Вторник, 09 июля 2019 13:27

О мирных собраниях в Казахстане в законе и на практике Избранное

Автор

В связи с прокатившейся недавно по Казахстану волной, размером с цунами, арестов, штрафов или «просто» доставлений в органы полиции после т.н. «несанкционированных» мирных митингов, а также других, не требующих, казалось бы, согласования с властями, публичных акций, таких как растяжка видимого (или невидимого) баннера, казахстанцы стали задаваться вопросом, а что вообще у нас можно делать публично, без опасений за свою безопасность. Опасность при этом исходит от правоохранителей, которые в своем рвении охранять право, забывают о том, кому это право призвано служить – нас, написала Татьяна Чернобиль в Telegram канале humanrightskz.

Опасны ли несогласованные с властями публичные мероприятия как таковые в Казахстане?

Закон о мирных собраниях сейчас регламентирует проведение следующих «форм выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста»: (а) «собрание», (б) «митинг», (в) «шествие», (г) «пикет», (д) «демонстрация», (е) «голодовка в общественных местах», (ж) «возведение юрт, палаток, иных сооружений» [в общественных местах] и (з) «пикетирование» - всё. Но что такое эти собрания, митинги и прочее, нигде не указывается. Где, например, искать отличия между «собранием» и «митингом»? И почему «шествие» - это не «собрание»? Чем отличается «демонстрация» от «шествия»? И нужно ли вообще тебе это знать?

Всё это, помноженное на грустную реальность, оставляет казахстанца или казахстанку с мыслью о том, что, в принципе, по такому закону любое публичное мероприятие может быть расценено как «собрание» или «шествие» или «митинг». И как тогда быть, ведь проведение или участие в таких несанкционированных государством акциях влечет ответственность вплоть до уголовной?

*️⃣ Нужно помнить, что свобода мирных (только) собраний - это одно из прав человека, записанное в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН (ратифицирован Казахстаном в 2005 году).

*️⃣ По Пакту, ограничено это право государством может быть только законом, только в демократическом обществе (со всеми признаками демократии), и только при обоснованных (!) угрозах: либо (а) нацбезопасности; либо (б) общественному порядку; либо (в) здоровью и нравственности населения; либо (г) правам и свободам других лиц. О том, что всё это подразумевает по отдельности, можно (и лучше это сделать) прочитать - Внимание, лонгрид! - в Сиракузских принципах толкования ограничений и отступлений от положений [Пакта]: http://adilet.zan.kz/rus/docs/O8500000001.

Но. Знание международных стандартов, увы?, не отменяет угрозы привлечения к ответственности, предусмотренной в Казахстане за организацию или участие в несанкционированных, хотя и мирных, собраниях. Значит ли это, что теперь, чтобы провести с друзьями, допустим, флэшмоб (как это активно и без оглядки практиковалось еще лет 6-7 назад подростками повсюду), нужно брать разрешение у акимата за 10 дней? Кто должен за тебя оценить, что есть твое планируемое мероприятие: уже регулируемое законом или еще допускаемое без согласования с акиматом? Это - уже шествие или просто групповой поход в горы (тоже ведь выражение личных интересов)? Тупик.

Чтобы разобраться в рисках быть обвиненным в проведении противоправного публичного мероприятия, можно посмотреть решения казахстанских судов по последним административным делам в отношении активистов. Что мы видим: для того, чтобы быть наказуемым, мероприятию в Казахстане достаточно:

(а) быть публичным,

(б) иметь «политическую подоплёку» или «политическую мотивацию» («намерение повлиять на государственное устройство страны», «протест против существующего порядка управления государством»),

(в) факультативно: иметь атрибутику (напр., транспаранты) с лозунгами (то есть «обращения к неопределенному кругу граждан» с целью «выражения личных, групповых или общественных интересов» в виде, например, «призывов к протесту»),

г) проводиться без разрешения акимата.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 58 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика