Среда, 03 июля 2019 09:29

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ДУХА И РАЗДАЧА СЛОНОВ... Избранное

Автор

Каковы истинные цели приватизации в Казахстане? Вопрос до сих пор остается открытым. И если раньше принято было говорить каком-то переделе собственности, то сейчас процесс больше напоминает избавление государства от «балласта», то есть простите, советского наследия, и всех связанных с ним социальных обязательств.

 

 

 

«РАБОТАЕМ ЗА ЕДУ!»

1492

Многострадальную тему приватизации и ущерба, наносимого ей народу страны, в Парламенте неоднократно поднимала фракция «Народные коммунисты». На недавнем пленарном заседании Мажилиса, о ней снова заговорил руководитель фракции, депутат от КНПК, Айкын КОНУРОВ.

- В настоящее время ключевой государственной задачей является повышение уровня жизни населения, - напомнил он. - Для этого требуется увеличение реальных доходов...

Однако, как показывает практика, зарплаты и пособия у нас растут очень медленно. В результате, что закономерно, ухудшается структура расходов. И получается, что наши граждане сейчас имеют возможность заработать, образно говоря, только на еду.

- Доля затрат казахстанцев на продовольствие достигла рекордного за последние пять лет значения, - подчеркнул коммунист. - Практически половина расходов идет на продукты.

В этих условиях особый смысл для поддержания уровня жизни получает доступность и качество социальных услуг. По сути, это остается единственным способом улучшения социального самочувствия граждан и инвестиций в человеческий капитал. Но и здесь все очень и очень непросто, потому что государство отнюдь не горит желанием такие услуги оказывать.

- В настоящее время в данной сфере взят курс на тотальное разгосударствление, - констатировал народный избранник. - В базе проектов государственно-частного партнерства доминируют социальные объекты.

Среди них, в частности, строительство студенческих общежитий, по которым обещана рентабельность до 300 процентов. Насколько это возможно и в какую сумму обойдется будущим жильцам, относящимся отнюдь не к самой состоятельной категории населения, можно только догадываться. Вместе с тем ведется привлечение частных инвесторов и через приватизационные механизмы. Количество объектов, переданных в частные руки по комплексному плану приватизации, достигло почти 500.

- Из них ровно половина – объекты коммунальной собственности, - подчеркнул депутат.

ЧАСТЬ ИМЕЮ!

Не покривив душой, можно сказать, что приватизация в полном смысле слова отражается на физическом и моральном самочувствии казахстанцев. Через различные форматы приватизированы поликлиники, реабилитационно-оздоровительные комплексы, диагностические центры, диспансеры, санатории, спортивные клубы, музыкальные и изобразительные школы, дворцы спорта, дома школьников. Также приватизирован ряд медицинских, образовательных и научных учреждений, находившихся в республиканской собственности.

Передавая вышеперечисленное в частные руки, государство как-то слишком наивно надеялось, образно говоря, добиться «материализации духа» при помощи «раздачи слонов». То есть, что население получит необходимые услуги, а казна - прибыль. Однако итог получился весьма сомнительным.

- Никаких существенных поступлений в бюджет приватизация данных объектов не принесла, - уточнил Конуров. - Следовательно, главным результатом должно было стать снижение стоимости услуг, расширение их ассортимента, улучшение качества обслуживания. Но кто осуществляет измерение этих качественных показателей?

Вопрос конечно очень интересный. Потому что все чаще получается так, что постприватизационный контроль сводится к формальным индикаторам, включая сохранение профиля деятельности, числа рабочих мест и пр. Да и то исполняется чисто номинально.

- Фракция «Народные коммунисты» полагает, что уже настала пора провести качественный анализ итогов приватизации социальных объектов, - заявил коммунист. - При этом она должна быть выполнена с привлечением общественности.

Именно получатели социальных услуг, а не чиновники из высоких кабинетов, по мнению представителей фракции, должны дать свою оценку изменениям качества и доступности, произошедшим в результате приватизации. То же самое относится и к широко вводимым схемам государственно-частного партнерства.

- Полагаем необходимым выработать соответствующие форматы, включая электронное анкетирование и обратную связь, - объяснил депутат.

Кроме того, коммунистам так же очень интересно, какой объем инвестиций был вложен в объекты, приватизированные по комплексному плану? И, соответственно, сколько там было создано новых рабочих мест, и насколько (в физическом и денежном выражении) выросли объемы произведенной продукции и оказанных услуг?

- Так же хотелось знать, - завершил свой запрос депутат, - насколько сократилось число работников государственных органов и квазигосударственных структур в связи с приватизацией около 500 объектов?

Обращение направлено на имя премьер-министра Аскара МАМИНА.

СПРИВАТИЗИРОВАТЬ ДО НУЛЯ

Как нетрудно догадаться, коммунисты идею приватизации не одобряют. Впрочем, они не одиноки. Большинство казахстанцев воспринимает данный процесс негативно, исходя из опыта прошлого: старшее поколение прекрасно помнит оголтелую приватизацию 90-х годов, принесшую доходы только небольшой группе людей, зато проблемы - всем остальным.

- Я думаю, что сейчас все прекрасно видят плоды той приватизации, - отмечает Конуров. - Многие промышленные предприятия, которые ушли «с молотка», просто прекратили свое существование, или от них остались только названия.

Нынешняя волна приватизации, реализуемая на сегодняшний день, проходит, к сожалению, так же бессистемно.

- Словом, все делается ради того, чтобы избавиться и сбросить с государства некоторые объекты, которые, ему якобы неинтересны, - говорит мажилисмен. – Но они интересны всему обществу. Понятное дело, что чиновникам намного легче, когда нет ответственности на местном бюджете. За сами объекты, за их функционирование, поддержание. Но мы считаем, что это неправильно.

Как показывает практика, бизнесмены, которые приобретают эти объекты, конечно, формально соблюдают все внешние атрибуты. На первых порах они сохраняют профиль организаций, количество работников и т.д. Но потом государственный контроль постепенно слабеет...

- Для государства это, как говорится, «с глаз долой – из сердца вон», - разъясняет коммунист. – А значит, объекты просто-напросто потом перепрофилируются или же оставляют буквально 10-20 процентов социальных услуг. А остальное все уходит под коммерцию.

ИЛЛЮСТРАЦИИ ПРИВАТИЗАЦИИ

Когда такое отношение касается социальной сферы или коммунальной собственности ЖКХ, то впору кричать: «Караул!» Далеко не все граждане Казахстана, исходя из скромных размеров семейного бюджета, смогут осилить социальные и коммунальные услуги по коммерческим ценам. И, как правило, бьет это по самым социально-незащищенным и малоимущим слоям населения – пенсионерам, многодетным, инвалидам...

76

Депутат фракции «Народные коммунисты» Владислав КОСАРЕВ неоднократно поднимал тему возрождения в Казахстане санаторно-курортного лечения.

- Оно перестало функционировать как важная составляющая часть реабилитации и профилактики заболеваний, - говорил он. - Сегодня многие санатории сохранились, используются как базы отдыха и имеют сезонную загрузку. Стоимость пребывания в санатории крайне высока. Она позволяет за летние месяцы получить столько выручки, что ее хватает на зимний период, когда здравница пустует...

В итоге, в большинстве своем такие организации превратились в источник дохода, а простые граждане остались без необходимых для здоровья услуг. Попутно «советское наследие» ветшает и разрушается, потому что бизнесмены выжимают из новой собственности ресурсы по максимуму, а оплачивать ремонт инфраструктуры отнюдь не спешат. Зачем, если здравницы приносят прибыль итак.

- Мы не должны допустить, что бы достояние общества было обращено в источники наживы и утратило свое благотворное предназначение, - подчеркивал Косарев.

Судьба казахстанских здравниц – наглядная иллюстрация того, к чему приводит приватизация. Бизнесмены стригут купоны, а рядовые граждане пашут на износ и просто не могут обеспечить себе отдых. «Молодеют» инсульты, инфаркты и другие сердечно-сосудистые заболевания. И все это называется «свободный рынок».

- Большая часть людей у нас закредитована, - поддерживает коллегу Конуров. - Они не могут себе позволить нормальный отдых даже на территории своей республики.

Процесс получился по сути необратимым. Сейчас возвращать здравницы «под крыло» государства сложно, дорогостояще и, скажем честно, практически невозможно.

- Тут, конечно, встанет вопрос частной собственности, - уточняет Конуров. - В условиях рыночной экономики и различных рейтингов, к которым мы так стремимся, сейчас изымать частную собственность, означает нанести очень серьезный удар по инвестиционному климату.

То есть варианта тут два. Первый - решать вопрос кардинально и проводить полную национализацию организаций на государственных условиях, что маловероятно. Второй – решить все по рыночному, а именно, поднимать экономику, увеличивать зарплаты до уровня стран ОЭСР, и по итогам, повышать уровень жизни граждан в целом. То, о чем так долго говорили современные демократы, но что при нынешних реалиях кажется еще маловероятнее.

ПОКА ВЗРЫВ НЕ ГРЯНЕТ...

Есть у нас и более печальный опыт разгосударствления инфраструктуры. Помнится в Казахстане как-то, сгоряча, передали в частные руки даже ряд гидросооружений. Чем закончилось дело, тоже все помнят.

- Приватизация стратегических объектов и объектов повышенной опасности, это чревато последствиями, - считает Конуров. - Потому что любой предприниматель, понятное дело, нацелен в первую очередь на возврат инвестиций. Это непреложная истина рынка.

Дальнейшее тоже предсказать не трудно. В погоне за прибылью, бизнесмен вряд ли станет вкладываться повышение качества услуг или улучшение качественных характеристик стратегического объекта, если на этом можно сэкономить. А пока что на практике мы видим техногенные катастрофы, где немалую роль сыграл человеческий фактор, а точнее – человеческая жадность.

- Я думаю, что если стратегические объекты проходят приватизацию, тогда над ними должен быть жесткий контроль, - подчеркивает коммунист. - Но в условиях разгула коррупции любой жесткий контроль можно сделать очень мягким.

Словом, суровость проверяющих прямо и пропорционально зависит от вложенной суммы и количества в ней нулей. А государство, к сожалению, пока что не достаточно хватает даже на проверку безопасности собственных объектов стратегической важности. И прецедент с Арысом наглядно доказал это.

- С момента Независимости, в течение долгого времени объект не перенесли на безопасное расстояние от города, - констатирует Конуров. - Тут тоже возникают вопросы, почему это не было сделано.

В свое время депутаты Мажилиса направляли запрос Правительству на данную тему и говорили о серьезной опасности для местных жителей. Тогда их предупреждений никто не услышал. Так же, к сожалению, их не хотят слышать и сейчас.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 117 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика