Понедельник, 18 ноября 2019 16:12

Ренессанс в Центральной Азии начался раньше, чем в Европе? Избранное

Автор

Американский эксперт по Евразии, директор Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике США Стивен Фредерик Старр считает, что эпоха культурного Ренессанса в Центральной Азии началась за много веков до одноименной эпохи в Европе. Произошло это благодаря «высокоодаренным людям» Востока. Они, про его мнению, «открыли или переоткрыли человеческую индивидуальность за полтысячелетия до Леонардо да Винчи».

Высокоодаренные умы Востока

В Алматы в преддверии 1150-летия Аль-Фараби прошла дискуссия на тему "Мусульманский ренессанс в контексте всемирной истории" с участием ученых-историков и просто любителей истории.

Напомним: мусульманский (исламский) ренессанс — исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века, в начале которого Арабский халифат был крупнейшим государством своего времени.

В качестве «затравки» для обсуждения была выбрана книга известного американского эксперта по Евразии Стивена Фредерика Старра «Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана».

В прошлом по этой тематике было издано немало исследований как за рубежом, так и на советско-постсоветском пространстве. Первой была изданная в 1922 году книга швейцарского востоковеда Адама Меца «Мусульманский Ренессанс», где автор самым тщательным образом изучив огромное количество источников, как считают специалисты, раскрыл разные стороны исторического и культурного развития «Арабской империи» IX-X веков. Они касались законоуложения, управления и финансовой политики, системы налогов, духовной культуры, образа жизни людей в те далекие времена, литературы, нравов, религии, системы образования, праздников, городской жизни, ведения хозяйства и торговли, судоходства и т.д.

Стивен

Книга Фредерика Старра была издана в конце 2016 года. Автор, пытаясь восстановить историческую справедливость, рассказывает в ней, что на протяжении весьма долгого времени Центральная Азия заслуженно оставалась экономическим и культурным центром Евразии, если не всего Старого Света.

Все, что было написано до Старра, по словам спикера дискуссии, кандидата философских наук Еркина Байдарова, сегодня является библиографической редкостью или «экспонатами» библиотек, которые кроме самих исследователей, большинству ее посетителей не интересны или неизвестны. Поэтому издание книги «Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана» Старра на русском языке стало прекрасным подарком для простого обывателя, незнакомого с историей тех процессов, которые происходили в период т.н. «Мусульманского ренессанса».

Конец IХ и Х век занимает особое место в истории духовной культуры мусульманского Востока. Известные мусульманские ученые жили и творили в период правления первых аббасидских халифов. Особенно научные знания развивались в период правления халифа аль-Мамуна, который прославился тем, что, основал «Дом мудрости» в Багдаде. Последний стал крупнейшим научным центром в мусульманском мире, оказав огромное влияние на ученый мир вплоть до европейского ренессанса. Тысячу лет спустя классик русской литературы Николай Гоголь назвал аль-Мамуна «величайшим покровителем наук, имя которого история внесла, в число благодетелей человеческого рода и который замыслил государство превратить в государство муз».

В глазах большинства жителей развитых стран Центральная Азия – это отсталые страны с ничем непримечательной культурой. Ценность книги Фредерика Старра состоит в том, что он знакомит западного читателя с научными открытиями и культурными достижениями, которые происходили на территории современных Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, частично Ирана, Афганистана, Пакистана и Китая в эпоху «Мусульманского Ренессанса». Именно здесь за много веков до одноименной эпохи в Европе в средние века располагался один из очагов просвещения. В своей книге он пишет, например, что ученый-энциклопедист аль-Бируни открыл Америку за три века до Колумба, а главный медицинский трактат средневековья - «Канон врачебной наук» Авиценны, написанный на рубеже IX и X веков, свыше шестисот лет оставался главным учебником по медицине во всех учебных заведениях мира.

Мыслители эпохи Мусульманского Ренессанса подготовили появление, как философии, так и науки Нового времени. В этом и состоит их всемирно-историческая заслуга, так как они по существу явились опосредствующим звеном, живым мостом между древнегреческими мыслителями и новой философией. Не будь их, то было бы непонятно рождение и функционирование многих идей, которые возникли впоследствии. Приняв теоретическую основу и классификацию научного материала античных ученых, мусульманские ученые исследовали их далее самостоятельно, продолжая непрерывно их изучать. Таким образом, та информация, которая была взята ими у предшественников, была скорректирована и дополнена в соответствии с их собственными наблюдениями и экспериментами. Это дало повод известному французскому исследователю истории исламской философии Анри Корбену написать, что «тогда как философская мысль повсюду пребывала в бездействии, представители иранской и центральноазиатской науки вели к наивысшему философскому сознанию». В свою очередь Джавахарлал Неру отмечал, что именно «арабы (здесь имеются в виду ученые, писавшие в ту эпоху на арабском языке) создали современную науку». По существу, именно с этого времени философская культура, как особая форма общественного сознания и как важный духовно-культурный фактор, занимает все более значительное место. Ей была свойственна содержательность, другое видение и оценка действительности и общественной морали.

«Первая скрипка» Ренессанса

Хотя для ученых-востоковедов и представителей других смежных дисциплин работа Старра, возможно, не будет иметь ценности, так как все, что там написано, в общем-то ученому миру давно известно, но для широкого круга читателей она бесценна, - говорит Еркин Байдаров. – Поскольку книга написана хорошим доступным языком (Старр свободно владеет русским языком), она претендует стать своего рода бестселлером. Это - несмотря даже на то, что в ней встречаются исторические и порой хронологические ошибки (по крайней мере - в русской версии), а также субъективный взгляд автора на происходившие когда-то процессы. Книга, на мой взгляд, полезна для всех возрастов, поскольку она знакомит читателя с той блестящей эпохой, когда арабо-мусульманская наука и культура и Центральная Азия в целом (по Фредерику Старру - «Большая Центральная Азия») задавали тон в развитии мировой цивилизации. Выдающиеся ученые и мыслители востока - Ахмад аль-Фергани, Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхан аль-Беруни, Абу Али Ибн Сино, ну и, конечно, Абу Наср аль-Фараби или просто аль-Фараби - были «первыми скрипками»Мусульманского Ренессанса. Так, про Аль-Фараби в книге Фредерика Стара есть такие слова: «Полностью классифицировал все науки, и создал твердую основу для всех областей знаний… Он внес вклад во множество областей знания – от метафизики и этики до музыки и психологии, считая ключом ко всем областям познания логику».

Сам же аль-Фараби по поводу логики писал, что: «Искусство логики изучает совокупность законов, способствующих совершенствованию интеллекта и наставляющих человека на путь истины во всех случаях постижения объектов интеллекции, при которых возможна ошибка… Законы логики, являющиеся орудиями для проверки в умопостигаемых объектах интеллекции того, что не гарантировано от возможных ошибок и упущений интеллекта при постижении истины, напоминают весы и меры, служащие орудиями для проверки во многих телах того, в чем может ошибиться или оказаться недостаточным чувство» (аль-Фараби «Философские трактаты»).

Духовное наследие аль-Фараби, по мнению Еркина Байдарова, является интеллектуальной сокровищницей не только для современного казахстанского общества, но и для всех современных восточных сообществ. Многие социально-философские произведения выдающегося мыслителя не утратили своей актуальности и в наши дни. Все это вместе говорит о том, что духовное наследие великого ученого-энциклопедиста не потеряло своего непреходящего значения и свидетельство того, что личность и творчество аль-Фараби по-прежнему привлекают внимание множества ученых, несмотря на то, что со времени его смерти прошло более тысячи лет.

Наследие Абу Насра аль-Фараби содержит в себе множество идей, способных оказывать позитивное влияние на современность и вести в будущее. Это относиться и к его теоретико-познавательным, логически-методологическим трудам и взглядам, и к его пониманию соотношения разума и веры, философии и религии, к идеалам добродетельного, совершенного человека и соответствующих форм человеческого общежития, то есть ко всем тем проблемам, которые сегодня не только не забыты, но обретают особую остроту.

FB IMG 1572861423678

- Его творчество явилось основой философских, научных и поэтических трудов многих мыслителей мира, по сути дела став духоформирующей парадигмой многих национальных культур, - считает Еркин Байдаров. – Под влиянием учения аль-Фараби формировались такие деятели средневековой культуры, как Маймонид, Низами, Руставели, Носир Хисрау, Роджер Бэкон, Сигер Брабантский, Улугбек, Джами, Навои и многие другие. Поэтому его богатейшее интеллектуальное наследие представляет собой уникальную духовную опору, столь необходимую для возрождения и восстановления общечеловеческих ценностей.

Огромное значение учения аль-Фараби состоит в том, что оно дает исчерпывающие и всесторонние сведения обо всех существовавших на средневековом Востоке отраслях знаний и представляет своего рода энциклопедию наук. Энциклопедическая система наук ученого оказала большое влияние на развитие европейской науки. Она легла в основу «Гундиссалинуса - крупнейшей европейской средневековой энциклопедии XII века».

- Учение аль-Фараби, будучи синтезом культурных и научных достижений IX-X веков, отразило в себе сильные и слабые стороны своего периода и сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научной и философской мысли не только на Востоке, но и на Западе – подчеркивает Еркин Байдаров. – В условиях нестабильности архитектуры глобальной политики мы видим, что современный мир во многом зыбок, так как в разных регионах мира возникают локальные военные конфликты, тревожащие все мировое сообщество и наносящие непоправимый урон миру, выработанному общественному согласию.

В этом контексте правильными являются слова академика НАН РК Едила Ергожина, сказанные им почти двадцать лет назад на Международном конгрессе «Наследие аль-Фараби и мировая культура»: «Пытаясь найти новые пути развития общества, народы часто забывают о том, какая колоссальная сокровищница человеческой мудрости находится в прошлом, в исторической памяти, в традиции, выработанной многовековым развитием человечества. Обращение к энциклопедическому наследию аль-Фараби – одна из уникальных возможностей нахождения пути, к которому стремится современное общество».

Гуманистическая направленность, нравственная чистота, уважение к личности - тот императив, который лежал в основе мышления аль-Фараби. Структурные изменения, необходимые сегодня казахстанскому обществу, должны опираться именно на эти ценности. Это говорит о том, что мы сегодня нуждаемся в новом изложении трудов аль-Фараби. Сам «Второй Учитель» в своих социально-этических трактатах подчеркивал, что тот, кто способен «умопостигать свою сущность и знать ее, познает наилучшие вещи наилучшим образом».

Аль-Фараби в своих произведениях писал что, только приобщившись к знанию, человек и общество в целом может добиться многого. Выдающийся тюркский мыслитель Юсуф Баласагуни, который без сомнения был знаком с творчеством «Аристотеля Востока», в своей поэме«Кутадгу билиг» («Благодатное знание») спустя сто лет после смерти «мыслителя из Отрара» оставил вот такие строки:

«Людской почет без разума и знанья –

Весьма недолговечно это зданье.

Лишь разумом и знаньем обладая,

Ты нужен людям как вода живая.

Не думай, как бы ни был ты велик,

Что ты всего достиг и все постиг.

Иной мудрец среди непросвещенных

Глупцом глупец в кругу людей ученых.

Запомни: знанье – это ширь морская,

Которой нету ни конца, ни края».

Казахстанскому обществу, по мнению Еркина Байдарова, необходимо осознать, что модернизация общественного сознания, являясь объективным цивилизационным процессом, не есть полная противоположность традиции.

- Диалектика жизни позволяет адаптировать устои общества под конкретные изменения, - считает он. - Поэтому переосмысление роли и значения духовного и интеллектуального наследия аль-Фараби состоит в стремлении не только сохранить его, но и активно включить в канву новой жизни с учетом процесса модернизации. Духовное наследие аль-Фараби может стать тем самым «кладезем знаний», где мы можем найти ответы на многие вопросы. В данном контексте вопрос интеллектуального развития Казахстана становится важной проблемой, решение которого должно стать долгосрочным «стратегическим» направлением духовного развития казахстанского общества от которого во многом зависит судьба республики как суверенного и современного государства.

Автор: Мерей Сугирбаева

Просмотрено: 154 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика