Во-первых, этнокультурное объединение получит дополнительную поддержку со стороны этнических, и не только, бизнесменов. Приведу простой пример. Этнокультурное объединение обращается за помощью к бизнесмену с просьбой выделить сто тысяч тенге на проведение большого мероприятия: «Мы предоставим вам отчет, у нас все прозрачно, мероприятие направлено на сохранение традиций народа, на укрепление мира и стабильности в стране. Вы будете нашим спонсором». Предприниматель ведет честный и правильный бизнес в Республике Казахстан и обеими руками за укрепление стабильности, но невольно начинает задумываться: деньги невелики, однако чтобы выделить их на хорошее и нужное дело, он должен будет заплатить налоги. И получается, что в итоге он потратит на спонсорство не 100 тысяч, а от 120 до 131 тысячи тенге в зависимости от режима налогообложения. Ну, один раз предприниматель пойдет на это, а во второй раз – вряд ли. Время, затраченное бизнесменом на то, чтобы выделить даже небольшую сумму этнокультурному объединению, и налоги, которые он вынужден будет с нее заплатить, могут убить желание оказывать благотворительную помощь кому бы то ни было в дальнейшем.

Что же делать? Я вижу три варианта. Первый – отказаться от налогообложения этнокультурных центров, поскольку цели и задачи их деятельности направлены на сохранение мира и стабильности, на процветание народа, на сохранение культуры и самобытности этносов, на укрепление межэтнического согласия в нашей стране. А что может быть важнее этого? Второй – приравнять этнокультурные объединения в части налогообложения к учреждению, то есть применить к ним понятие «извлечение прибыли на содержание этнокультурного объединения».

Третий – поставить на вычет в налогообложении суммы, которые бизнесмены направили в этнокультурные объединения на цели сохранения мира, стабильности, межнационального согласия или сохранения традиций и культуры этносов. Сегодня же предприниматели должны оплатить все налоги, прежде чем они выделят хоть какую-то сумму на этнокультурные мероприятия. Еще один вопрос, на котором я бы заострил внимание Лидера нации, касается следа, оставленного каждым этносом на земле Казахстана. Хотелось бы получить от государства помощь в создании фундаментального труда «Историческое наследие этносов Казахстана». Проект должен представлять собой выпуск многотомной серии книг (вроде серии «Жизнь замечательных людей») и расшириться до развлекательно-познавательного портала, который выступил бы в роли идеологического центра притяжения молодежи в рамках идей «Мангилик Ел» и «Рухани Жанғыру».

Рахим Абдыкаримов, президент Союза ветеранов Чернобыля и локальных войн:

veteran– Прежде всего, я бы поднял вопросы коррупции и круговой поруки во всех госорганах, клановости и непотизма при приеме на государственную службу. Конечно же, лейтмотивом такого диалога с президентом стало бы обеспечение необходимыми лекарствами, надлежащим медицинским обслуживанием и достойной пенсией ветеранов и инвалидов Чернобыля. Кроме того, я бы озвучил необходимость установления достойного пособия для вдов и матерей погибших и умерших «чернобыльцев», а также возвращения всех отмененных ранее льгот для наших ветеранов – по коммунальным платежам, за услуги связи. Еще один момент, на котором я бы заострил внимание – поддержка на государственном уровне, создание необходимых условий и обеспечение достойной оплаты труда ветеранов, занимающихся военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

 

Тимур Батырбаев, сотрудник Ассоциации родителей детейинвалидов «Арди»:

– В первую очередь, я бы затронул проблемы, связанные с общественным транспортом. До сих пор меня раздражает отсутствие в Алматы самого экологичного вида транспорта – трамваев. Да, они не были приспособлены под нужды людей с ограниченными возможностями. Но, уверен, для городских властей не составило бы большого труда устранить этот пробел. В троллейбусах, кстати, приспособления для заезда инвалидных колясок присутствуют, но мне не доводилось, к сожалению, видеть, чтобы инвалид-колясочник ездил в салоне троллейбуса. Во-вторых, акцентировал бы внимание главы государства на многочисленных социальных проблемах, которые касаются не только людей с ограниченными физическими возможностями. Таких проблем в нашем обществе предостаточно – как говорится, от пят до головы. В-третьих, меня как историка по образованию волнуют вопросы, связанные с работой ономастических комиссий, а как представителя гражданского общества – избиркомов. Тут тоже есть что обсудить. Но, скорее всего, уже тет-атет.

Автор: Юлия Кисткина

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 79 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика