Понедельник, 24 июня 2019 16:40

НУЖНА ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ! Избранное

Автор

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, в 2018 году в отношении детей было совершено 2125 преступлений. Наблюдается рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних на 8,8 %! Для сравнения, в 2017 г. было 356 таких преступлений, в 2018 году – уже 739. Вместе с тем, среди детей зарегистрировано 3156 правонарушений. В чем причины агрессии у казахстанских подростков? Какими методами остановить волну насилия? На эти и другие вопросы корреспондента портала «Rezonans.kz» отвечает практический психолог, кандидат психологических наук, специалист в области буллинга Алия БАЙЗДРАХМАНОВА.

16730120 1637085946587273 3475081587327627656 n

– Алия Камидуловна, почему наши подростки и молодежь ожесточаются?

– По моим сугубо личным наблюдениям, жестокость среди подростков   является сегодня следствием агрессивности и конфликтности в обществе в целом. Агрессией словно пропитан воздух: водители не уступают друг другу на дорогах, не пропускают скорую помощь, озлобленные люди хамят в очередях и других людных местах, ругаются, дерутся, плюют на улицах, мусорят. На улице и дома взрослые нередко выясняют отношения на повышенных тонах, на кулаках. А ведь дети и подростки видят растущую агрессию взрослых и вольно или невольно ее перенимают. Воспитание детей в современной казахстанской семье сопровождается изменением ее структуры, стиля родительско-детских отношений, ростом конфликтов. И многие из этих конфликтов имеют ярко выраженный насильственный характер.

Диагностируя психическое поведение подростка, мы выделяем восемь форм проявления агрессивного поведения. Возможно, в переходном возрасте они даже становятся предрасположенными к травле слабых сверстников. Такое поведение дает шанс самоутвердиться за счет слабых. Для подростков характерно «стадное» поведение, психологи оценивают такие реакции в поведении ребенка исходя из принципа «толпы», когда возникает желание у ребенка соответствовать групповым правилам общения, и это было всегда. Сегодня же, из-за утраты идеологических ориентиров, отсутствия молодежных и подростковых организаций, отсутствия бесплатных кружков и секций, разумеется, проблемы молодежной среды только усугубились!  

Хоть и укомплектовали штаты всех школ психологами и социальными работниками, бороться с буллингом очень сложно. Современная школа не всегда является безопасным учреждением для ребенка. То есть не все завязано на психологии, и не «плохие школьные психологи» во всем виноваты. Окружающая действительность в большей степени формирует психологию ребенка.

– Но ведь как-то же школы должны бороться с насилием в среде подростков?

– Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-психолого-педагогическая проблема. В Казахстане до недавнего времени школьная травля вообще не рассматривалась как специфическая ситуация социального взаимодействия. У нас насилие в школах является закрытой темой, которая во избежание конфликтов замалчивается. Проблема насилия в казахстанских учреждениях дошкольного и среднего образования относится к категории проблем, которые долго было принято не замечать, делать вид, что ничего не происходит. Отдельные элементы насилия описывались как «проявления агрессивности», «виктимизация», «низкий социальный статус в группе».

Считаю, что буллинг в современной казахстанской школе является и продолжением авторитарных способов управления, притеснения детей, практикуемых в семье и школе. Иногда насилие провоцирует сам педагог: низкая самооценка, отсутствие личностного роста, профессиональные трудности, проблемы в личной жизни приводят к тому, что учитель кричит и оскорбляет детей, иногда поднимает руку на ребенка, занижает оценки по предмету и демонстрирует явные негативные качества. Из своей практики я могу отметить, что школа обращает внимание чаще всего на такие действия педагога лишь тогда, когда ситуация выходит за рамки образовательного учреждения и становится резонансным случаем.

Виды буллинга разнообразны: это постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни, высмеивание, присвоение кличек, бесконечные замечания, унижение в присутствии других детей, изоляция, отказ от общения. Травят новеньких, слабых, «сажают на счетчик», избивают и так далее. По мнению известного психолога И.С. Кона, буллинг – это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».

Но есть и «национальные особенности» буллинга. Например, девочка- подросток, воспитанная по принципам восточного менталитета, будет чаще проявлять покорность, терпимость, услужливость, что может сформировать у себя поведение жертвы.          

– Опишите портреты типичной «белой вороны» и ребенка-тирана?

– Д. Ольвеус в своих работах выделил следующие типичные черты детей –инициаторов буллинга. К категории зачинщиков относятся дети, уверенные в том, что господствуя и подчиняя себе других одноклассников, им гораздо легче будет добиваться своих целей; легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением; не умеющие сочувствовать своим жертвам; физически сильные мальчики и девочки. Инициаторами травли могут быть также дети, желающие быть в центре внимания, уверенные в своем превосходстве над жертвой, с высоким уровнем притязаний, мечтающие быть лидерами в классе, дети, не признающие компромиссы, со слабым самоконтролем.

Наиболее часто жертвами насилия становятся дети, имеющие физические недостатки, имеющие сниженный слух или с нарушениями двигательных функций. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче подходят под роль жертвы.

– Как остановить волну насилия в казахстанских школах?

– В Казахстане распространены следующие виды школьной травли: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-учитель, учитель- родитель. Самая эффективная антибуллинговая программа, инициированная Д. Ольвеусом, успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 года придан статус приоритетной общенациональной программы. Я предлагаю именно такие новые подходы. Школьная медиация – это хороший подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы образования в Казахстане.

Насколько я знаю, в школах ЗКО в 2017 году открывались кабинеты медиации в рамках пилотного проекта. Ранее такой «пилот» проводился в столице Казахстана. Однако, не было широкого освещения результатов этих пилотных проектов. Считаю, что нам нужно продолжить работу в этом направлении. В Казахстане нет исследований по вопросу примирительных процедур для разрешения школьных конфликтов, связанных с насилием. В нашей стране нет ни одного официального центра школьной медиации, который бы эффективно снизил показатели насилия в школе и научил бы детей конструктивному общению! Назрела острая необходимость разработки технологии по превентивному предупреждению насилия в казахстанской школе.

Несколько лет назад мы провели анкетирование в школах, результаты оказались любопытными. Всего в исследовании приняли участие 600 человек, из них 300 детей, 220 родителей, 80 педагогов. На вопрос «Нужна ли в школе служба, помогающая решать конфликтные ситуации среди учеников, учителей?» – 70 % родителей ответили положительно, 30% родителей считают, что дети разберутся с конфликтами и насилием в школе самостоятельно. 85% педагогов ответили утвердительно, 15% педагогов считают, что конфликты они разрешают сами в рамках своей профессиональной компетенции. 72% учеников считают, что есть необходимость в такой службе примирения, 18% учеников уверены, что все ситуации решают родственные связи и лишь 10% конфликтов рассматривает школьная администрация.

Считаю, что именно школьная медиация – это реальный подход к предотвращению насилия среди подростков, разрешению спорных и конфликтных ситуаций в системе образования в Казахстане. Кроме того, есть юридические методы борьбы с насилием. Родителям необходимо популярно разъяснять своим детям, что буллинг в виде физического насилия и вымогательства – это не детские забавы, а уголовное преступление. За совершение преступления придется отвечать перед законом, и в дальнейшем это наказание может лишить подростка будущего, всяческих перспектив, перечеркнуть карьеру, испортить жизнь.

Однако, помимо психологической и разъяснительной работы с подростками в семье и школе, нужно создавать, прежде всего, социально-экономические условия для снижения молодежной преступности, повышения статуса института семьи –например, открытие социально- психологических центров для детей и подростков с целью формирования потенциала жизнестойкости и толерантности. Только при таких условиях школа будет по- настоящему безопасной средой, где с удовольствием будет работать современный педагог, а дети будут получать не только знания по предметам, а настоящие уроки миролюбия.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 144 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика