Пятница, 22 ноября 2019 12:20

Для кого готовит кадры НИШ? Избранное

Автор

«Обновленная программа обучения ведет к катастрофическому снижению уровня учебной мотивации у детей, - утверждают казахстанские учителя. – Родители, опасаясь получить на выходе полных неучей, увозят своих детей из Казахстана.

Жизнь без запятых, точек и тире

Вот что рассказала на условиях анонимности один из лучших учителей Казахстана.

- Веду, к примеру, уроки русского языка в 5 классе - и не могу избавиться от ощущения дежавю – будто нахожусь на уроке немецкого языка, где путешествую вместе с репортером Шрайбикусом. Он то в аэропорт нас приглашает, то в библиотеку, то на известный курорт. Мыслимое ли дело – девять уроков русского языка изучать виды транспорта?! При этом   грамматический материал выдаётся «попутно», на бегу, потому что основная цель большинства уроков - построение связных высказываний на заданную тему. Подразумевается, что так мы формируем у школьников функциональную грамотность, то есть «обучаем для жизни»: они смогут поддержать беседу на любую тему. А то, что язык функционирует на основе определённых законов, без знания которых невозможно научиться использовать его инструментарий в повседневной жизни (написать заявление, составить резюме и т.п.), в расчет не берется. Это что-то второстепенное, неактуальное. Результат - грамотность катастрофически падает, потому что орфографические и пунктуационные навыки нужно отрабатывать из урока в урок, а у нас нет на это времени. Мы учим детей высказываться на заданную тему, как это делается на уроках иностранного языка.

Да, дети должны уметь работать с информацией, анализировать её, высказывать своё мнение по содержанию прочитанного, но делать это нужно не на материале примитивных по форме и содержанию текстов из интернета, а на классических примерах из произведений признанных мастеров слова. Собственно этому всегда посвящались уроки литературы, столь ненавистные сегодняшним подросткам. А ведь еще недавно они всегда были уроками творчества, а итогом изучения художественного произведения была творческая работа, чаще сочинение. Они были разными: характеристика героя, анализ общественно-политической ситуации, сравнительный анализ эпизодов и т.п. Это ли не формирование функциональной грамотности?

Сегодня программой не предусмотрено целенаправленное обучение детей написанию сочинений разных жанров, которое предполагает сбор материала, его обработку, составление плана, то есть развития у обучающихся первичных исследовательских навыков. Поэтому   интернет-ресурсы, предлагающие услуги по написанию «исследовательских» работ от рефератов, курсовых-дипломных до кандидатских-докторских,   и далее будут процветать. Спрос на их «творчество» будет расти день ото дня, потому что самостоятельно выполнить работу по сбору материала, его анализу, классификации наши выпускники не смогут.

Сегодня самым популярным жанром творческих работ в школе стало эссе. Такая работа создаётся «на одном дыхании», это сплошной поток сознания, не структурированная, зачастую неаргументированная информация.

Еще одним веским аргументом в пользу того, чтобы русский язык все-таки преподавался на основе грамматических тем, является то, что при проверке суммативных заданий (СОЧИ и СОРЫ) в критериях оценки грамотность либо вообще не учитывается, либо не играет решающей роли для определения уровня предметных знаний. Запятые, двоеточия тире, по мнению авторов новой программы, полная ерунда. Но вспомним хрестоматийное «казнить нельзя помиловать». От того, где будет поставлена запятая, зависит порой судьба человека. В нашем же случае идет речь не о судьбе отдельных людей, а целого поколения, а значит, и будущего страны.

Сплошные репетиторы

Сегодня многие выпускники казахстанских школ имеют возможность получить бесплатное качественное образование в престижных российских ВУЗах. И это хорошо! Государство не тратит деньги на обучение квалифицированных специалистов, большинство из которых приобретают востребованные в Казахстане технические специальности. Но те, кто закончат школу по обновлённой программе, однозначно не смогут сдать экзамен по русскому языку при поступлении в российский ВУЗ. И сегодня напуганные тем, что дети могут выйти из стен казахстанской школы безграмотными, родители спешат увезти их из страны, где они родились, сразу, как только узнают, что в следующем учебном году их дети будут обучаться по новой программе. Из моего класса, например, за лето уехало три отличника. Они наверняка никогда уже не вернутся на родину. Менталитет этих 10-летних малышей, за которых решения принимают родители, будет формироваться в другой стране. Если бы они уехали на учебу за границу позже, сформировавшимися 17-18-летними людьми, то Казахстан получил бы через несколько лет хорошо обученных за счет другой страны специалистов

Мой сын, к примеру, получив здесь в свое время качественное школьное образование, в том числе и по русскому языку, имел возможность поступить в престижный российский вуз на бесплатное обучение. Но у него здешний менталитет, он был и остался казахстанцем, поэтому он после окончания магистратуры твердо намерен вернуться домой. Многие мои бывшие ученики также вернулись в Казахстан с российскими дипломами, среди них немало этнических казахов.

Сейчас часть мотивированных на получение знаний детей, чьи родители не смогли или не захотели увезти их из страны, вынуждены посещать репетиторов по трем-четырём предметам. И если раньше репетиторы были востребованы по таким предметам как математика, физика, английский, а русский язык, как репетиторская услуга, не был популярен, то теперь и к нам тоже многие обращаются за помощью именно с просьбой подтянуть грамматику. Многие родители так и говорят: «Я хочу, чтобы вы позанимались с ребёнком по старой программе» Такая же беда с казахским языком, который преподается по той же обновленной методике, что и русский, – для казахов как не для казахов.

А мы, учителя, как бы нам ни претило это, вынуждены работать по обновленному содержанию, чтобы дети могли сдать СОРы и СОЧи. Некоторые опытные педагоги добровольно берут на себя подготовительную работу, нацеленную на приобретение фундаментальных знаний, хотя это дополнительная нагрузка и для них самих, и для детей. Что касается моей боли - русского языка, то на уроках я даю детям грамматический материал на карточках или прикрепляю презентации с темами в Кунделике. Но так делают единицы, большинство действует в рамках заданного: натаскивает на СОРы и СОЧи.

Право учителя на успех

Оппоненты тех, кто критикует новую программу, обвиняют сопротивляющихся в непрофессионализме. Мол, многие из педагогов страдают косностью мышления, приверженностью стереотипам, коль тяжело воспринимают перемены и не могут быстро перестроиться. Но нет же! Учителя не настолько ограничены, как нас изображают в «Ералаше» Большинству моих коллег, опытных, квалифицированных педагогов, очевидно, что система образования нуждается в обновлении. Но это не должно быть "обновление" ради обновления. И делать это надо не революционным способом, уничтожая многолетний опыт до основания. Нужны новые подходы, и многие учителя, прошедшие уровневые курсы, видели результаты своей работы в этом направлении. Я сама с энтузиазмом готовила и с успехом проводила уроки с применением технологии критического мышления и диалогового обучения. При этом объективно отмечала повышение уровня учебной мотивации у детей.

На мой взгляд, немаловажную роль в этой ситуации сыграло оптимальное сочетание новых подходов и ежеурочного оценивания, которое было фактическим: дети получали отметку, понимая, что каждый учебный день, каждый урок значим для конечного результата. При этом оценивание носило формирующий характер, так как ученики принимали участие в разработке критериев оценивания и в самом оценивании. Кроме того, итоговый результат (оценка за четверть) складывалась из учебных достижений разного плана: устных ответов, творческих проектов, написания сочинений, решения тестовых заданий.

Сегодня формативное оценивание носит не формирующий, а формальный характер, так как по большому счёту не влияет на итоговую аттестацию. Парадокс в том, что по факту мы не отказались от пятибальной системы. За четверть и за год дети по-прежнему получают "пятёрки", "четвёрки" и "тройки. Только "объективная" цена этих оценок в разы ниже стоимости "вчерашних". Два СОРа и один СОЧ не дают реального представления о глубине и прочности предметных знаний, полученных в течение учебной четверти.

Одним из веских аргументов в защиту обновлённой программы её сторонники выдвигают тот факт, что по этой программе дети обучаются в НИШ и показывают высокий уровень учебных достижений. Но всем очевидно, что сравнивать условия работы и учёбы в НИШ с условиями общеобразовательной школы по крайней мере некорректно. У нас переполненные классы, приличный процент учащихся в которых живут в многодетных, неполных, малообеспеченных, неблагополучных семьях. В НИШ – дети высокомотивированные, прошедшие строгий отбор. Количество детей в классе оптимальное, у учителя есть помощник, предметник не занимается классным руководством. Учителя в обычных школах должны успеть провести уроки, индивидуальные беседы, классные часы, организовать питание, родительские собрания. А с введением новых форм оценивания нагрузка на учителя возросла в разы.

СОРная неделя – сумасшествие для школы.   В каждом классе запланировано суммативное оценивание за раздел. В моём случае это восемь классов.   Так как в каждом классе я веду два предмета (русский язык и литературу) - это 16 проверочных работ. На разработку каждого СОРа требуется не менее полутора часов. И того 24 часа. Проведение СОРов не отменяет подготовки к уроку и составления плана, так как на эту "суммативку " по инструкции отводится только 20 минут урока. Остальные 20 минут - объяснение новой темы. Подготовка к каждому уроку в рамках обновлённого содержания образования - это отдельная тема (дифференцированные цели и задания, различные виды оценивания, организация рефлексии, а при отсутствии учебников, ещё и предоставление распечатанной информации). Как минимум, час на подготовку к каждому уроку. Даже с учётом параллелей - это не меньше 20 часов. Уже 44!

Обеспечить обратную связь после каждого урока каждому ученику (написать комментарий в электронном журнале) - это 24 урока в неделю умножить на 25 учеников в классе (среднее арифметическое) даже по минуте на каждого составляет 600 минут, то есть 10 часов. Уже 54 часа! А теперь самое " вкусное" - проверка суммативных заданий! 16 контрольных на 25 учеников по 3 минуты на проверку каждой работы - это 1200 минут ( 20 часов!). Это ещё не всё! Теперь нужно заполнить рубрику по итогам СОРа на каждого ученика. Ещё по три минуты. Ещё 20 часов! Итого 94 часа в неделю. Делим на 5 рабочих дней - получаем 18,8 часа в день! Это без подсчёта временных затрат на непонятно зачем и кому нужную модерацию суммативных работ. Попробуем разделить на 7 (чтоб работать в выходные, что многие из нас и делают), всё равно получаем неудобоваримую цифру – 13,4 часа в день. Заметьте: у меня оптимальная нагрузка по тарификации (24 часа в неделю, чуть больше ставки). Многие учителя работают на полторы и даже на две. И не по своей воле. Просто работать некому. Но тогда надо либо работать 24 часа в сутки, либо наплевать на качество работы. Возникает вопрос: в МОН считать умеют?

Если говорить о конкретных предложениях по модернизации (не коренному обновлению!) содержания образования, то, если к нам, учителям массовых школ, прислушаются, то есть несколько предложений. Самыми общими будут, во-первых, отказ от периодического оценивания в формате письменных суммативных заданий. Во-вторых, реставрация промежуточной и итоговой аттестации в форме обязательных переводных и выпускных экзаменов. В-третьих, необходимо отказаться от "давления качеством", когда учителю настойчиво «рекомендуют» любой ценой обеспечить 70% качества знаний, что в переводе с языка школьной отчётности значит: 7 из 10 школьников, обучающихся по «обновлёнке», просто обязаны быть хорошистами и отличниками.

Иными словами, с учётом "сложностей переходного периода", которыми оправдываются многие явные просчёты в осуществлении реформ, дайте и учителю право на постепенное движение к успеху, не требуйте от него немедленного чуда.

Автор: Мерей Сугирбаева

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 137 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика