Среда, 24 июля 2019 13:08

Куда исчезла голова Золотого человека? Избранное

Автор

Раскопки в кургане Иссык, где были обнаружены останки Золотого человека, ставшего историческим символом Казахстана, были начаты ровно 50 лет назад. Однако многие тайны, связанные с его захоронением, до сих не раскрыты.

Не Алтын адам, а Алтын мадам?

Напомним, как это было. При раскопках Иссыкского могильника, проводившегося весной того года под руководством крупнейшего ученого по изучению древних саков и их искусства Кемаля Акишева и археолога Бекена Нурмуханбетова, были обнаружены останки молодого мужчины. Судя по одеянию и убранству могилы, скорее всего, представителя сакской элиты, возможно, даже царевича. Это было, первое сакское захоронение в археологической практике Казахстана, которое не было потревожено и разграблено. А поживиться здесь древним черным археологам было чем: одежда знатного покойника была сплошь украшена золотыми пластинками – их было не менее 4,5 тысяч, а общий вес составлял около четырех килограммов.

Но самое главное, эта находка позволила сделать один чрезвычайно важный для понимания истории Казахстана вывод. Если до этого считалось, что первое государство на территории нашей страны появилось в VI веке нашей эры, то теперь совершенно очевидным стал факт - это случилось гораздо раньше, в середине первого тысячелетия до нашей эры.

Открытие захоронения в кургане Иссык ознаменовалось целым рядом интереснейших находок. Это, прежде всего, напоминающая пиалу серебряная чашечка, обнаруженная у изголовья погребенного. На ее дне была вырезана металлическим стилетом надпись из 26 знаков, что само по себе явилось сенсацией для ученого мира – доселе признаков письменной культуры саков обнаружить не удавалось. Расшифровка надписи в полной мере не сделана до сих пор. Есть лишь версии (на сегодняшний день их насчитывается примерно девять), наиболее достоверной пока считается та, где говорится о том, что это ритуальный сосуд с ритуальным напитком, с посвящением покойному. Неясно также и то, на каком языке сделана загадочная надпись. Некоторые лингвисты считают, что на древнеиранском, другие, в частности, поэт Олжас Сулейменов – на основе древнетюркского рунического алфавита. В его версии она звучит так: «Сын хана в двадцать три умер. Имя и слава народа иссякли».

А это вариант, предложенный казахстанским тюркологом-рунистом Алтаем Аманжоловым: «Старший брат, тебе (этот) очаг! Чужой, опустись на колени! (Да будет) у поколения пища!».

А вот как перевел руническую надпись на чаше из Иссыкского кургана тюрколог, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Казахского НИИ культуры Александр Гаркавец: «Дева-герой, выпей, когда мы, отторочив стрелы и копья, будем поминать кочёвку». На основании своего перевода он утверждает, что в Иссыкском кургане был похоронен не "алтын адам", а "алтын мадам". Поскольку на надписи потертостей нет, то она не была в употреблении, считает он. Она, по его словам, сделана непосредственно при погребении.

Однако, как бы ожесточенно не спорили ученые, несомненным является одно - наличие у древних саков письменной культуры. Это, как считал известный археолог, академик Карл Байпаков, говорит о том, что сакское общество, жившее до нашей эры, стояло на гораздо более высоком уровне развития, чем считалось до открытия захоронения Иссыкского человека. Наличие письменности, по его мнению, связывается обычно с государственностью. Оседлые поселения с элементами городской культуры (оно укреплено рвами и крутыми неприступными стенами), обнаруженные возле могильника, подтверждают это.

Сплошное золото

Человек, чьи останки найдены в Иссыкском кургане, был облачен в богатые одежды, сплошь украшенные золотыми нашивками. Последнее обстоятельство и стало основанием для того, чтобы называть его Золотым человеком. Так, куртка из красной замши была полностью расшита треугольными золотыми бляхами, а ее обшлага украшены оскаленными тигриными мордами, также сделанными из золота. Наборный пояс с кожаной основой украшен литыми золотыми фигурками фантастических животных с крупом коня и головой лося. К поясу были прикреплены длинный железный меч и сакский кинжал акинак – оба в деревянных ножнах, украшенных золотыми накладками в виде коня и лося. На голове человека была остроконечная шапка (кулах) в виде высокого колпака. На ее передней части два крылатых коня с рогами козла. Сейчас изображения этих солнечных коней (это животное символизировало у саков солнце) являются одними из элементов казахстанского герба.

Владимир Садомсков

Естественно, органика одеяния к моменту обнаружения могильника не сохранилась – она истлела за 2,5 тысячи лет, но по расположению многочисленных золотых блях можно было с научной точностью восстановить и костюм, и вооружение. Это сделали сам руководитель археологической экспедиции Кемаль Акишев и археолог-реставратор Владимир Садомсков.

А дальше началось самое сложное: нужно было создать «образ» - макет Золотого человека, иначе говоря, смоделировать его во всем его великолепии. Владимир Садомсков, которому это было поручено, с жаром взялся за работу.

Золотому человеку сказочно повезло. Мало того, что он попал в руки фаната своего дела, шлифовавшего мастерство в реставрационных центрах Москвы и Ленинграда, так еще и человека с поистине золотыми руками: реставратор сумел восстановить древние технологий по производству литых, тисненых, гравированных изделий из золота.

Дом Садомскова, рассказывают очевидцы, в те дни превратился в ювелирную мастерскую и химическую лабораторию одновременно. Золотые украшения надо было воссоздать, разумеется, не в золоте, но заменяющий его анодированный алюминий должен был точь-в-точь повторить по цвету оригинал. Реставратор практически в кустарных условиях придумал состав, имитирующий цвет иссыкского золота. Формулу он унес вместе с собой: при жизни реставратор дал расписку о неразглашении придуманного им рецепта, да и сам Владимир Иванович был против тиражирования Золотого человека.

Секрет Мастера

Что удивительно, копия, сделанная руками Садомскова почти полвека назад, до сих пор сохранила свой первозданный цвет, тогда как более поздние копии, воспроизведенные руками других мастеров, не выдерживают проверки временем: тускнея, бледнея и чернея, они не передают блеск древнего иссыкского золота. Или, к примеру, верх кулаха (головного убора) Золотого человека венчает миниатюрная фигурка горного козла. Все ювелиры, к которым обращался реставратор, отказались воссоздать эту тончайшую, требующую громадного мастерства работу. И тогда Владимир Садомсков, вспомнив, видимо о своей первой профессии (в юные годы он приобрел специальность слесаря высокого разряда), выпилил его сам из цельного куска металла крохотными напильниками, повторив один в один оригинал – на фигурке животного просматривались и шерсть, и кольца на массивных рогах. Другие реставраторы, которые делали копии Золотого человека по созданному им макету, шли уже по проторенной им дороге. К слову: по сию пору многие ювелиры не могут воспроизвести потрясающие своим совершенством ювелирные изделия древних саков.

Своим энтузиазмом реставратор увлек и семью. Старший сын помогал отливать в пресс-формах украшения, а жена, Тамара, профессиональная швея-технолог, своими руками пришивала в сшитый ею же костюм Золотого человека все 4,5 тысячи анодированных алиминиевых пластинок.

После двух лет напряженной работы, в 1971 году, Владимир Иванович представил миру свое детище. И с того дня сакский царевич начал свое путешествие по миру: США, Франция, Германия, Италия, Китай, Швеция. Япония, Южная Корея…. Всюду демонстрируя своим появлением уровень цивилизации на территории Казахстана в сакскую эпоху, он поражал совершенством «звериного стиля» - так называлось искусство древних саков и скифов. Все, кто видел Золотого человека, сравнивали его с одной из величайших археологических находок мира – мумифицированными останками египетского фараона Тутанхамона, который был также облачен в богатые одежда, а лицо украшала великолепно исполненная золотая маска.

… Владимир Иванович Садомсков ушел из жизни 26 год назад, но часть души Мастера, подарившего миру радость встречи с Золотым человеком, осталась жить в Золотом человеке. Первый и основной автор-изготовитель его макета, по праву носящий звание родоначальника научной реставрации археологических памятников Казахстана, успел сделать копию еще одной уникальной находки – золотой каргалинской диадемы и всего комплекса украшений усуньского шаманского погребения, найденного в горах Заилийского Алатау вблизи Алматы. Датируется оно II в. до н.э. – I в. н.э.

А самое главное его детище - созданный им макет Золотого человека - лежит в основе последующих, не всегда удачных, копий с дополнениями костюма и аксессуарами, которых не было в погребении. Но это и понятно, Золотой человек исследуется до сих пор, многое в его облике уточняется и понимается по-новому.

P.S. В костных останках Золотого человека (они хранятся в музее его имени в городе Есике Алматинской области) не хватает головы. Она вскоре после вскрытия исчезла таинственным образом…

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 189 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика