Вторник, 23 мая 2017 08:52

Госмашина и противотанковые мины на социальном поле

Автор Галина Дырдина, обозреватель

Казахстанская действительность богата скандальными событиями, которые обязательно нужно время от времени вспоминать, чтобы быть готовыми предупредить грядущие скандалы, способные очень сильно повысить градус социальной напряженности в обществе. А какие же социально-экономические и политические проблемы могут в ближайшее время «тряхануть» Казахстан? Вот какие прогнозы на этом счет делает автор интернет-издания Информационно-аналитический центр (http://new.ia-centr.ru) Тимур ИСАХАНОВ.

Казахстанская информационная и общественно-политическая жизнь отличается ускоренными механизмами забывания различных неприятностей. Где-то подобное поведение логично и оправданно, ибо современные реалии таковы, что скорее кончатся слезы, чем поводы их проливать.

Однако в ходе XIII международного PR-форума, прошедшего в Алматы 18-19 мая, заявил о себе противоположный тренд. Участники мероприятия не только вспомнили наиболее яркие PR-провалы за время от предыдущего форума, но и попытались взглянуть в глаза предстоящим проблемам, многие из которых уже четко различимы. Практически все они представляют собой симбиоз социально-экономических проблем и неэффективного государственного управления.

Вот эти главные десять PR-провалов, которые перечислил Владислав Юрицын, автор публикации интернет-газеты ZONA.kz (https://zonakz.net) под заголовком «Великолепная» 10-ка PR-провалов»:

10-ое место – министерство культуры и спорта, фактически весь год не вылезавшее из разнообразных скандалов.

9-ая позиция – «1 канал Евразия» за непрофессиональную подачу контента, где гвоздем в крышку гроба стал сюжет с Владимиром Познером.

8-ое место – «гаишники» без жезлов. В пристежку к данному ноу-хау пошла негативная реакция населения на увеличение штрафов за сопротивление работникам правоохранительных органов.

7-ое место – «модернизация общественного сознания», которую «все поддерживают, но не все толком знают, что они поддерживают». Какая-то ясность имеется лишь в отношении латиницы.

6-ая строчка у многострадальной образовательной реформы.

5-ое место взял алматинский стрелок. «Один стрелок превратился в отряд террористов, который бегал и убивал по всему городу».

4-ая позиция у «спасения «Казкома», приведшего к двойному подрыву доверия, где с одной стороны пострадала финансовая система страны, а с другой – новые инфоповоды.

3-е место взяли поправки в 26-ую статью Конституции за «провал идеи о широкой дискуссии».

На 2-ой ступени пьедестала закон «Об обязательной временной регистрации». Потому что здесь было достигнуто неприятие со стороны практически всех слоев населения, а смерти в ЦОНе неизбежно добавили негатива.

Ну а сомнительным победителем стала земельная реформа. Здесь общество так и не получило ответов на вопросы «зачем?» «что?» «когда?» «как?».

«Великолепная» десятка PR-провалов оказалась вполне предсказуемой, и эксперты спорили главным образом вокруг иерархии тех или иных неприятных во всех отношениях фактов. Но поскольку пройденного пути уже никто не отберет, то самым интересным все-таки видится фокус на ожидающиеся проблемы и кризисы.

Одной из «противотанковых мин», которая уже под колесами государственной машины на социальном поле, безусловно является так называемое ОСМС – обязательное социальное медицинское страхование. Фактически это дополнительный медицинский налог на население страны.

Здесь не обойтись без предыстории. На пике экспортных показателей от «черного золота» (и в какой-то мере от «голубого топлива») Казахстан достигал цифры в $76 млрд. в год. Это более 60% стоимостного экспорта (в Азербайджане, для сравнения, аналогичный показатель 90%). Но вот цены на углеводороды упали и доход от их экспорта за прошлый год – $36 млрд.

Нужно обязательно учитывать, что львиная доля продаж собственно к Казахстану и его нефтяному оператору «КазМунайГазу» отношения не имеет, так как находится в собственности зарубежных, прежде всего западных и китайских компаний.

Итак, цены на нефть и газ упали и деньги надо где-то брать. Диверсификации экономики, о которой так много говорили в канун серийной девальвации тенге, опустившей национальную валюту по отношению к «баксу» более чем на 50%, в итоге не состоялось. При планах создания 500 тысяч новых предпринимательских рабочих мест за 5 лет, в течение прошлого года потеряли 104 тысячи из числа таких действовавших позиций. И пусть в небе Казахстана не стало темно от крыльев санитарной авиации, вылетающей по нуждам чабанов на дальних отгонах, деньги на медицину было решено брать и с них тоже.

Самозанятые – так называется в официальных документах группа населения, которую в первую очередь планируют обложить новым медицинским налогом (для остальных инструментарий уже имеется). В свое время «самозанятые» вихрем ворвались в государственную статистику и резко «снизили» число безработных.

Однако создать коллективный портрет хотя бы самозанятой молодежи на уровне моногородов Казахстана не могут даже специалисты, целенаправленно ее изучающие – слишком пестрый во всех отношениях контингент.

Пожалуй, единственные общие черты самозанятых – это отсутствие с них налогов (если не считать покупки подакцизных товаров, налогов на личный транспорт и недвижимость) и пенсионных отчислений, поскольку они находятся в теневом секторе экономики.

По изначальной задумке разработчиков законопроекта самозанятым предстоит поделиться на безработных и индивидуальных предпринимателей. В те месяцы, когда у предпринимателей не окажется дохода, они должны оплачивать в Фонд социального медицинского страхования 2% от уровня минимальной заработной платы (на текущий год минимальный размер зарплаты – 24459 тенге).

Депутаты Мажилиса (нижней палаты парламента) 3 мая одобрили в первом чтении проект закона, по которому с 1 июля 2017 работодатели будут отчислять с сотрудника (называется «объект исчисления отчислений») 1% зарплаты на ОСМС. С 1 января 2018 года – 1,5%; с 1 января 2020 года – 2% и с 1 января 2022 года – 3%.

Что касается самозанятых, а также выехавших за пределы Республики Казахстан и неактивных лиц трудоспособного возраста, то для них с 1 января 2018 года ежемесячный взнос составит 5% от минимальной зарплаты.

«Взносы работодателей в 2018 году за каждого работающего в среднем будут равняться 27,3 тыс. тенге, в 2019-м – 28,7 тыс. тенге. ИП (индивидуальные предприниматели) будут платить 33,9 тыс. тенге и 35,6 тыс. тенге соответственно в 2018 и 2019 годах», – представила предварительные расчеты Забира Оразалиева, заместитель председателя правления фонда ОСМС.

Сам указанный фонд с 1 января 2018 года станет единственным плательщиком за медуслуги. Данное положение не относится к тем медицинским услугам, которые человек может оплачивать из своего кармана индивидуально.

В целом кампания по медицинскому налогообложению населения проводится в рваном темпе, информация поступает фрагментарно, непоследовательно, часто противоречиво. Например, курсируют слухи, будто можно в начале года заплатить 16,5 тысяч тенге и пользоваться объемом обязательной медицинской помощи весь год, но наверняка перепроверить ее негде.

Граждане (которые в курсе продвигаемых медицинских нововведений, а есть еще не знающие о переменах) «на нерве» из-за фактической ликвидации остатков бесплатной медицины. Бесплатное здравоохранение относится к тому пакету советского наследия (наряду с государственным жильем, бесплатным образованием, пенсиями по возрасту), где процесс лишения наследства происходит чрезвычайно болезненно.

«Достаточно умереть двум-трем людям, которые не знали об ОСМС, и это будет иметь резонанс», – подчеркнула социолог Гульмира Илеуова.

Здесь видна отсылка к закону «Об обязательной временной регистрации» («серебряная медаль» в рейтинге состоявшихся PR-провалов), который ввели очень поспешно и коряво. После того, как два человека умерли в ЦОНах (центры обслуживания населения – специальные комплексные органы государственного администрирования) из-за давок и ажиотажа, восприятие нововведения в массах стало еще более негативным.

Вообще-то закон о временной регистрации приняли в рамках мероприятий по борьбе с терроризмом, но как это помогло в противостоянии опасному злу и реально помогло ли – никто не знает. Трудно представить себе шахида-смертника, который проходит регистрацию перед террористической атакой, а вот реальные граждане в ходе процедуры по временной регистрации покинули наш бренный качающийся мир.

Еще одно «надежное» направление предстоящей беды – это пенсионная система страны. Технический дефолт Международного банка Азербайджана (МБА), чьих облигаций в портфель ЕНПФ (Единый накопительный пенсионный фонд) Казахстана было куплено на 78,6 млрд тенге (текущая их стоимость 71,2 млрд тенге) или 1,04% от всех инвестиционных «активов», стал очередным плохим информационным поводом. Группу частных накопительных пенсионных фондов в свое время переформатировали в один государственный из-за проблем с сохранностью и преумножением пенсионных отчислений граждан, но неэффективность никуда не делась.

В пенсионной сфере с 2018 года планируется очередное повышение пенсионного возраста для женщин. Сейчас он составляет 58 лет, а со следующего года его намерены постепенно увеличивать, пока он в 2027 году не достигнет 63 лет как сейчас у мужчин. Вопрос пенсионного обеспечения в Казахстане болезнен сам по себе, поэтому когда лишний раз появляется повод обращения к будущей ситуации, где всех ждет смерть, но далеко не всех старость, а тем более достойная, все это объективно добавляет негатива.

Когда (а может быть – если?) госмашина проедет по перечисленным социальным минам, ее ждет подрыв на введении всеобщей декларации доходов и расходов. Там тоже главным горючим элементом выступают самозанятые, которых в стране с населением в 18 млн человек по разным оценкам от 2,5 до 2,7 млн. Они не могут выйти из теневого сектора экономики в белый, поскольку в Казахстане в первую очередь конкурируют за рабочие места, а не за работников.

Государство же, хоть и откладывает начало процесса насильственного выведения всех на свет, но от самой идеи не отказывается. Как это будет происходить на практике и с какими издержками для всех – жизнь покажет. Однако это уже отдельная история, требующая самостоятельного разговора.

Как это ни парадоксально, но государство само плодит проблемы, которые потом ему приходится разгребать с огромными потерями для имиджа власти, бюджета страны и доверия населения. Так сколько же можно наступать на одни и те же грабли, которые могут разрегулировать даже самую мощную госмашину?

Просмотрено: 203 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика