Четверг, 31 октября 2019 10:59

А напоследок я скажу… Избранное

Автор

Нижеприведенный текст – крик души учителя, который пришел в школу по призванию, а теперь любимая работа стала в тягость - учитель уходит…

- Меня всегда слышали, слушали и, скажу честно, не устраивали гонении, - говорит этот учитель, пожелавший не называть свое имя. - Наоборот, приглашали к обмену мнениями. Но я устала от неоправданно завышенных требовании к учителю. Поэтому приняла решение уйти. В моем возрасте крайне тяжело, работая на две ставки, не получать результатов и удовольствия от работы. Она стала меня тяготить. Я профессионально выгорела, кажется. А напоследок крик души, хотя до этого столько времени старательно избегала темы образования. Постараюсь в одной длинной реплике "вЫместить" все накопившееся.

…В 2014 наши горе-реформаторы, опираясь на опыт НИШ, наспех стали внедрять обновленную программу обучения, тогда как ее апробация шла совсем по другой программе. Последняя называлась "Программа перехода на 12-летнее обучение", где «обновленкой» настоящего времени и не пахло.

Все новые подходы в преподавании и обучении - это хорошо забытое старое. Так называемая «новая программа» предусматривает лишь демократичные отношения между учителем и учеником, позволяющие отойти от авторитарно-традиционного метода обучения. И что бы ни говорили, новая программа, как и старая, во главу угла ставит знания. Без такой основы ни о какой функциональной грамотности говорить невозможно. Чтобы что-либо продемонстрировать, нужно что-либо на демонстрацию наложить.

Но как проходила апробация? А никак. Выбирались школы, которые загружали пилотным проектом. При мониторинге результаты выдавались такие, какие надо, а не те, что есть.

Вы думаете ТIMSS и PISA объективно оценивают?!

Я тоже так думала, но как бы не так. (расшифруйте).

Про БУПы и ТУПы (утвержденные базисные и типовые учебные планы, на основе которых составляются РУПы (рабочие учебные планы). С 1994 года чего только не вносили в них, как их только не меняли! Они вроде бы должны были разгрузить школьников, однако с каждым годом нагрузка на них все больше, а учебники все невнятнее. Вот здесь я понимаю, родителей, которые возмущаются тем, что приходится нанимать детям репетиторов, чтобы не отставали хотя бы от учебной программы.

Что касается содержания программ: Меняя учебные планы, сокращая нагрузку по отдельным предметам, объем оставили прежним. При этом реформаторы утверждают, что программа НИШ, предназначенная для высокомотивированных детей с продвинутыми способностями, облегчена и адаптирована для большинства. Ничего подобного. Я просмотрела ДСП (долгосрочные планы) по истории для НИШ. Темы и цели один в один с действующими в обычных школах. Причем, программы одинаковы для всех - для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

Раньше для школ с углубленным изучением предметов предлагались специальные программы, по которым и регулировали РУПы (рабочие учебные планы), где за счет сокращения часов по отдельным предметам увеличивали часы для углубленного изучения предмета. Сейчас - кто на что горазд.

Теперь о СОР (суммативное оценивание за раздел), СОЧ (суммативное оценивание за четверть), ФО (формативное оценивание). О том, что их составление, проверка и обратная связь не оправдывают затраченные усилия, коллеги уже писали. Я остановлюсь даже не на содержании, а на сути этих работ. Реформаторы утверждают, что они эффективны. Да, это так при условии, что учитель будет располагать достаточным временем для их разработки. То есть здесь идет речь о нагрузке. Если у учителя 18 часов нагрузки, то в реальности это можно смело умножать на четыре. 18 часов – проведение уроков, 18 – их разработка, 18 - разработка ФО, СОР, СОЧ, плюс проверка работ, обратная связь и дополнительные занятия с неуспевающими школьниками.

По поводу оценивания: я - за переход на кредитную, бально-рейтинговую систему. ФО (формативное оценивание) в виде комментариев, поощрения не влияет на показатель уровня успеваемости.

По учебникам. Разработчики утверждают, что учитель не должен ограничиваться ими. Да, кстати! К вышеприведенному расчету надо добавить еще 18 - исследовательскую работу учителя по учебным пособиям и учебникам. Это я к тому, что дополнительный материал хорош опять же для одаренных, талантливых или просто хорошо подготовленных детей. А как быть, если из 30 детей в классе пятеро не умеют читать, 10 делают это по слогам, 10 умеют прочитать и рассказать, и только пятеро сделать анализы и вывод по событию, но они наверняка уйдут в НИШ, Зерде или КТЛ.

Относительно учебного процесса. Директоров надо менять. Завучей тоже. Я имею в виду - не выгонять их из школы или обучать их "новинкам", а менять сознание, то есть учить их новому менеджменту. Это особенно касается директоров и завучей Нур-Султана. Столичные директора и завучи раз и навсегда должны уяснить для себя, что школа начинается с порога не только для министров и прочих бастыков, но и для детей в первую очередь, их родителей и учителей.

И под занавес. Машина под названием «обновленка» запущена, и в корне менять все и начинать заново, конечно же, нецелесообразно. Но! Необходимо сейчас, по прошествии пяти лет, сделать обстоятельный анализ ее внедрения. Честно, без прикрас, с независимыми аудиторами. И на его основе выработать стратегии регулирования, выравнивания и дальнейшего обновления и развития образования. Согласно участившихся случаев негодования со стороны потребителей (школьников и их родителей), «обновленка» провалена. Поэтому сейчас следует воздержаться от ее "модернизации" (надо же додуматься до такого»), как предлагает МОН.

Пока все. Есть ли у меня предложения, кроме как критики. Да, есть. Только озвучу я их, если будет необходимость. А так...

Автор: Мерей Сугирбаева

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 35 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика