Четверг, 04 июля 2019 12:29

КАК ОБУЗДАТЬ ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ? Избранное

Автор

Несмотря на летний период, в Казахстане продолжают дорожать овощи и продукты. По данным Energyprom.kz, за июнь 2019 года в республике резко подорожали продукты — картофель, морковь, репчатый лук, свекла, мясо, молочная продукция, крупы, мука и другой провиант. Народные коммунисты Казахстана обеспокоены гонкой цен на продукты питания и предлагают начать борьбу с высокими ценами с масштабного поэтапного аудита ценообразования на базовые товары и услуги.

Согласно исследования Energyprom.kz, за июнь 2019 года в супермаркетах и на базарах Казахстана резко подорожали овощи нынешнего урожая — картофель, морковь и репчатый лук, на 21,3%, 18,8% и 16% соответственно. Цены на свёклу выросли на 3,1% за месяц. В то же время, более ранняя капуста с появлением местного урожая обходится потребителям на 50,6% дешевле, чем месяцем ранее. Цены на свежие помидоры и огурцы также упали за месяц — на 29,5% и 28,1% соответственно.

55

Также к июлю этого года подорожала продукция птицеферм: куриные окорочка — на 2,4% за месяц, куры — на 0,7%. Впрочем, цены на яйца, напротив, сократились на 6,3% за месяц.

Цены на красное мясо и мясные изделия тоже выросли: на баранину с костями — плюс 2,2% за месяц, на говядину — плюс 1,9% за месяц, на конину — плюс 1,5% за месяц. Цены на мороженую рыбу выросли на 1,7%, на свежую рыбу — на 1,3% за месяц.

Молочная продукция выросла в цене менее, чем на 1% за месяц. А цены на творог и сырое молоко сократились — на 0,5% и 1,9% соответственно.

56

Кроме того, за июнь подросли цены на крупы и макароны – основные ингредиенты питания малообеспеченных казахстанцев. Так, на 4% вырос в цене рис, на 3,7% — пшено; цены на манную крупу увеличились на 2,4%. Пшеничная мука высшего сорта подорожала на 1,6% за месяц, первого сорта — на 1,2%.

Среди макаронных изделий цены на рожки выросли на 1,1% за месяц. Цены на вермишель и лапшу изменились в пределах 1%, так же, как на хлеб и сдобу.

57

В сегменте напитков питьевая вода подорожала на 1,5%, водка — на 0,6% за месяц. Цены в секторе бакалейной продукции показали незначительный рост — менее чем на 1% за месяц.

58

Аудитом по ценам

         Народные коммунисты Казахстана обеспокоены гонкой цен на продукты питания.

        – В последнее время с тревогой наблюдаю за ростом цен на продукты! – отметил депутат Мажилиса Парламента РК, руководитель фракции «Народные коммунисты» Айкын КОНУРОВ. – Понятно, что стоимость тех продуктов, которые мы завозим, зависит от внешних факторов. Но та продукция, которая выращивается и производится у нас, откуда берется ценообразование? Походы в магазин облегчают кошелек казахстанцев за месяц в среднем на 40%. Немало и тех, кто тратит на еду больше половины семейного бюджета. Ленин в своем труде «Развитие капитализма в России» определял такой уровень жизни как «низший», к этой группе относил безлошадных крестьян. Как мы откатились на сто лет до их горемычного существования? В нашей стране, которая по площади занимает 9 место в мире, где очень много земли, пригодной для растениеводства и животноводства, цены растут, как на дрожжах. Мясо на рынке, говядина в пределах 2000-2500 тенге за килограмм. Каждый второй казахстанец отказывается от этого продукта, так как это дорого для наших людей. Картофель подорожал в июне уже на 20 процентов! Во всем мире признано, что реальная инфляция существенно отличается для разных групп граждан. Поэтому и понимать нужно настоящее ощущение роста расходов, а не «среднюю температуру по больнице».

Депутат-коммунист А.Конуров предлагает вместо бесполезных рейдов чиновников по базарам ввести масштабный поэтапный аудит ценообразования на базовые товары и услуги:  

– Какие в этой связи следует сделать выводы? – задается вопросом А.Конуров. – Во-первых, макроэкономические ориентиры явно нуждаются в корректировке. Ранее было взято направление на удержание инфляции, отказавшись от удержания валютного курса. Но теперь очевидно, что при падающем курсе тенге мы не смогли установить контроль за уровнем цен. При таком раскладе смысл инфляционного таргетирования исчезает. Во-вторых, ситуация с ценами сейчас обретает особое звучание. Государство выделяет очень большие средства для повышения уровня доходов той части населения, которая в этом наиболее нуждается. Но повышение цен съедает степень эффективности такой меры. Бюджетные средства в итоге уходят не социально-уязвимым группам населения, а поставщикам товаров и услуг, превращаясь из социальной поддержки в экономическую субсидию, зачастую, иностранным производителям!

Общаясь с избирателями, от большинства бюджетников приходится слышать, что важнее даже не рост зарплат, а удержание ползучего, непрерывного роста цен. И если мы не хотим допустить, чтобы госпомощь обернулась новым витком социального напряжения, нужно кардинально менять ситуацию с ценообразованием! К примеру, недавно авиакомпания FlyArystan начала продавать билеты на рейс между двумя столицами по цене от 7 тысяч тенге. Понятно, что эта новость была встречена очень позитивно. Вместе с тем, она вызывает резонный вопрос о реальном уровне рентабельности остальных тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки. Иными словами, сколько население и бизнес переплачивало и переплачивает?

Настала пора от инфляционного таргетирования переходить к таргетированию издержек. Начать следует с масштабного поэтапного аудита ценообразования на базовые товары и услуги. Это абсолютно рыночная мера защиты прав потребителей и гораздо более эффективная, чем хождение чиновников по базарам с проверкой ценников. Она предполагает объективное изучение формирования издержек на всех этапах. Результаты такого аудита покажут реальные причины роста цен и возможности для их снижения. Только так мы сможем обеспечить решение задачи повышения уровня жизни казахстанцев.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 27 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика